"... Нам отплатит земля
Урожаем".
75 лет назад
политическая направленность и жизненность определяли положительные качества советских спектаклей:
"Театр
"Степь
широкая"
Существо
партийной, большевистской критики в том , что она поднимает боевой дух,
укрепляет веру в победу, помогает движению вперед, умножает силы бойцов за коммунизм.
Это в равной мере относится ко всем областям нашей жизни — борьбе за расцвет советской
культуры, социалистической индустрии, социалистического сельского хозяйства. О большевистской
критике и самокритике, помогающей передовым людям множить богатство народа, строить
счастливую жизнь, и рассказывает пьеса молодого автора Н. Винникова "Степь
широкая", поставленная в Центральном театре Красной Армии А. Поповым и А.
Окунчиковым.
Советский журналист
Кирилл Стрепет (актер Д. Сагал), заведующий сельскохозяйственным отделом редакции областной галеты "Правда Заречья", по праву привлекает в этом спектакле главное внимание. В образе Стрепета
находит свое выражение идея пьесы и спектакля—идея борьбы за большевистскую
критику и самокритику как подлинную движущую силу нашего развития.
Кирилл
Стрепет — настоящий советский журналист, активный участник великой жизни и
борьбы народа, советский патриот, главное свойство характера которого—глубокое
чувство любви к социалистической Родине, активное стремление воплотить в жизнь
великие предначертания большевистской партии. Эти качества характера, эти свойства души журналиста Стрепета особенно ценны потому,
что они проявляются во всей его повседневной деятельности, в каждом поступке, в
каждой статье.
В газете "Правда Заречья" Кирилл Стрепет написал статью о первых днях уборки урожая в
Левобережном районе. Район— один из лучших в области. Но статья называется "Зазнайство и благодушие". Стрепет резко критикует
Левобережный район за потери, допускаемые при уборке урожая.
В дни
вражеского нашествия Стрепет был комиссаром в том самом партизанском отряде,
которым командовал Остап Якименко, ныне секретарь Левобережного райкома. Таким
образом, статья Стрепета направлена и против боевого друга. Зрители встречаются
с Остапом Якименко (актер П. Константинов), как с человеком идейным, ясно представляющим
себе, что именно в труде, в борьбе за коммунизм раскрывается самое существо
человеческих характеров и отношений.
В первое
мгновение, когда Якименко читает статью, ему кажется, что Стрепет ругает район
с налета, что в статье смешаны и те, кто отстает, и те, кто идет впереди. Стрепет,
как кажется Остапу Якименко, обидел своей статьей замечательных людей района. Но
все-таки Якименко не позволяет чувству обиды внять верх над чувством справедливости:
он советует перепечатать статью Стрепета в районной газете. Статья получает
широкое распространение. Ее читают и те самые колхозники, о работе которых она
говорит.
Труженики
полей — колхозники — за Стрепета, ибо советские люди всегда поддерживали и
поддерживают того, кто борется за осуществление дорогих, родных народу идей
большевистской партии. Колхозники воочию видят, что критика Стрепета ничего
общего не имеет с враждебным злопыхательством, что она сурова и резва, но
ведется с позиций подлинно принципиальных. После статьи
Стрепета в районе развертывается настоящая борьба с потерями зерна при уборке
урожая.
— У наших
людей есть чему учиться,— говорит в спектакле секретарь Зареченского обкома
Еремин (роль которого отлично исполняет А. Хохлов), —Партия воспитывает в них
новые качества, и они по-новому трудятся, дружат по-новому, любят по-новому! Их
отношения между собой — не прежние "приятельство", услужливость и лесть. Это — взаимное уважение, доверие, критика и самокритика, постоянно совершенствующая эти
новые отношения, де-
лающая их
кристально чистыми, действительно благородными и красивыми. В этом — наша
огромная, неодолимая сила, залог неуклонного движения вперед, к нашей цели, к
коммунизму!..
Черты
нового, приметы новых отношений между людьми хорошо раскрыты автором пьесы и
постановщиками в образах Еремина, Стрепета и передовых колхозников — бригадира
Паши Сумской (М. Пастухова), звеньевых Веры Березиной (Л. Фетисова) и Степаниды
Лукьяновой (Н. Сазонова), колхозника деда Павки (Н. Сергеев), колхозницы
Аксиньи (Т. Жукова), дяди Игната (П. Малек) и других.
Художник Ю.
Пименов воссоздал на сцене картину бескрайней колхозной нивы, возделанной
советскими людьми, которые вооружены передовой сельскохозяйственной техникой.
Политическая
направленность, жизненность определяют положительные качества спектакля.
По пьесе "Степь широкая" присущи и некоторые недостатки. В интересах дальнейшего роста и
совершенствования молодого драматурга необходимо сказать о них.
В стремлении
осложнить, так сказать, "драматизировать" обстоятельства борьбы колхозников
и Стрепета за урожай, за большевистскую критику и самокритику молодой драматург
в некоторых случаях вывел персонажей, не типичных для нашей советской
действительности. Таков прежде всего Любимов—заместитель редактора областной газеты. Сей пошляк и клеветник судит обо всех по себе и
поэтому в любом поступке окружающих его честных людей видит стремление в
достижению каких-то скрытых эгоистических целей. Любимов клевещет и на
Стрепета. Редактор газеты перед зрителем не появляется в течение всего спектакля.
Поэтому на месте человека, по существу возглавляющего газету, зритель видит
проходимца, никак не характерного для советской печати. Жаль, что другие работники
редакции: Ольга Кирсанова (В. Попова) и Владимир Слезкин (А. Попов) —наделены
автором и актерами лишь чертами внешней характерности, которые ничего не
говорят о героях как работниках большевистской печати. Бледны в спектакле
некоторые другие образы. Напрасно молодой автор ввел в пьесу историю с мнимой ревностью,
мнимым "треугольником", представив Стрепета и Якименко еще и в роли "благородных соперников".
Когда
драматург обращается к подлинной жизни, к наиболее типическим чертам советской
действительности и стремится воспроизвести их ярко и жизненно, произведение
его, в лучших своих частях, обретает подлинную идейную силу и художественность.
Умение
показать передового советского человека во всем богатстве его характера, показать
нашу советскую жизнь во всем ее величии —вот что в первую очередь определяет
успех творческой работы над советским спектаклем. Главное в пьесе и спектакле "Степь широкая" — драгоценные черты наших советских людей. Вот почему спектакль
смотрится с большим интересом, вопросы, поднимаемые в нем, волнуют зрителя.
Глеб Граков".
("Правда",
1949, № 325 (21 ноября), с. 2).
Комментариев нет:
Отправить комментарий