вторник, 4 ноября 2025 г.

"Напрасны злобные старания всех поджигателей войны..."

"… Им не нарушить кладки здания
Рожденной заново Германии —
Демократической страны!"


75 лет назад в СССР образы советских офицеров рисовались скупыми, выразительными штрихами в строгой реалистической манере:
"Театр
"Жизнь начинается снова"
"Советский Союз открыл немецкому народу путь мира и мирного строительства…"
(Из выступления Вильгельма Пика на III съезде Социалистической Единой партии Германии)
Англо-американские империалисты, нагло игнорирующие интересы немецкого народа, превращают Западную Германию в свой военный плацдарм. Только Советский Союз, неукоснительно выполняя Потсдамские решения, последовательно борется за создание единой миролюбивой Германии, за будущее немецкого народа.
Новая пьеса В. Собко "Жизнь начинается снова" не претендует на широкий охват событий, происшедших в послевоенной Германии. Действие пьесы развертываются в небольшом городке Мариенборне, в советской оккупационной зоне. Однако автор сумел выполнить основную задачу — на примере работы советской военной комендатуры показать огромную роль Советского Союза в становлении новой демократической Германии.
Пьеса поставлена в Московском драматическом театре имени К. С. Станиславского. Режиссер спектакля Ю. Мальковский нашел выразительные средства для раскрытия идейно-политической сущности пьесы. Перед зрителем предстают простые советские люди: помощник военного коменданта Сергей Славин, его жена майор Нина Славина, сержант Коваленко, переводчица Таня Кольцова. Сознание своего долга перед советской Родиной, пославшей их на трудный и ответственный участок работы, высокие идеи социалистического гуманизма, горячее желание помочь немецкому народу начать новую жизнь — вот что направляет их помыслы и дела, руководит их поступками.
"Кажется, что делаем мы будничную, неинтересную работу, а в действительности двигаем мы вперед, к коммунизму, весь мир. Надо понять все, что происходит сейчас в Германии", — говорит Нина Славина. Артисты Б. Балакин (Сергей Славин) и Н. Кринская (Нина Славина) пошли по верному и, пожалуй, единственно правильному пути. Образы советских офицеров нарисованы скупыми, выразительными штрихами в строгой реалистической манере. Сергей и Нина Славины — это люди действительно глубоко понимающие все происходящее, умеющие находить правильные решения самых сложных вопросов.
Мы видим, как при поддержке представителей советской страны возрождается жизнь на освобожденной от фашизма земле, как за переустройство этой жизни берутся сами немцы: сначала робко и неуверенно — рабочий Отто Берг (артист В. Некрасов), назначенный директором фабрики, смело и горячо — крестьянин Клаус Нейдорф (артист Е. Леонов), поднявший бедняков на раздел помещичьей земли, страстно и убежденно — режиссер-коммунист Ганс Рихтер (артист Л. Елагин), создающий новый театр.
Но не так легко оказалось найти свое место в новой жизни артистке Грете Норман. За отказ играть в фашистских спектаклях во время гитлеровского режима Грета была выслана из Берлина в Мариенборн. Здесь, выражая свое презрение к растлителям настоящего искусства, знаменитая драматическая актриса стала ресторанной певицей. Автор пьесы тонко и последовательно показывает сложный процесс перестройки сознания Греты Норман, вначале оказавшейся неспособной понять происходящие события, но затем твердо вступивший на путь служения новой Германии.
Глубоко и правдиво раскрывает артистка Т. Гурко мучительные переживания Греты Норман, ее ошибки и заблуждения и, наконец, радость творческого труда на благо народа.
Мы встречаемся с Гретой Норман в самом начале спектакля. Несколько дней назад в Мариенборе отзвучали последние выстрелы. Германия пала. С ужасом ждет Грета, что же будет дальше. Ей кажется, что с приходом советских войск для нее потеряны не только искусство, но и родина. Подавленная и растерянная артистка соглашается на предложение бывшего деятеля нацистской партии Шредера уехать в Голливуд. "Теперь у меня нет родины. Чем дальше от Германии, тем лучше", — говорит Грета-Гурко, и ее фраза звучит, как приговор над своей совестью.
Нам нетрудно представить дальнейшую судьбу талантливой артистки в Америке: или, окончательно растоптав свое достоинство настоящего художника, она пойдет в услужении к новым фашистам и гангстерам от искусства, или же пополнит армию безработных актеров.
На такой путь толкает Грету Норман кучка предателей немецкого народа, возглавляемая агентом англо-американских империалистов нацистом Шредером. Срывать все мероприятия советских и местных немецких властей, не допустить даже открытие театра — таковы задания, полученные Шредером от своих новых хозяев.
Но в борьбу за Грету Норман вступают работники советской комендатуры и прогрессивные деятели нового театра Ганс Рихтер, Эдуард Кнорре и Марта Гезике, считающие искусство одним из важнейших средств в деле строительства демократической Германии. История этой борьбы и составляет сюжет пьесы. Глубоко в сердце Греты западают слова Нины Славиной: "Ваш народ спросит вас: что делала в эти годы, когда мы делили землю когда в нас стреляли помещики, когда мы поднимали Германию из праха и пепла, замечательная немецкая актриса Грета Норман?". Что делать? Об этом мучительно думает актриса. Ей кажется, что будут нарушены принципы "чистого"искусства, если она согласится играть в советской пьесе, принятой к постановке новым театром. Но именно настоящая, большая правда советской пьесы и помогает актрисе освободиться от буржуазных предрассудков.
Отлично проводит Т. Гурко сцену, в которой представитель американской кинофирмы в Западной зоне Германии Куперт предлагает Грете играть в антисоветском фильме. В этом же фильме накануне второй мировой войны ей предлагалось сниматься Геббельс. "Значит, все начинается сначала? Значит, снова война, снова кровь?" — с ужасом спрашивает Грета у Куперта.
И мы явственно ощущаем как спадает последняя пелена с глаз актрисой ей становятся ясными истинные цели заокеанских дельцов — ярых врагов немецкого народа.
В финале спектаклей мы видим Грету Норман вместе с теми, кто строит новую Германию. И нет сомнения, что усилия, затраченные советскими людьми в борьбе за артистку, не остались бесплодны, ибо борьба за Грету является по существу борьбой за немецкую интеллигенцию.
В спектакли немало режиссерских и актерских удач. Хорошо поставлены сцены читки советской пьесы в новом театре, сцена ареста Шредера и другие. Тепло, с мягким юмором рисует Б. Лифанов образ сержанта Коваленко, мастерски зло разоблачает артист С. Маркушев матерого фашиста Шредера,  в остром сатирическом плане играют И. Прейс (Эльза Буш), Е. Весник (Флюгель), И. Козлов (Пичман). Все эти подонки общества — и ресторанная танцовщица Эльза Буш, и вылощенный франт с манерами шулера Флюгель, и бывший актер, мелкий воришка Пичман, готовы за пачку сигарет продаться своим американским "спасителям".
К сожалению, материал пьесы не дал возможности глубоко раскрыть образы Отто Берга, Клауса Нейдорфа и Ганса Рихтера. Схематизм в изображении этих истинных представителей немецкого народа несколько снижает политическое звучание спектакля.
К недостаткам постановки также следует отнести сцену в ресторане в той части, где показаны эксцентричные западные кабацкие танцы. Досадно, что здесь режиссеру явно изменила чувство меры. Неудачно сыграна В. Куманиным роль Куперта. Актер не нашел средств для изображения этого прожженного дельца, считающего доллар единственным мерилом человеческих отношений.
Несмотря на отдельные недостатки, спектакль смотрится с большим интересом. Этот интерес вызывается прежде всего умелым раскрытием важной и актуальной темы.
Поставив пьесу В. Собко, театр сделал полезное дело, показав послевоенную жизнь восточной части Германии и те сдвиги, которые там произошли благодаря бескорыстной помощи Советского Союза — могучего плота народов в борьбе за мир.
Г. Розенталь".
("Московский комсомолец", 1950, № 169 (5 ноября), с. 4)
.

Комментариев нет:

Отправить комментарий