вторник, 27 июня 2023 г.

"Вступив на берег меловой..."

"... Рыбак бросает невод свой,
Кирпичной, крепкою ладонью
Пот отирает трудовой". 
 

70 лет назад в СССР после долгой и упорной работы композитору Юзелюнасу удался и русский танец:
"Новый литовский балет
Недавно в Вильнюсе коллективом Государственного театра оперы и балета Литовской ССР показан новый балетный спектакль "На берегу моря".
Либретто молодого балетмейстера В. Гривацкаса повествует о счастливой трудовой жизни одного из литовских рыболовецких колхозов. Романтика картин моря, труда рыбаков, нашедшая художественное воплощение во многих творениях классики, по хорошей традиции передана и в этом произведении. Но эта романтика обогащена новым содержанием жизни и борьбы советских людей.
Действие происходит через несколько лет после окончания войны. Возвратившиеся с богатым уловом колхозники-рыбаки собираются на вечеринку. Пока идут эта сборы, зритель знакомится со всеми действующими лицами.
Светлым и радостным образам тружеников моря — председателя колхоза Барткуса, старого рыбака Нарунаса, невесты его сына-фронтовика Касте, ее подруги — милой девушки Оне, славным дружным парням Витасу и Микису, влюбленным в веселую Оне,— противопоставлены мрачные и темные образы Крезасов.
Крезас-отец— быший кулак, пробравшийся в колхоз. Он утаивает улов, в своей ненависти к новой, свободной жизни он готов на вредительство. Участником преступлений старика Крезаса является его сын Густас, бывший эсэсовец, скрывающийся в доме отца. В свои темные махинации они стараются вовлечь бригадира Иониса, любовь которого отвергается Касте. Они пытаются использовать его мучительное чувство ревности для сведения счетов с женихом Касте — фронтовиком Марюсом.
Во втором акте, в сцене у маяка во время бури, действие достигает большого напряжения. Злодеи Крезасы тушат маяк, чтобы погубить борющихся с разбушевавшейся морской стихией рыбаков. Ионис, на которого преступники так рассчитывали не только не становится их сообщником, но, жертвуя жизнью, зажигает маяк, спасает жизнь товарищей.
Завершается спектакль торжеством трудового коллектива и окончательным разблачением Крезасов.
Самое впечатляющее в спектакле — музыка молодого литовского композитора Ю. Юзелюнаса, недавно окончившего аспирантуру в Ленинградской консерватории, прошедшего серьезную композиторскую школу и уже ранее в ряде симфонических и вокальных произведений показавшего себя интересным и вдумчивым художником.
Музыка балета очень танцевальна, но и драматична. Это достигается умелой симфонической разработкой музыкальных тем. Стремление автора к глубокой симфонизации музыки, к обогащению танцевальных форм эмоциональным напряжением развивающейся музыкальной драматургии ощущается на протяжении почти всего спектакля. Особенно яркие результаты приносит оно в сцене бури, в лирических адажио Касте и Марюса, а трагическом танце Иониса.
Удачны музыкальные характеристики действующих лиц, хорошо передан композитором во вступлении ко второму акту пафос созидательного труда, живо воплощены в музыке искрящиеся весельем и энергией образы пионеров. Красочные картины природы также находят в Ю. Юзелюнасе талантливого музыкального живописца.
Музыка балета напевна, ритмически определенна; она проникнута народным началом. Кроме литовских, в некоторых танцах убедительно звучат эстонские и латышские мотивы. После долгой и упорной работы композитору удался и русский танец.
Не оставляет композитора хороший художественный вкус и в разработке темы врагов. Как часто наши композиторы не находили должных художественных приемов для таких тем, создавая антиэстстические, грубо натуралистические звучания!
Музыкальные характеристики Крезасов интересны и вместе с тем зловеще образны. Ю. Юзелюнас здесь исходит из традиций русской оперной и балетной классики.
На сцене литовского музыкального театра поставлено произведснис, в котором воплощены живые образы современных строителей социалистической Литвы. Ценно, что постановщики-балетмейстеры В. Гривицкас и А. Мессерер прежде всего стремились воплотить средствами своего искусства красоту новой жизни, красоту людей из народа, творящих эту жизнь.
В первом акте прекрасно показаны возвращение Марюса на родину и встреча его с Касте. Ои радостно обнимает родные деревья, целует родную землю... Но вот он видит испепеленные врагом руины, и новой глубокой эмоциональной силой обогащается его танец! Его встреча с Касте — это не трафаретное балетное адажио, а взволнованный рассказ Касте своему любимому о пережитом, и поэтому так ярко воспринимается его ликующий, радостный финал.
Драматичен танец, показывающий схватку у маяка. Трогательны лирические обрядовые сцены. Тема чистой любви советской девушки нашла в постановке балета достойное воплощение. Она гармонически сочетается с темой счастья освобожденного народа, строящего новую жизнь.
Артисты Г. Сабаляускайтс и Г. Банис создали светлые романтичные образы Касте и Марюса. Г. Сабаляускайте — балерина с отличной техникой и с обаятельным лирическим дарованием. Она прошла отличную школу у ленинградского балетмейстера-педагога А. Вагановой. Г. Банис — хороший ее партнер. Свои сцены он проводит с большим темпераментом, ему удается передать черты характера пламенного патриота Советской Родины. Талантливым актером и выразительным танцором показал себя в сложной роли Иониса Г. Купавичюс. Сцены ревности и страданий, вызванных временным отходом от коллектива, артист ведет с тактом,— у зрителей не возникает сомпения в том, что перед ними искренний советский человек, который не может предать интересы Родины.
Подвижна и пластична Г. Свентицкайте в роли Оне. Она вместе с артистами С. Билида и В. Браздилисом, хорошо исполняющими роли пылких поклонников Оне, завоевывает прочные симпатии зрителей. Артист Л. Жвикас создает красочный образ старого рыбака Нарунаса.
Образы врагов — Крезаса-отца и Густаса — отлично воплощены на сцене артистами Б. Келбаускасом и С. Гончаровым. Весь творческий коллектив с увлечением работал над новым балетом. Это относится и к дирижерам Р. Генюшасу и X. Поташинскасу, а также к оркестру — недостаточно сильному в техническом отношении и не сколько малочисленному, но сумевшему в этом спектакле продемонстрировать свой несомненный художественный рост.
Декорации художника И. Суркявичюса, к сожалению, не выходят за рамки привычных, средних пейзажных работ. Для такого новаторского спектакля они могли быть более яркими и колористически смелыми.
Украшением спектакля является выступление в последнем акте группы участников Государственного ансамбля песни и танца Литовской ССР с рядом народных танцев.
Из недостатков балета следует отметить чрезмерную продолжительность ряда танцев: композитор в стремлении симфонизировать их иногда теряет необходимое чувство меры. В целом же и авторов балета, и весь коллектив театра можно поздравить с творческим успехом.
Мариан Коваль.
г. Вильнюс".
("Правда", 1953, № 179 (28 июня), с. 3).

Комментариев нет:

Отправить комментарий