вторник, 19 ноября 2024 г.

"Мы до зорьки в поля выезжаем..."

"... Нам отплатит земля
Урожаем".


75 лет назад политическая направленность и жизненность определяли положительные качества советских спектаклей:
"Театр
"Степь широкая"
Существо партийной, большевистской критики в том , что она поднимает боевой дух, укрепляет веру в победу, помогает движению вперед, умножает силы бойцов за коммунизм. Это в равной мере относится ко всем областям нашей жизни — борьбе за расцвет советской культуры, социалистической индустрии, социалистического сельского хозяйства. О большевистской критике и самокритике, помогающей передовым людям множить богатство народа, строить счастливую жизнь, и рассказывает пьеса молодого автора Н. Винникова "Степь широкая", поставленная в Центральном театре Красной Армии А. Поповым и А. Окунчиковым.
Советский журналист Кирилл Стрепет (актер Д. Сагал), заведующий сельскохозяйственным отделом редакции областной галеты "Правда Заречья", по праву привлекает в этом спектакле главное внимание. В образе Стрепета находит свое выражение идея пьесы и спектакля—идея борьбы за большевистскую критику и самокритику как подлинную движущую силу нашего развития.
Кирилл Стрепет — настоящий советский журналист, активный участник великой жизни и борьбы народа, советский патриот, главное свойство характера которого—глубокое чувство любви к социалистической Родине, активное стремление воплотить в жизнь великие предначертания большевистской партии. Эти качества характера, эти свойства души журналиста Стрепета особенно ценны потому, что они проявляются во всей его повседневной деятельности, в каждом поступке, в каждой статье.
В газете "Правда Заречья" Кирилл Стрепет написал статью о первых днях уборки урожая в Левобережном районе. Район— один из лучших в области. Но статья называется "Зазнайство и благодушие". Стрепет резко критикует Левобережный район за потери, допускаемые при уборке урожая.
В дни вражеского нашествия Стрепет был комиссаром в том самом партизанском отряде, которым командовал Остап Якименко, ныне секретарь Левобережного райкома. Таким образом, статья Стрепета направлена и против боевого друга. Зрители встречаются с Остапом Якименко (актер П. Константинов), как с человеком идейным, ясно представляющим себе, что именно в труде, в борьбе за коммунизм раскрывается самое существо человеческих характеров и отношений.
В первое мгновение, когда Якименко читает статью, ему кажется, что Стрепет ругает район с налета, что в статье смешаны и те, кто отстает, и те, кто идет впереди. Стрепет, как кажется Остапу Якименко, обидел своей статьей замечательных людей района. Но все-таки Якименко не позволяет чувству обиды внять верх над чувством справедливости: он советует перепечатать статью Стрепета в районной газете. Статья получает широкое распространение. Ее читают и те самые колхозники, о работе которых она говорит.
Труженики полей — колхозники — за Стрепета, ибо советские люди всегда поддерживали и поддерживают того, кто борется за осуществление дорогих, родных народу идей большевистской партии. Колхозники воочию видят, что критика Стрепета ничего общего не имеет с враждебным злопыхательством, что она сурова и резва, но ведется с позиций подлинно принципиальных. После  статьи Стрепета в районе развертывается настоящая борьба с потерями зерна при уборке урожая.
— У наших людей есть чему учиться,— говорит в спектакле секретарь Зареченского обкома Еремин (роль которого отлично исполняет А. Хохлов), —Партия воспитывает в них новые качества, и они по-новому трудятся, дружат по-новому, любят по-новому! Их отношения между собой — не прежние "приятельство", услужливость и лесть. Это взаимное уважение, доверие, критика и самокритика, постоянно совершенствующая эти новые отношения, де-
лающая их кристально чистыми, действительно благородными и красивыми. В этом — наша огромная, неодолимая сила, залог неуклонного движения вперед, к нашей цели, к коммунизму!..
Черты нового, приметы новых отношений между людьми хорошо раскрыты автором пьесы и постановщиками в образах Еремина, Стрепета и передовых колхозников — бригадира Паши Сумской (М. Пастухова), звеньевых Веры Березиной (Л. Фетисова) и Степаниды Лукьяновой (Н. Сазонова), колхозника деда Павки (Н. Сергеев), колхозницы Аксиньи (Т. Жукова), дяди Игната (П. Малек) и других.
Художник Ю. Пименов воссоздал на сцене картину бескрайней колхозной нивы, возделанной советскими людьми, которые вооружены передовой сельскохозяйственной техникой.
Политическая направленность, жизненность определяют положительные качества спектакля.
По пьесе "Степь широкая" присущи и некоторые недостатки. В интересах дальнейшего роста и совершенствования молодого драматурга необходимо сказать о них.
В стремлении осложнить, так сказать, "драматизировать" обстоятельства борьбы колхозников и Стрепета за урожай, за большевистскую критику и самокритику молодой драматург в некоторых случаях вывел персонажей, не типичных для нашей советской действительности. Таков прежде всего Любимов—заместитель редактора областной газеты. Сей пошляк и клеветник судит обо всех по себе и поэтому в любом поступке окружающих его честных людей видит стремление в достижению каких-то скрытых эгоистических целей. Любимов клевещет и на Стрепета. Редактор газеты перед зрителем не появляется в течение всего спектакля. Поэтому на месте человека, по существу возглавляющего газету, зритель видит проходимца, никак не характерного для советской печати. Жаль, что другие работники редакции: Ольга Кирсанова (В. Попова) и Владимир Слезкин (А. Попов) —наделены автором и актерами лишь чертами внешней характерности, которые ничего не говорят о героях как работниках большевистской печати. Бледны в спектакле некоторые другие образы. Напрасно молодой автор ввел в пьесу историю с мнимой ревностью, мнимым "треугольником", представив Стрепета и Якименко еще и в роли "благородных соперников".
Когда драматург обращается к подлинной жизни, к наиболее типическим чертам советской действительности и стремится воспроизвести их ярко и жизненно, произведение его, в лучших своих частях, обретает подлинную идейную силу и художественность.
Умение показать передового советского человека во всем богатстве его характера, показать нашу советскую жизнь во всем ее величии —вот что в первую очередь определяет успех творческой работы над советским спектаклем. Главное в пьесе и спектакле "Степь широкая" — драгоценные черты наших советских людей. Вот почему спектакль смотрится с большим интересом, вопросы, поднимаемые в нем, волнуют зрителя.
Глеб Граков".
("Правда", 1949, № 325 (21 ноября), с. 2).

Комментариев нет:

Отправить комментарий