"... Свет в одном окне
заветном
Над Москвой-рекой в
Кремле".
70 лет назад в СССР
огромно было воспитательно-образовательное значение грамматического разбора:
«В помощь
молодому учителю
Грамматический
разбор и его основные задачи
Грамматический
разбор в начальной школе, как и в неполной средней школе, должен занимать
большое место при изучении грамматики. Как вид работы по закреплению
грамматических знаний он имеет огромное значение, заключающееся в том, что
грамматический разбор учит учащихся разбираться в языковых фактах, учит
применять знакомые детям положения и выводы к отдельным примерам, а частные
конкретные случаи – подводить под то или иное обобщение…
… Пример
разбора предложения для 4 класса.
…Ребята внимательно
слушали доклад Сталина.
Определяем, что это
предложение простое (выражена одна мысль), распространенное (кроме главных
членов есть второстепенные), повествовательное (содержит простое сообщение без
восклицания и вопроса).
Выделяем сначала по
вопросам главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). Кто слушал доклад?
– «ребята» - подлежащее (устанавливаем формы, т.е. падеж, род, число).
Что делали ребята? –
«слушали» - сказуемое, выражено глаголом (устанавливаем форму, т. е. лицо,
спряжение и т.д.)
Затем разбираем
пояснительные слова при сказуемом: что ребята слушали? – «доклад» - дополнение,
выраженное именем существительным. Доклад чей? – «Сталина» - определение к
слову «доклад» - выражено именем существительным.
Как ребята слушали
доклад? – «внимательно» - обстоятельство образа действия, выраженное наречием.
При подлежащем в
данном предложении пояснительных слов нет. Нужно, что бы ученики разбирали
сначала все пояснительные слова при одном из главных членов, а потом
пояснительные слова при других членах. Полезно разбивать слова на пары,
например:
ребята слушали
слушали доклад
доклад Сталина
слушали внимательно…
… Повторяю, что при
правильно поставленном грамматическом разборе мы достигаем следующего:
а) углубляются и
закрепляются грамматические знания учащихся;
б) грамматический
разбор является одной из мер борьбы с безграмотностью учащихся – основным злом
нашей школы;
в) учит учащихся
понимать языковые факты, способствует развитию мыслительных способностей
учащихся;
г) развивает речь
учащихся через обогащение и уточнение словаря учащихся;
д) помогает
воспитывать нашу детвору в духе коммунистического воспитания, отражая
общественно-политические события, связанные с жизнью советского народа, с
жизнью нашей страны.
Следовательно,
воспитательно-образовательное значение грамматического разбора огромно.
К. Литус,
преподаватель
педагогического училища».
("Советский
Сахалин", 1946, № 199 (6, октябрь), с. 4).
Комментариев нет:
Отправить комментарий