суббота, 16 декабря 2023 г.

"— Деревцо подходящего типа, —..."

"... Благодарный москвич говорит.
Привыкай к местожительству, липа,
Омолаживай города вид".
 

75 лет назад литература и искусство в СССР были призваны способствовать поступательному движению советского человека:
"Театр
"Московский характер"
Советская литература и искусство все более обогащаются произведениями, которые в своих образах раскрывают идейный смысл событий и работы людей нашей эпохи, служат великому делу коммунистического воспитания трудящихся. Литература и искусство призваны помогать советскому человеку итти вперед, способствовать его поступательному движению. "Отбирая лучшие чувства и  качества советского человека, раскрывая перед ним завтрашний его день, мы должны показать в то же время нашим людям, какими они не должны быть, должны бичевать пережитки вчерашнего дня, пережитки, мешающие советским людям итти вперед". В этом высказывании товарища А. А. Жданова определены важнейшие принципы советской литературы, советского искусства, искусства театра.
С этой точки зрения пьеса А. Софронова "Московский характер" заслуживает всемерного внимания.
Построенная на обычных, рядовых явлениях повседневности, пьеса возвышается до важных и больших обобщений— она показывает, каким должен быть наш советский человек в работе, в быту, что мешает ему в жизни и деятельности. Преодоление пережитков прошлого в сознании людей, воспитание нового, советского, характера— вот стержневая, центральная тема пьесы, решенной драматургом в плане высокой комедии.
Главный герой пьесы— Потапов не желает знать ничего, кроме текущего плана руководимого им завода. Он отказывается помочь соседнему предприятию—текстильному комбинату в освоении чрезвычайно важного изобретения — нового станка. "Мой завод", "мой коллектив", — говорит он, не замечая, что не коллектив, не завод состоят при нем, а наоборот.
Но Софронов не ограничивается только этой сюжетной линией. Он переносит конфликт в семью Потапова, показывая, как личное и общественное в нашей жизни соединены неразрывно. Дело в том, что председателем фабкома текстильного комбината является жена Потанова— Гринева, ип как-раз она резче всех осуждает Потапова. Драматург бичует недостатки Потапова — его ведомственную ограниченность, его "ячество", узость кругозора, — как пережитки вчерашнего дня, раскрывает в них то, что мешает Потапову стать таким, каким он должен быть.
"Московский характер — это советский характер. Большевистский характер", — говорит секретарь райкома Полозова. И, воплотив черты этого характера в образах Гриневой, Полозовой, Кружковой, Северовой, драматург показал решающую роль партии в жизни и деятельности наших людей. В партийной направленности особое значение, особая острота и достоинство пьесы А. Софронова. В постановке этой пьесы, в верпом решении ее — большая заслуга обоих театров — и Малого, и имени Моссовета.
В Малом театре "Московский характер" поставил А. Дикий (режиссер Е. Страдомская). Режиссура глубоко поняла свою задачу, помогая актерам донести до зрителя мысли и чувства каждого персонажа.
Замечательный коллектив Малого театра и на этот раз блеснул и своим стройным ансамблем, и отдельными ярко воплощенными сцепическими образами.
Артист Ф. Григорьев, играющий Потапова, создал образ значительный, многогранный. Мы видим, что это крупный, незаурядный командир промышленности. Но он утратил необходимую для государственного деятеля перспективу, перестал ощущать связь с коллективом, с народом. За возвращение его на правильный путь энергично борются и секретарь райкома, и Ирина Гринева.
Верный внешний и заутренний рисунок нашла Е. Шатрова для сложной роли Ирины. Артистка убедительно передает происходящую в Гриневой борьбу чувства и долга.
Чертами, типичными для старого рабочего, безгранично любящего свою Москву, свой завод, наделил артист П. Леонтьев мастера текстильного комбината Федора Степановича Гринева— изобретателя станка.
Секретарь райкома Полозова в талантливом исполнении Е. Гоголевой — это действительно умный, сердечный и волевой руководитель района.
Следует отметить Е. Солодову в роли юной ткачихи — депутата Верховного Совета Анны Кружковой и И. Любезнова— в роли инженера Кривошепна. Их искренняя игра согрета неподдельным чувством.
Ошибочным представляется нам стремление артиста Н. Светловидова приглушить своим "тактичным" исполнением явные пороки подхалима и чинуши — плановика Зайцева. Излишне снисходителен в нему и драматург.
В театре имени Моссовета "Московский характер" поставили режиссеры Ю. Завадский и Ю. Шмыткин. Их работа, как и спектакль Малого театра, наполнена жизненной правдой. Артисты театра им. Моссовета правильно воплотили идейное содержание и образы пьесы.
В первую очередь это относится к артисту Н. Темякову. Он играет Потанова так просто, естественно, что воспринимается, как реальный человек, выхваченный из жизни. Мы верим, что такой Потапов не на словах только осознает свои ошибки, что он до конца излечится от зазнайства. И вместе с действующими лицами пьесы зрители хотят сохранить этого человека и на производстве, и в семье.
Драма Гриневой в исполнении О. Викландт вырастает до социального обобщения и заставляет призадуматься над тем, как бережно и чутко надо относиться к человеку, к жене — другу и спутнику жизни, как надо хранить устои советской семьи, зиждящейся на высоких принципах большевистской морали.
Рассеянный, до смешного беспомощный в устройстве своего быта, инженер Кривошеин в исполнении М. Названова завоевывает симпатии зрителей благородством и скромностью натуры, чистотой отношения к Ане.
Несколько холодно сыграла З. Шигаева роль Полозовой.
С блеском, сочно, колоритно играет Зайцева артист В. Ванин. Но чем ярче воплощен этот персонаж на сцене, тем определеннее наши претензии к драматургу: слишком примиренчески относятся и он, и все его положительные герои к подобному типу. Зайцев не так уж безобиден, как может показаться с первого взгляда.
В обоих театрах "Московский характер" пользуется большим успехом. И в этом заслуга и театральных коллективов, и драматурга А. Софронова, отразившего в своей пьесе правду жизни, процессы, происходящие в действительности, волнующие каждого советского человека.
Олег Леонидов".
("Известия", 1948, № 298 (17 декабря), с. 3).

Комментариев нет:

Отправить комментарий