"... сильна, убориста, умна — добро живое —
чудо народное! Да будет жизнь крупна!
Ворочается счастье стержневое".
чудо народное! Да будет жизнь крупна!
Ворочается счастье стержневое".
75 лет назад наибольшее воздействие на зрителя советский театр мог оказать не внешне развлекательными приемами, а глубиной идейной разработки пьесы и правдивым изображением типических черт:
"Счастье"
Новая постановка в Театре им. Ермоловой
Быть может, ни один из центральных наших театров не следует так за современной литературой, как Театр им. Ермоловой. Новые общественные отношения, образы современников, живые чувства и воодушевление людей советской эпоха, уже запечатленные художественной литературой, все более привлекают его симпатии. И не случайно, в этой связи, театр открыл новый театральный сезон опять-таки инсценировкой. На этот раз ермоловцы показали "Счастье" — сценическую композицию широко известного романа П. Павленко.
Судьба Воропаева — бывшего комиссара, полковника в отставке, "выпавшего из счастья, как из самолета", глубоко взволновала читателей книга. Мы помним, как, вернувшись с фронта после тяжелого ранения, тяжко больной, он ничего не хотел, кроме отдыха. Помним, как Воропаев искал людей, к которым можно было бы "прилепить свою судьбу". Но Павленко показал, как на место тихого покоя пришло подлинное счастье Воропаева, открывшееся опять в труде и борьбе, как Воропаев стал "человеком для всех". Когда-то водивший фронтовиков на штурм, он подымает теперь колхозников ва "организацию страды", —разбитого и выжженного войной крымского района. Имевший возможность уйти на спокойную должность, Воропаев остается в этом районе,— сначала пропагандист, затем секретарь райкома, он возглавляет колхозников-переселенцев в их большом и трудном подвиге.
Эту большевистскую волю, мужество Воропаева, органическую связь с ним колхозных масс, открытие большого, настоящего счастья и предстояло показать на сцене. Известно, что литература теряет при переходе от одного жанра к другому, но тем выше должно быть искусство театра, чтобы донести до зрителя идеино-художествснное богатство инсценируемого им произведения. Несомненно, к этому стремились и авторы инсценировки — П. Павленко и С. Радзинский, этого добивались и режиссеры спектакля В. Комиссаржевский, А. Лобанов. Однако не все удалось ермоловцам в этом спектакле.
Театр хорошо поставил сложную сцену собрания колхозников-переселенцев, где Воропаев вступает в широкий, человеческий мир. Построена она остро и правдиво. Таковы же сцены Воропаева с Леной Журиной, Ленкой, Юрием Поднебеско. Но чем ближе к финалу, тем меньше таких сцен, тем больше внешнего и развлекательного. Театр словно боится, что спектакль не дойдет до зрителя, не затронет его воображения, и все более усиливает присущую ему "жанровость", упрощая характеры и самую идею спектакля. Театру мешают отсутствие единого замысла в решении темы, разность стиля, в котором артисты ведут свои роли, по прежде всего— склонность к внешней развлекательности.
Противопоставляя Воропаева Корытову в романе, автор показал активное, творческое отношение к жизни, к работе, борьбу против мертвого, суетливого, бездушного стиля руководства людьми.
Корытов —не карикатура, а живой человек, но человек отставший, прозаседавшийся, превратившийся скорее в административную функцию. Корытов растерял главное, всегда присущее большевику, руководителю, —живое чувство жизни, внимание к людям, к человеку, участнику борьбы и строительства.
Но в спектакле мы не видим Корытова, пришедшего из романа. Корытов, которого играет И. Прокофьев, потерял свою живую человеческую характерность и превратился в комический персонаж. Порою это смешно, но всегда мелко, поверхностно.
В водевильных приемах играет Д. Фивейский Городцова. В некоторых сценах почти на грани гротеска Э. Кириллова в роли Огарновой. Играет она талантливо, сочно, с юмором, но временами ей нехватает жизненного правдоподобия, чем покоряет нас Воропаев в исполнении И. Соловьева, чем очаровательна молодая, впервые выступающая в ответственной роли Лены Журиной И. Киселева. Правдива и привлекает Р. Губина в роли Ленки и Г. Вицин, играющий Юрия Поднебеско, на минуту очутившийся в водевильном положении, но успешно из него вышедший (сцена с женским халатом).
В образах, созданных Соловьевым, Киселевой, Губиной и Вициным, в игре этих актеров заключена та правда, которая заставляет нас поверить в происходящее на сцене, как в реальную жизнь, и которая своей значительностью захватывает и увлекает зрителя, делая его активным соучастником в событиях пьесы, в переживаниях действующих лиц. В этом ряду особняком стоит только образ Романенко (В. Лекарев). Он не лишен жизненной правды, но весь облик Романенко обрисован иронически. Вот почему, отдавая дань мастерству актера, мы вместе с ним проникаемся иронией к этому персонажу, чего он не заслуживает.
Театр явно стремится к занимательности, не учитывая того, что наибольшее воздействие на зрителя он может оказать не внешне развлекательными приемами, а глубиной идейной разработки пьесы, правдивым изображением типических черт советских людей. И когда мы видим это в Воропаеве у И. Соловьева или Лене Журиной у И. Киселевой, мы по-настоящему взволнованы, в то время как всякая попытка "развлечь" ведет к идейному обеднению пьесы. Подобное развлекательство снижает достоинства спектакля "Счастье".
Нужны или нет инсценировки —это давно уже стало праздным спором. Но хотелось бы пожелать театру столь же внимательного отношения и к оригинальным драматургическим произведениям, большей заинтересованности в работе драматургов.
В. Залесский".
Комментариев нет:
Отправить комментарий