"... И вся
косноязычная держава
Вонзилась в слух,
как в рыбу острога".
«Великий гражданин»
...Траурная музыка.
Склоненные знамена. Заплаканные лица. И полные страсти и жизни слова Каца:
- Он был гражданином,
великим гражданином! Он умел любить , умел и ненавидеть...
Так кончается фильм. Но смерть замечательного человека не уносит с собой
веры в ту борьбу, которую он вел, веру в прекрасное будущее, за которое он
отдал жизнь. За два часа в кино сердце каждого зрителя преисполняется любовью к
герою фильма, к герою нашего времени, великому гражданину великой страны и
хочется вновь вспомнить весь этот прекрасный фильм, кадр за кадром, всю прекрасную
жизнь и работу большевика Шахова.
Вот он среди строителей большого канала. Широкий взмах руки, искренняя
улыбка, умные и горячие глаза... Он просто разговаривает со строителями,
интересуется каждой мелочью, непринужденно хохочет. Это человек, который любит
свой народ и работает ради его интересов.
И народ любит Шахова. Волнующая его встреча с рабочими ударниками на
многолюдном совещании передовиков социалистического труда. Его окружают
девушки, с ним беседуют колхозники, его приглашают – «приезжайте к нам».
Вот он лицом к лицу с хитрым умеющим замаскироваться врагом Земцовым,
который пробрался на пост второго секретаря крайкома. Шахов сумрачен. Свинцовая
ненависть к Земцову застилает его глаза... Или встреча с инженером-вредителем
Авдеевым... Шахов презирает этого негодяя и беспощадно, прямо в лицо говорит: -
«Вы не находите, что для вас сейчас самый подходящий момент подать заявление об
уходе». Враги видят непобедимую силу в этом человеке, они бессильны вести
политическую игру с ним, и решают идти на самое преступное, на самое трусливое,
- на убийство.
В фильме, замечательном и по тематике и по разрешению ее задачи, образ
Шахова раскрывается очень глубоко. Перед зрителем встает партийный
руководитель, умеющий любить и ненавидеть, прекрасный человек, истинный
гражданин своей горячо-любимой родины. Он прост в отношениях с людьми. Чуток к
проявлению всего нового, творческого в народе. Смел и решителен.
Жизнерадостен. Зритель смотрит на него и ждет что вот-вот Шахов, скажет, как
Киров: «Чорт его знает, если по-человечески сказать, так хочется жить и жить!»
Шахов – это цельный
и законченный образ человека нового общества, большевика, борца. Удача артиста
Боголюбова, исполняющего эту роль, может быть объяснима только тем, что он
нашел в жизни тип замечательного человека и перенес на экран его основные
черты. Конретнее: «широкий жест, острое слово, легкая походка, необыкновенная
многоговорящая улыбка, энергичность движений, - признается сам
артист, - все это идет от образа Кирова».
Да и сами зрители
узнают в Шахове этого великого трибуна революции, любимого всем народом.
И какими ничтожными
кажутся в сравнении с ним все эти прогоревшие Боровский, Карташев, Авдеев и
другие! Их давно вышвырнули из истории, как признается Боровский. Ничего, кроме
презрения, не вызывают они у зрителей.
Постановщик фильма
сумел показать их оторвавшимися от масс, одинокими, какими они и были на самом
деле. Это подчеркивается в каждом кадре: низкое подземелье, согнутая фигура
озлобленного Боровского... Огромные пустующие залы: щупленькая фигура
крадущегося террориста... Комната у Пятакова: важный иностранец и в роли его
лакея русский предатель Карташев...
Вся эта мразь пришла
к своему естественному концу.
Народ сумел очистить
от нее советскую землю, удалил смердящий запах из советского воздуха.
В картине «Великий
гражданин» нет слабых и посредственных мест. Нет ничего легкого, наивного и
наигранного. Каждый кадр – это кусок подлинной жизни. Техническая сторона
фильма – на высоте его идейного содержания.
Картина учит быть
гражданином своей родины, быть таким, каким был большевик Шахов, прекрасный
человек и замечательный партийный работник.
Л. Огневский».
("Восточно-Сибирская
правда", 1940, № 13 (16, январь), с. 4).
Комментариев нет:
Отправить комментарий