"... И вновь на приказ отвечаем мы "Есть!"
Далеко-далеко отсюда наш дом,
И все-таки он начинается здесь".
Далеко-далеко отсюда наш дом,
И все-таки он начинается здесь".
"Пограничный контроль:
Строгость и корректность
Первый, кто встречает человека, приезжающего из-за рубежа в нашу страну,— пограничник на контрольно-пропускном пункте. Что это за служба? Зачем она нужна? Каковы ее функции? Об этом мы попросили рассказать заместителя начальника штаба пограничных войск КГБ СССР Г. Бакача.
— Прежде всего, Григорий Владимирович, объясните, каковы задачи пограничного наряда на контрольном пункте, через который проходят люди?
— Основная обязанность любого пограничного наряда, несущего службу по охране государственной границы,— предупредить и не допустить ее нарушения.
Наиболее ответственная и трудоемкая обязанность — это проверка документов. Решение на пропуск через границу того или иного лица подтверждается штампом КПП. Вроде бы нехитрое дело. Но только на первый взгляд: ведь в мире насчитывается 666 видов паспортов, дающих право пересечения Государственной границы.
— Могут ли пограничники досматривать багаж?
— Это в основном забота таможенного контроля. Там, где нет учреждений таможни (на так называемых "пунктах упрощенного пропуска"), досмотр багажа и ручной клади осуществляется пограничными нарядами.
— Почему, по-вашему, пограничников СССР упрекают на Западе в особенном пристрастии, критикуют за излишние строгости?
— У нас немало солдат срочной службы. Чисто психологически ребятам тяжело — ответственность-то громадная! А иностранцы принимают нередко собранность за излишнюю хмурость.
Не хватает некоторым работникам КПП и специального обучения, да и просто общей культуры. Увы, еще можно увидеть, как пограничник демонстративно, с излишней подозрительностью, сличает фотокарточку в паспорте с личностью владельца, в обращении с пассажиром не всегда вежлив, не может объясниться на иностранном языке... Так что преодоление такого стиля работы — одно из важнейших направлений перестройки пограничного контроля. Наша цель — создать и постоянно поддерживать в пунктах пропуска "режим доброжелательности".
Но порой критика пограничников бывает и несправедлива, не учитывается, что многие упреки надо адресовать другим сопричастным ведомствам — от транспортных до таких специфичных, как фитосанитарные и ветеринарные службы.
Или, скажем, больной вопрос — обустройство пунктов пропуска, которым обязаны заниматься местные советские органы, транспортные организации. В этом году открыты пункты пропуска "Сарпи" на советско-турецкой границе и "Лаздияй" на советско-польской, и с первого дня выясняется, что их пропускная способность мала. Отсюда очереди, нервотрепка. А "виноваты" опять пограничники?..
Уместно назвать здесь и железнодорожный вокзал в Бресте. В 1986 году он отметил 100-летний юбилей. За это время поток пассажиров вырос многократно— 13 и более тысяч человек в сутки. Выход только один — строить новые, реконструировать действующие вокзальные здания в пунктах пропуска на границе, улучшать их обустройство. Однако работа эта ведется крайне низкими темпами.
— Каков конкретный вклад пограничных войск в задержание контрабанды?
— Примерно каждый третий-четвертый случай контрабанды выявляется пограничниками.
Беседу вел
Е. Шестинский".
Комментариев нет:
Отправить комментарий