пятница, 12 января 2024 г.

"Вдруг на перроне слышит он…"

"… Что на заводе Михельсон
Каплан стреляла в Ильича,
И пуля около плеча
Застряла.
В пуле, говорят,
Был кураре — смертельный яд.
Рванулся Феликс.
Он хотел
В Москву по шпалам побежать.
Он задрожал и побелел,
Он съежился, чтоб не дрожать".


70 лет назад перекатал киносценарий о высокой революционной бдительности в пьесу о высокой революционной бдительности советский драматург Погодин:
"Театр
"Вихри враждебные..."
Драматург Николай Погодин написал пьесу о высокой революционной бдительности, о суровой непримиримости к врагам народа, о незабвенном "рыцаре революции" Феликсе Эдмундовиче Дзержинском, которого партия поставила во главе ВЧК.
Перед драматургом, взявшимся изобразить этот период жизни страны, стояла труднейшая задача: показать всю сложность обстановки, в которой находилась тогда молодая Советская республика.
Драматургический материал этот для Погодина не нов. И в "Человеке с ружьем", и в "Кремлевских курантах" чувствуется захватывающее, волнующее дыхание революционной бури. Однако хроника "Вихри враждебные..." принципиально отличается от названных пьес. Это именно драматическая хроника, где все события не выдуманы автором, а воссозданы по проверенным историческим фактам. Это налагало на драматурга особую ответственность.
Основою действия пьесы "Вихри враждебные... " является известный "заговор Локкарта". Английский представитель Локкарт, опираясь на враждебные революции элементы, организовал восстание, которое органы ВЧК, возглавляемые Ф. Э. Дзержинским, быстро подавили.
Многокартинность, почти кинематографичность произведения потребовала от автора не только тесной взаимосвязи между эпизодами, но и сюжетной законченности каждой картины в отдельности.
Такое построение пьесы поставило и перед всем коллективом артистов Центрального театра транспорта, и перед режиссером В. Гольдфельдом очень сложные задачи. Нужно было добиться, чтобы кинематографичность, раздробленность эпизодов пьесы стали незаметны, чтобы все эпизоды спектакля воспринимались как единое целое.
Коллектив справился с этой трудной задачей. Вывод действия на просцениум и отдельные проходы перед занавесом дали возможность совершенно сгладить паузы между картинами, расширить ограниченные возможности сценической площадки.
В центре пьесы— образ Феликса Эдмундовича Дзержинского. Артист Краснопольский сумел вдумчиво и глубоко показать основные черты характера Ф. Э. Дзержинского. Здесь продумано все — от очень удачного грима до быстрой, характерной походки. Однако не внешние данные определяют образ,— раскрытие внутренних, благороднейших черт своего героя является самой большой удачей Краснопольского. Зритель ясно видит, что раскрытие заговора — не только личная заслуга Дзержинского, но и его соратников, также беззаветно преданных делу партии, результат теснейших связей Чрезвычайной Комиссии с народом. Артист показывает Дзержинского простым, обаятельным, человечным. Вот глаза его загораются гневным блеском,— это Дзержинский подумал, что его сотрудники оставили в беде товарища. Вот сидит он, немного даже смущенный, за столом в своем кабинете, беседуя с Оленькой Иволгиной, которую работники ВЧК вырвали из сетей контрреволюции. Оленька,— ее очень просто и трогательно играет актриса Кузнецова,— не может уйти, не сказав Дзержинскому всего, что накопилось у нес на сердце.
Феликс Дзержинский работал не один,— ему помогали такие же, как и он, до конца преданные революции люди. Они пришли в ВЧК из армии и флота, принесли с собою огромный жизненный опыт, и это позволило им в короткий срок противопоставить английской и американской разведкам хорошо организованную, мощную силу. Артист Крылов в роли Иволгина, артисты Бармин, Пузырев, Толбузин создали яркие образы большевиков-чекистов, воспитанников и учеников Ф. Э. Дзержинского.
Силы, стремившиеся удушить в колыбели Советское государство, были очень значительны. Английская "Интеллидженс-сервис", американские и французские разведки работали, имея одну цель,—уничтожение власти Советов. Они вербовали своих агентов среди эсеров и анархистов. Очень хорошо сделали и драматург, и театр, что показали эти силы не маленькими и ничтожными, а злобными и опасными. Мы чувствуем, какая опасность надвигалась на Советское государство, видим, как сложна и почетна была задача чекистов—раздавить и обезвредить всех этих гадов.
Артисты Левицкий в роли Шебурского, Спасский в роли Савинкова, Дубровская в роли Спиридоновой, Матов в роли Локкарта, Полевой в роли разведчика Рейли, Ковальская в роли Сильвии и другие создали галерею образов заклятых врагов советской власти. Отлично играет актриса Мильтон хозяйку притона танцовщицу Дагмару.
Именно потому, что враги показаны в этом спектакле сильными, хитрыми и ловкими, образы чекистов предстают еще более сложными и значительными.
Н. Погодин умеет несколькими фразами, иногда даже несколькими словами совершенно точно охарактеризовать человека. Эпизодические образы, созданные им в пьесе "Вихри враждебные...", запоминаются надолго. Но есть и не вполне удачные эпизоды. Чекист Барабинский проникает в посольство при помощи знакомой горничной Мариши, которую очень хорошо играет актриса Трейвас. Сцена их встречи написана и сыграна превосходно. Однако в общей ткани пьесы она кажется вставным, чужеродным номером.
И другой пример. В штаб восставшего полка пришел безоружный Дзержинский. Положение напряженнейшее. И вот в штаб прибегает "Солдат без шапки". И сразу же внимание зрителя переключается на этого солдата, а Дзержинский отходит на второй план. О нем даже как будто забывают на некоторое время. Здесь уже явная недоработка со стороны и автора, и режиссера. Автор не сумел найти для Дзержинского в этой сцене сильных, убедительных слов, переключил внимание на очень колоритно, ярко написанного солдата (его превосходно играет артист Павленко) и тем самым в момент наибольшего напряжения увел действие в сторону.
В обоих этих случаях введение эпизодических персонажей, не подчеркнуло, а ослабило основное действие.
К недостаткам спектакля следует отнести также несколько сниженный, приглушенный конец. Драматическое напряжение окончилось уже в предпоследней картине, когда чекисты принимаются за новую работу — за борьбу с беспризорностью.
Следует отметить удачное художественное оформление спектакля, которое создал народный художник СССР К. Юон.
Вадим Собко".
("Известия", 1954, №10 (13 января), с. 11).

Комментариев нет:

Отправить комментарий