пятница, 1 апреля 2016 г.

"Ведет нас учитель к высотам орлиным…"

"... Вперед, неуклонно вперед.
В снегах Приамурья, в степях Украины –
Везде его славит народ".


70 лет назад в СССР чтение вслух конспектов помогало не только хорошо усваивать материал, но и своевременно исправлять допущенные ошибки:
«Изучая речь товарища товарища Сталина
Партийное бюро кохсохимического цеха поручило мне в кружке комсомольского актива провести несколько занятий, по изучению речи товарища Сталина перед избирателями Сталинского избирательного округа города Москвы 9 февраля 1946 года. По согласованию с постоянным руководителем кружка инженером Ф. И. Приставко, я разработал план занятий и решил приложить все усилия,  чтобы как можно глубже и одновременно доходчивее преподнести своим  слушателям этот ценнейший документ.
Из 12 слушателей кружка 8 имеют образование в объеме семи классов, поэтому было очень важно добиться наиболее простого и понятного изложения материала. Из опыта, пропагандистской работы я знал, что слова иностранного происхождения, даже наиболее часто  встречающиеся, например, «аграрный», «империалистический», «монополия» и т. д. нередко проходят мимо внимания слушателей. Не отклоняясь от основной темы, я стал давать наиболее точное и краткое определение этих понятий простыми разговорными словами. Особое внимание обратил на слабое знакомство слушателей с географией и принес на занятия хорошую географическую карту мира.
Для изложения материала я избрал следующий метод. Вначале, ознакомив кружковцев с текстом, своими словами рассказывал небольшой раздел речи товарища Сталина, от одного до трех абзацев,после чего закреплял рассказанное приведением одной—двух цитат. Делая краткий вывод из всего сказанного, я задавал кому-либо из слушателей вопрос с целью проверить, правильно ли поняли мое объяснение. Если я убеждался, что меня поняли правильно, то диктовал для конспектирования несколько фраз, обобщающих пройденный раздел. Такой способ оказался удачным.
Недостаточная подготовка слушателей вынуждала меня в отдельных случаях несколько выходить за рамки основного материала.
Например, по первому разделу я посвятил несколько минут таким вопросам, как неравномерность развития капитализма и причины возникновения первой мировой войны. По второму разделу для лучшего объяснения причин прочности советского строя я кратко коснулся вопроса о стоимости, цене, прибыли и ее распределении.
По третьему разделу потребовалось рассказать о промышленном перевороте в Англии и т. д.
На изложение и конспектирование материала с одновременным применением карты,  я затрачиваю 65-70 минут. После этого я прошу одного из слушателей прочесть вслух свой конспект. Это помогает не только хорошо усваивать материал, но и своевременно исправлять допущенные ошибки. Остальные 20-25 минут я затрачиваю на опрос слушателей. Вооружаясь указкой, они по одному выходят к карте и, отвечай на мои вопросы, освещают отдельные разделы пройденного материала.
Нередко задают вопросы отвечающим и сами слушатели.Следующее занятие мы начинаем с повторения прошлого раздела путем беглого опроса и только потом приступаем к очередному разделу.
Такой метод дал положительные результаты. Значительно возрос  интерес слушателей к политическим вопросам. Наши комсомольские активисты показали, что они не только хорошо освоили основной материал и некоторые важнейшие положения марксистско-ленинской теории, но и сами могут их неплохо объяснять.
Очень хорошо освещают в своих выступлениях все разделы речи товарища Сталина член комитета комсомола Лидия Федоровская, машинист загрузочного вагона агитатор Юрий Берег, лаборант Михаил Сиренко, тт. Бояркина, Логоцкая, Водовозова, Григорьев и другие.Например, тов. Федоровская рассказывая об образовании трестов и концернов, привела очень яркий пример о фабриканте, изготовляющем шляпы стоимостью в два доллара и позже объединяющегося с другим таким же фабрикантом, что дало им возможность завоевать господство на рынке и продавать шляпы уже по 2 доллара 50 центов, значительно увеличив свою прибыль. Хорошо осветил вопрос о прочности советского государственного строя т. Сиренко. Все это говорит о том, что слушатели, хорошо изучая речь товарища Сталина, глубоко ее понимают.
Сейчас наш кружок заканчивает изучение речи товарища Сталина. Я уверен, что готовящееся теоретическое  собеседование слушателей, еще лучше закрепит пройденный материал и расширит их политический кругозор. Это будет лучшим залогом того, что наши комсомольцы-активисты сумеют повести за собой несоюзную молодежь  и сами  основательно подготовятся к вступлению в ряды большевистской партии.
А. Гофман, секретарь комитета ВЛКСМ коксохимического цеха».

Комментариев нет:

Отправить комментарий