"... На
подвиг труда вдохновляя народ,
Чудесному шествию нашего мая
По-воински честь отдает".
75 лет назад
в СССР необъятен был круг вопросов, которыми изо дня в день, из ночи в ночь
занимался на киноэкране товарищ Сталин:
"Сталинград
Фильм "Сталинградская
битва"
"Сталинградская битва". Первая серия. Звуковой художественно-документальный фильм. Сценарий Н. Вирты, постановка В. Петрова. Главный оператор Ю. Екельчик, композитор А. Хачатурян. В главных
ролях артисты: А. Дикий , Ю. Шумский, Н. Симонов, М. Штраух, М. Астангов, Б. Ливанов и др. Киностудия "Мосфильм", 1949 г.
Народы мира спора и снова будут возвращаться к изучению поразительного явления в области военного искусства и доблести, проявленной народами первого в мире социалистического государства,— к изучению великой битвы на берегах Волги.
И если время способно сохранить не только на десятилетия, но и на века хрупкий слой эмульсии на кинопленке, то будущие летописцы с трепетом и волнением будут наблюдать события, воспроизведенные в художественно-документальном фильме "Сталинградская битва".
Мы видим, как в начальных кадрах фильма ветер истории поднимает страницы книги о Великой Отечественной войне. Словно огнем выжжена в памяти человечества дата: 1942 год.
Сталин склонился над картой фронта. Он видит не только то, что вписано в карту карандашами генералов,— он видит советскую землю у Волги, измученную железом фашистской Германии, видит объятые пламенем золотые поля, слышит стон воздуха, раздираемого винтами гитлеровскнх самолетов.
Сталин внешне спокоен. Лицо его освещено величием глубокой думы, далекого предвидения. Задумчиво, но с отблеском мудрой усмешки в глазах, он говорит:
— А фланги у них растянуты, товарищ Василевский. Этого не следует забывать.
Здесь завязка всей эпопеи, здесь гением Сталина найдена была исходная точка для плана решающего разгрома врага еще в то время, когда бесноватый, дергающийся, как заводная кукла, Гитлер исступленно вопил: "25 июля мы должны быть в Сталинграде... Мы отрежем Индию от Британии и станем обеими ногами на великом континенте и отсюда бросим перчатку Америке".
В те же дни Франклин Рузвельт, продолжая разговор о коварной политике Черчилля, как мы видим в картине, говорил: "Я могу сказать только одно—горе человечеству, если кто-нибудь посеет вражду между нами и Россией. Я слишком стар. Я не могу тянуть Черчилля через Ламанш в кандалах".
И мы слышим, как после известного совещания с Черчиллем в августе 1942 года товарищ Сталин обращается к Молотову со словами:
"Все понятно. Кампания в Африке, в Италии. Они просто... хотят дать нам истечь кровью, чтобы потом диктовать нам... Не выйдет!.. ".
По поручению товарища Сталина в район Сталинграда прибывают тт. Маленков и Василевский. Тяжелое время. 23 августа в 16 часов передовые части армии Паулюса прорвались к Волге. Сталинград в огне. В грохоте рушащихся камней идет с ребенком на руках русская женщина. Великая скорбь в ее глазах и великий гнев — она идет по камням Сталинграда, как мать всего человечества.
Уже в те дни битва входила в город тоннами бомб, снарядов, металла, рушащего все живое, прекрасное, созданное руками человека-строителя. Таких терзаний не переживал никогда ни один город в мире.
Телеграмма Сталина диктует защитникам Сталинграда приемы борьбы на этом этапе. Член Военного Совета фронта т. Хрущев поднимает на подвиг обороны коммунистов и комсомольцев, всех патриотов. Обожженный, пробитый осколками, залитый кровью плакат — женщина взывает: "Отомсти! ". Граждане Сталинграда на северном участке, фронта выдержали натиск немцев до прибытия регулярных частей Красной Армии.
Но враг уже в трех километрах от города.
Для спасения волжской твердыни главное — выиграть время. В Кремле, направляемый Сталиным, подготовляется последний удар, решающий исход всей войны.
В двух километрах от переднего края, в блиндаже, содрогающемся от взрывов снарядов и бомб, командующий 62-й армией генерал-лейтенант Чуйков, принимая донесения от дивизии, в которой осталось 140 штыков, решает: "Если будем отбиваться, нас сомнут в два счета. Наступать! Обороняться, наступая, — вот наша тактика!"
И снова — Кремль. Сталин приказывает бросить на помощь защитникам Сталинграда гвардейскую дивизию генерала Родимцева. В картине верной рукой летописцев-художников воспроизведены обжигающие душу картины переправы гвардейцев. Время не ждет, нельзя ждать ночи для переправы. Приказ волжского капитана в машинное отделение. Черные от угля, потные тела кочегаров. За бортом буксиров и барж — вздыбленная снарядами и бомбами Волга. Зловеще накрененное над караваном судов крыло фашистского самолета. Глаза зенитчика, приникшего к пулемету. Обломки пробитой снарядом баржи тяжело валятся в воду. Стоны пара в металлических трубках гудков. Вопли гудков. Но караван сквозь страшную завесу огня приближается к правому берегу.
Вот этот берег — песок и крутые холмы. Прямо с барж гвардейцы бросаются в бой. Все выше поднимаются по склонам опаленных холмов волны нарастающего с каждым метром русского "ура". Дивизия переправилась.
Неделями, месяцами шло это невиданное сражение.
И снова— Кремль. Сталинский жест над картой, вдохновенно определяющий идею грандиозной операции. Не только оброняться, нет — подготовить мешок для двух германских армий в самом острие последнего генерального наступления Гитлера. "Мы должны поставить противника перед лицом катастрофы! " — говорит Сталин, и это в то время, когда радиостанции за океаном высчитывали дни "неминуемого" падения Сталинграда и полной пебеды Гитлера над Россией.
Снова Сталин склонился над картой сталинградского фронта. В руках его увеличительное стекло — и, словно в этом стекле, развертывается перед нами один из самых волнующих эпизодов картины. Сталин видит: где-то в пекле волжского города держат оборону последние бойцы батальона. Они крадутся навстречу вражеским танкам и гранатами сбивают о них гусеницы. Вот из всего батальона осталось только трое живых. Они окружены врагами.
Со всех сторон надвигаются немцы, их— десятки, сотни, Немцы ползут, приближаются, слышны истошные приказания офицеров. Какая это по счету атака за множество дней в ночей? Выждав время, валит врагов яростью своего пулемета один из наших бойцов. И, залитый кровью, падает навзничь. Он еще борется с холодом смерти, умирая, он поднимается к пулемету и гонит врагов последними патронами в ленте.
Немцы подползают все ближе. Против них — двое русских. Звонок телефона из штаба — держаться, помощь близка! Лейтенант Калеганов повторяет эти слова своему товарищу, и тот улыбается — помощь близка! — и падает, сраженный свинцом. И тот, кто остался один, поднимается во весь рост — воплощение гордости и достоинства советского человека. Он спокоен. В руке у него граната. Немцы наваливаются на него — и рушатся трупами наземь под взрывами последних гранат последнего защитника батальонной позиции.
На несколько минут опаздывает помощь! Немцы отбиты, и торжественный реквием, возникающий в музыке фильма, славит подвиг лейтенанта Калеганова, одного из героев невиданного сражения.
Таких было много. Они стояли насмерть — и подвигом своим приближали время разгрома врагов.
Дальновидным замыслом Сталина, стойкостью советских бойцов, офицеров, генералов был предрешен поразивший весь мир разгром гитлеровских армий. Преклоняясь перед бессмертным подвигом защитников Сталинграда, мы вспоминаем прозвучавшие в начале фильма слова товарища Сталина в ответ на заявление Черчилля о новой оттяжке в операциях "второго фронта":
—Господин премьер-министр, Советский Союз и его армия задержат наступление немцев, но вся ответственность за новые десятки тысяч жертв в Европе падет на головы тех, кто нарушает свои торжественные обещания.
Битва под Сталинградом, — там, где товарищ Сталин избрал решающий пункт для перелома в ходе войны, спасла миллионы простых людей мира от фашистского рабства, спасла человечество от изуверства, духовного вырождения, маразма в плену гитлеровского безумства.
...Кремль. Кабинет товарища Сталина. Вместе с А. А. Ждановым Иосиф Виссарионович намечает меры для быстрейшей доставки продовольствия и топлива осажденному Ленинграду. Ночь на исходе. На столе у И. В. Сталина книги по военной технике, чертежи, выписки. Он разбирает толстую пачку писем и первым вынимает письмо, сложенное треугольничком, без конверта, — письмо солдата...
Встреча Сталина со старым другом еще по временам обороны Царицына. "Старая гвардия! — говорит Сталин. — Ты радуешь меня". Речь идет о проекте производства нового вооружения. В этой ночной беседе, когда Сталин приподнимает перед другом завесу будущей нашей победы, раскрывается глубина сталинской мысли, обнимающей весь опыт человечества, свидетельства таких гениальных русских людей, как Лев Толстой, опыт русского народа в войне против наполеоновских полчищ. Все это получает у Сталина новое освещение, новое истолкование, дает новый толчок для действий в сегодняшнем дне.
Необ’ятен круг
вопросов, которыми изо дня в день, из ночи в ночь занимается Сталин. Вот он
передает специалистам свои поправки к боевому Уставу Красной Армии, сделанные на
опыте сталинградских боев... Перед самым рассветом гаснет свет в рабочем кабинете
товарища Сталина.
Не скоро изгладится в памяти простой и волнующий своей правдой эпизод фильма. В момент затишья бойцы сержанта Павлова, только-что отбившие штурмом советский дом в Сталинграде, слушают в граммофонной пластинке песню "Есть на Волге утес, диким мохом оброс..." И дом Павлова стоит, как утес, в раскаленных сражением развалинах города. И Сталин в Кремле слушает эту русскую песню. Он задумчив, в глазах его — отблеск никогда не оставляющей его мысли о тяжких испытаниях защитников Сталинграда. Он словно видит каждого из них, чувствует биение их сердец, любит их, гордится ими, живет с ними одним чувством священного боя.
И ради них, ради миллионов советских людей, во имя спасения Родины, во имя Победы, во имя свободы и счастья всего человечества Сталин в заранее избранный им час решительной, твердой рукой направляет накопленные силы советских войск на полный разгром врага.
Уже создан Донской фронт, уже принял командование новым фронтом генерал Рокоссовский. По лестнице Кремля поднимаются соратники Сталина, руководители партии и Советского государства, полководцы, члены Государственного Комитета Обороны. Сталин в немногих словах, но с воодушевляющей всех энергией мысли сообщает о плане великого контрнаступления. В нем раскрывается сталинская наука победы.
— Мы начнем контрнаступление в районе Сталинграда в ноябре!
Этими словами товарища Сталина завершается первая серия фильма.
В этом фильме зритель почувствует и страшное напряжение боев в Сталинграде, и злую волю черчиллей и тех, кто всей черной душой своей хотел, чтобы в этой великой битве советский народ истек кровью, и масштаб многих событий, определивший победоносный для нас исход войны, и величие бессмертного подвига советских людей, сталинградских рабочих, солдат, командиров и полководцев, с достоинством и отвагой выполнявших дальновидные предначертания товарища Сталина.
Авторы фильма и талантливые его исполнители сумели сочетать в нем эпический рассказ о всенародном подвиге с правдивым раскрытием глубины сталинской стратегии, сталинской мысли, сталинского плана войны.
Миллионы советских людей будут благодарны создателям прекрасной картины, вышедшей на экраны страны в славную годовщину нашей Победы.
Евгений Кригер".
("Известия",
1949, № 107 (8 мая), с. 3).
Чудесному шествию нашего мая
По-воински честь отдает".
"Сталинград
"Сталинградская битва". Первая серия. Звуковой художественно-документальный фильм. Сценарий Н. Вирты, постановка В. Петрова. Главный оператор Ю. Екельчик, композитор А. Хачатурян. В главных
ролях артисты: А. Дикий , Ю. Шумский, Н. Симонов, М. Штраух, М. Астангов, Б. Ливанов и др. Киностудия "Мосфильм", 1949 г.
Народы мира спора и снова будут возвращаться к изучению поразительного явления в области военного искусства и доблести, проявленной народами первого в мире социалистического государства,— к изучению великой битвы на берегах Волги.
И если время способно сохранить не только на десятилетия, но и на века хрупкий слой эмульсии на кинопленке, то будущие летописцы с трепетом и волнением будут наблюдать события, воспроизведенные в художественно-документальном фильме "Сталинградская битва".
Мы видим, как в начальных кадрах фильма ветер истории поднимает страницы книги о Великой Отечественной войне. Словно огнем выжжена в памяти человечества дата: 1942 год.
Сталин склонился над картой фронта. Он видит не только то, что вписано в карту карандашами генералов,— он видит советскую землю у Волги, измученную железом фашистской Германии, видит объятые пламенем золотые поля, слышит стон воздуха, раздираемого винтами гитлеровскнх самолетов.
Сталин внешне спокоен. Лицо его освещено величием глубокой думы, далекого предвидения. Задумчиво, но с отблеском мудрой усмешки в глазах, он говорит:
— А фланги у них растянуты, товарищ Василевский. Этого не следует забывать.
Здесь завязка всей эпопеи, здесь гением Сталина найдена была исходная точка для плана решающего разгрома врага еще в то время, когда бесноватый, дергающийся, как заводная кукла, Гитлер исступленно вопил: "25 июля мы должны быть в Сталинграде... Мы отрежем Индию от Британии и станем обеими ногами на великом континенте и отсюда бросим перчатку Америке".
В те же дни Франклин Рузвельт, продолжая разговор о коварной политике Черчилля, как мы видим в картине, говорил: "Я могу сказать только одно—горе человечеству, если кто-нибудь посеет вражду между нами и Россией. Я слишком стар. Я не могу тянуть Черчилля через Ламанш в кандалах".
И мы слышим, как после известного совещания с Черчиллем в августе 1942 года товарищ Сталин обращается к Молотову со словами:
"Все понятно. Кампания в Африке, в Италии. Они просто... хотят дать нам истечь кровью, чтобы потом диктовать нам... Не выйдет!.. ".
По поручению товарища Сталина в район Сталинграда прибывают тт. Маленков и Василевский. Тяжелое время. 23 августа в 16 часов передовые части армии Паулюса прорвались к Волге. Сталинград в огне. В грохоте рушащихся камней идет с ребенком на руках русская женщина. Великая скорбь в ее глазах и великий гнев — она идет по камням Сталинграда, как мать всего человечества.
Уже в те дни битва входила в город тоннами бомб, снарядов, металла, рушащего все живое, прекрасное, созданное руками человека-строителя. Таких терзаний не переживал никогда ни один город в мире.
Телеграмма Сталина диктует защитникам Сталинграда приемы борьбы на этом этапе. Член Военного Совета фронта т. Хрущев поднимает на подвиг обороны коммунистов и комсомольцев, всех патриотов. Обожженный, пробитый осколками, залитый кровью плакат — женщина взывает: "Отомсти! ". Граждане Сталинграда на северном участке, фронта выдержали натиск немцев до прибытия регулярных частей Красной Армии.
Но враг уже в трех километрах от города.
Для спасения волжской твердыни главное — выиграть время. В Кремле, направляемый Сталиным, подготовляется последний удар, решающий исход всей войны.
В двух километрах от переднего края, в блиндаже, содрогающемся от взрывов снарядов и бомб, командующий 62-й армией генерал-лейтенант Чуйков, принимая донесения от дивизии, в которой осталось 140 штыков, решает: "Если будем отбиваться, нас сомнут в два счета. Наступать! Обороняться, наступая, — вот наша тактика!"
И снова — Кремль. Сталин приказывает бросить на помощь защитникам Сталинграда гвардейскую дивизию генерала Родимцева. В картине верной рукой летописцев-художников воспроизведены обжигающие душу картины переправы гвардейцев. Время не ждет, нельзя ждать ночи для переправы. Приказ волжского капитана в машинное отделение. Черные от угля, потные тела кочегаров. За бортом буксиров и барж — вздыбленная снарядами и бомбами Волга. Зловеще накрененное над караваном судов крыло фашистского самолета. Глаза зенитчика, приникшего к пулемету. Обломки пробитой снарядом баржи тяжело валятся в воду. Стоны пара в металлических трубках гудков. Вопли гудков. Но караван сквозь страшную завесу огня приближается к правому берегу.
Вот этот берег — песок и крутые холмы. Прямо с барж гвардейцы бросаются в бой. Все выше поднимаются по склонам опаленных холмов волны нарастающего с каждым метром русского "ура". Дивизия переправилась.
Неделями, месяцами шло это невиданное сражение.
И снова— Кремль. Сталинский жест над картой, вдохновенно определяющий идею грандиозной операции. Не только оброняться, нет — подготовить мешок для двух германских армий в самом острие последнего генерального наступления Гитлера. "Мы должны поставить противника перед лицом катастрофы! " — говорит Сталин, и это в то время, когда радиостанции за океаном высчитывали дни "неминуемого" падения Сталинграда и полной пебеды Гитлера над Россией.
Снова Сталин склонился над картой сталинградского фронта. В руках его увеличительное стекло — и, словно в этом стекле, развертывается перед нами один из самых волнующих эпизодов картины. Сталин видит: где-то в пекле волжского города держат оборону последние бойцы батальона. Они крадутся навстречу вражеским танкам и гранатами сбивают о них гусеницы. Вот из всего батальона осталось только трое живых. Они окружены врагами.
Со всех сторон надвигаются немцы, их— десятки, сотни, Немцы ползут, приближаются, слышны истошные приказания офицеров. Какая это по счету атака за множество дней в ночей? Выждав время, валит врагов яростью своего пулемета один из наших бойцов. И, залитый кровью, падает навзничь. Он еще борется с холодом смерти, умирая, он поднимается к пулемету и гонит врагов последними патронами в ленте.
Немцы подползают все ближе. Против них — двое русских. Звонок телефона из штаба — держаться, помощь близка! Лейтенант Калеганов повторяет эти слова своему товарищу, и тот улыбается — помощь близка! — и падает, сраженный свинцом. И тот, кто остался один, поднимается во весь рост — воплощение гордости и достоинства советского человека. Он спокоен. В руке у него граната. Немцы наваливаются на него — и рушатся трупами наземь под взрывами последних гранат последнего защитника батальонной позиции.
На несколько минут опаздывает помощь! Немцы отбиты, и торжественный реквием, возникающий в музыке фильма, славит подвиг лейтенанта Калеганова, одного из героев невиданного сражения.
Таких было много. Они стояли насмерть — и подвигом своим приближали время разгрома врагов.
Дальновидным замыслом Сталина, стойкостью советских бойцов, офицеров, генералов был предрешен поразивший весь мир разгром гитлеровских армий. Преклоняясь перед бессмертным подвигом защитников Сталинграда, мы вспоминаем прозвучавшие в начале фильма слова товарища Сталина в ответ на заявление Черчилля о новой оттяжке в операциях "второго фронта":
—Господин премьер-министр, Советский Союз и его армия задержат наступление немцев, но вся ответственность за новые десятки тысяч жертв в Европе падет на головы тех, кто нарушает свои торжественные обещания.
Битва под Сталинградом, — там, где товарищ Сталин избрал решающий пункт для перелома в ходе войны, спасла миллионы простых людей мира от фашистского рабства, спасла человечество от изуверства, духовного вырождения, маразма в плену гитлеровского безумства.
...Кремль. Кабинет товарища Сталина. Вместе с А. А. Ждановым Иосиф Виссарионович намечает меры для быстрейшей доставки продовольствия и топлива осажденному Ленинграду. Ночь на исходе. На столе у И. В. Сталина книги по военной технике, чертежи, выписки. Он разбирает толстую пачку писем и первым вынимает письмо, сложенное треугольничком, без конверта, — письмо солдата...
Встреча Сталина со старым другом еще по временам обороны Царицына. "Старая гвардия! — говорит Сталин. — Ты радуешь меня". Речь идет о проекте производства нового вооружения. В этой ночной беседе, когда Сталин приподнимает перед другом завесу будущей нашей победы, раскрывается глубина сталинской мысли, обнимающей весь опыт человечества, свидетельства таких гениальных русских людей, как Лев Толстой, опыт русского народа в войне против наполеоновских полчищ. Все это получает у Сталина новое освещение, новое истолкование, дает новый толчок для действий в сегодняшнем дне.
Не скоро изгладится в памяти простой и волнующий своей правдой эпизод фильма. В момент затишья бойцы сержанта Павлова, только-что отбившие штурмом советский дом в Сталинграде, слушают в граммофонной пластинке песню "Есть на Волге утес, диким мохом оброс..." И дом Павлова стоит, как утес, в раскаленных сражением развалинах города. И Сталин в Кремле слушает эту русскую песню. Он задумчив, в глазах его — отблеск никогда не оставляющей его мысли о тяжких испытаниях защитников Сталинграда. Он словно видит каждого из них, чувствует биение их сердец, любит их, гордится ими, живет с ними одним чувством священного боя.
И ради них, ради миллионов советских людей, во имя спасения Родины, во имя Победы, во имя свободы и счастья всего человечества Сталин в заранее избранный им час решительной, твердой рукой направляет накопленные силы советских войск на полный разгром врага.
Уже создан Донской фронт, уже принял командование новым фронтом генерал Рокоссовский. По лестнице Кремля поднимаются соратники Сталина, руководители партии и Советского государства, полководцы, члены Государственного Комитета Обороны. Сталин в немногих словах, но с воодушевляющей всех энергией мысли сообщает о плане великого контрнаступления. В нем раскрывается сталинская наука победы.
— Мы начнем контрнаступление в районе Сталинграда в ноябре!
Этими словами товарища Сталина завершается первая серия фильма.
В этом фильме зритель почувствует и страшное напряжение боев в Сталинграде, и злую волю черчиллей и тех, кто всей черной душой своей хотел, чтобы в этой великой битве советский народ истек кровью, и масштаб многих событий, определивший победоносный для нас исход войны, и величие бессмертного подвига советских людей, сталинградских рабочих, солдат, командиров и полководцев, с достоинством и отвагой выполнявших дальновидные предначертания товарища Сталина.
Авторы фильма и талантливые его исполнители сумели сочетать в нем эпический рассказ о всенародном подвиге с правдивым раскрытием глубины сталинской стратегии, сталинской мысли, сталинского плана войны.
Миллионы советских людей будут благодарны создателям прекрасной картины, вышедшей на экраны страны в славную годовщину нашей Победы.
Евгений Кригер".
Комментариев нет:
Отправить комментарий