воскресенье, 1 сентября 2024 г.

"Кто слышал утром, в ранний час..."

"... команду: "От винта!",
кто испытал хотя бы раз,
что значит высота,
кто плыл над облаком седым,
над тихою водой,
над ровным полем золотым,
над горною грядой,
кто легкий груз своей мечты
пилоту доверял,
кто встречным ветром высоты
хотя бы раз дышал,—
кто испытал все это, тот
навек унес с собой
прохладу облачных высот,
цвет неба-голубой.
Да, счастлив тот,
кто в небе был,
кто в утреннем часу
еще сильнее полюбил!
земли своей красу"
.
 

75 лет назад советским мастерам кино удавалось передать праздничную обстановку и на земле, и в небе:
"Кино
Крылья Родины
Фильм о сталинской авиации
День славной сталинской авиации стал народным праздником. Взволнованно рассказывает об этом солнечном и ярком дне новый цветной документальный фильм "День воздушного флота СССР".
(Режиссеры — В. Бойков и С . Гуров. Главные операторы — И. Беляков, М . Ошурков. Текст Е. Кригера. Производство Центральной студии документальных фильмов).
Над Москвой едва занимается заря, а на аэродромах уже кипит жизнь. Первые же кадры фильма показывают возросшую мощь советской авиации. Один за другим поднимаются в воздух тяжелые комфортабельные самолеты и идут во все концы необ’ятной нашей родины. Словно находясь на борту самолета, зритель видит и новые города, и поселки, и богатый урожай на полях, н оснащенные совершенной техникой заводы. Он видит всю нашу чудесную преображенную страну — родину героического народа и славной авиации.
Вот на экране самолет Александра Федоровича Можайского. В 1882 году он  поднялся над русской землей и открыл путь человечеству в воздушное пространство. Затем зритель видит портреты выдающихся русских ученых, основоположников авиационной науки. Фильм не рассказывает об их смелых научных открытиях, но они ясны. Неутомимые советские конструкторы, техники, инженеры и рабочие авиазаводов, выполняя указания великого Сталина, сумели воплотить в реальную действительность дерзновенные замыслы Жуковского, Циолковского, Чаплыгина.
Большевистская партия, наш любимый вождь И. В. Сталин, весь советский народ неустанно трудятся над развитием и дальнейшим совершенствованием советской авиации.
На экране самолеты новых марок. Как намного они превосходят даже те самолеты, которые насмерть громили немецко-фашистских оккупантов!
В Тушино над зеленым ковром аэродрома широко, раскинулся бескрайний шатер голубого неба. Живописными группами люди усеяли поле. В воздухе пока еще не слышно ни шума пропеллеров, ни рокота моторов, но над ярким праздничным лагерем уже стоит веселый, оживленный гул.
В строгом, праздничном убранстве здание Центрального аэроклуба имени В. П. Чкалова. Сюда обращаются взоры всех присутствующих. Прибывают руководители партии и правительства. И вот раздается радостный восторженный крик — Сталин! Тысячи людей подхватывают это имя. В возгласе — Сталин! — слышится и безграничное чувство любви к великому вождю, и благодарность создателю воздушного флота, и патриотическая гордость за великие дела мудрой партии большевиков, ведущей страну вперед по пути к коммунизму.
В правительссвенной ложе появляется товарищ Сталин.
Из края в край гремит, разрастаясь, ликующая овация. Крики "Ура! " и восторженная овация зрителей, звуки фанфар и величественная мелодия гимна нашей родины —все сливается в торжественную симфонию, возвещающую начало парада.
Под залпы ста орудий на высокой мачте поднимается авиационный флаг.
И в ту же минуту над аэродромом появляется колонна самолетов, открывающая авиационный парад. На флагмане развевается алый стяг с портретом товарища Сталина. За головной машиной, как символ нерушимой сталинской дружбы пародов, самолеты проносят шестнадцать красных флагов — по числу союзных республик.
Шумит и ликует счастливый, радостный советский народ, справляющий праздник своих крылатых сынов. А на горизонте возникают начертанные безукоризненно четким строем самолетов слова:
"Слава Сталину! "
Поднятый ввысь, этот пламенный лозунг спокойно и величественно плывет над ликующим человеческим морем, выражая всенародную благодарность создателю славной советской авиации великому Сталину.
В воздухе пятерка спортивных самолетов "Я К -18" . Воспитанницы Центрального аэроклуба имени В. П. Чкалова, возглавляемые Героем Советского Союза Мариной Чечневой, демонстрируют фигуры высшего пилотажа. Зрители невольно восхищаются их мастерством, слитностью и единством действий. Все самолеты точно повторяют эволюции головной машины. Вот возникает начертанная самолетами петля Нестерова. Она повторяется, затем рождается вторая фигура, третья.
В зоне аэродрома 24 самолета. Их ведут члены Добровольного общества содействия авиации, овладевшие без отрыва от производства искусством точного полета. Группу ведет бывший помощник машиниста депо Таганрог Яков Форостенко. Среда ведомых мастер московского завода "Красный пролетарий" Марков, инженер Иванов, кладовщик Донецкий, студент Кузнецов и другие.
Пилоты чертят в голубом просторном небе сложные узоры. Перед зрителями возникают спираль, стрела, уходящая ввысь, замкнутый круг и другие фигуры.
Неожиданно наступает тишина. Но небо не опустело. В воздухе парят острокрылые планеры, возглавляемые международной рекордсменкой Маргаритой Раценской. Затем на планере "Летающее крыло" инструктор Центрального аэродрома И. А. Петров демонстрирует высокое и точное искусство безмоторного полета. В руках опытного мастера планер проделывает сложные эволюции, напоминая то полет бабочки, то падающий лист, то скользящее перо.
Вторым отделением парада —смотром достижений военных летчиков руководит гвардии генерал-лейтенант авиации Василий Иосифович Сталин.
На реактивном самолете конструкции Яковлева в зону аэродрома врывается старший лейтенант В. Лапшин. Его серебристый самолет, подобно метеору, проносится над аэродромом вдоль и поперек, снизу вверх и сверху вниз, то скрываясь в облаках, то вновь возникая на голубом фоне. И падая на землю, и вертясь через крыло, он с удивительной быстротой и легкостью совершает каскады замысловатых фигур. Бесстрашие, сила воли, искусство, точность расчета —все сочеталось в этом отважном сталинском соколе, мастерски управляющем прекрасной и совершенной машиной.
На экране самолет конструкции Микояна, ведомый старшим лейтенантом В. Ковалевым. Отведенные назад крылья придают истребителю сходство со стрелой. Стрела стремительно пронзает простор, исчезает и вновь падает вниз, оставляя звуки мотора в заоблачной дали.
Не меньшее одобрение зрителей вызвал полет майора Е. Пепеляева на реактивном истребителе Лавочкина.
На воздушной арене три реактивных самолета, затем пять. Их сменяет девятка.
Во всех группах сталинские соколы действуют безукоризненно, точно. Действуют так, как могут действовать люди, связанные единством воли и высоким мастерством выучки. Когда самолеты один за другим нанизывают гигантские петли, иммельманы, перевороты, крутые виражи, то кажется, что видишь веселый хоровод больших прекрасных и умных птиц.
Изумительное мастерство группового полета на реактивных самолетах ярко продемонстрировало не только высокую выучку пилотов, но и результат вдохновенного труда многих советских авиастроителей, создавших совершенные машины, послушные твердой воле и острому чувству пилотов.
Незабываемое впечатление оставляет массовый парашютный десант. После пристрелочных прыжков в голубой лазури неба, словно цветы, распускаются сотни парашютов. Каждый спортсмен приземляется в указанном месте.
Показом новых реактивных самолетов, промчавшихся над восторженными зрителями с огромной быстротой, завершился авиационный праздник.
Много раз присутствовали москвичи на воздушных парадах в Тушино, и каждый раз с большим удовлетворением отмечают они всё новые и новые успехи советских авиаторов в выполнении задач, поставленных перед ними великим Сталиным.
Уверенно подымаются к новым высотам советская авиационная наука и техника, непрерывно совершенствуется мастерство крылатых сынов великой советской авиационной державы, идущей под руководством партии Ленина —Сталина вперед, к светлому будущему. На радость нашему народу-победителю, народу-созидателю, на радость всем истинным борцам за мир и демократию растет и крепнет авиационное могущество нашей великой социалистической державы.
Высокое мастерство продемонстрировали создатели этого фильма, его режиссеры и операторы. Воздушный парад заснят не со стороны, не с земля,что было бы сравнительно просто, а с тех же положений и тех же высот, на каких находились самолеты. Съемки произведены талантливо, совершенно. Краски фильма —ярки и натуральны. Мастерам этого фильма удалось передать праздничную обстановку и на земле, и в небе.
Полковник Н. Баканов".
("Известия", 1949, № 207 (2 сентября), с. 2).

Комментариев нет:

Отправить комментарий