воскресенье, 4 июня 2023 г.

"Звезды шахт и огни заводов..."

"... В эту ночь далеко видны...
Пятилетка в четыре года —
Новый подвиг моей страны!"
 

75 лет назад настоящие советские люди сгоряча бросали недокуренные папиросы в запретных зонах заводов только в большом волнения:
"Театр
Спектакль "Судья" в Московском театре драмы и комедии
"...Судья, как и всякий прочий смертный, вынужден участвовать в игре бизнеса и участвовать в расчете на выгоду",— так характеризует рядового американского судью наших дней одни из прогрессивных писателей США Айра Уолферт в своей книге "Банда Тэккера", недавно вышедшей в русском переводе. Лишь в редких случаях "выгода совпадала с долгом судьи", — в тех случаях, "когда плата за нарушение долга была настолько мала, что из-за нее не стоило терпеть уколы совести...", — пишет он далее.
Дореволюционная Россия знала немало подобных судей, гнусная практика которых породила в народе горькую пословицу: "С сильным не борись, с богатым не судись". Далеким и нелепым кажется теперь нам, советским людям, этот продажный, произвольный "шемякин суд".
Ленинградский драматург Дориана Слепян написала правдивую пьесу о советских судьях. Художественный руководитель Московского театра драмы и комедии А. Плотников не ошибся, выбрав пьесу "Судья" для постановки (режиссер-постановщик Ф. Шишигин). Получился интересный спектакль, впервые на сцене раскрывающий перед зрителями сложную и психологически тонкую работу советского народного судьи.
С чувством законной гордости за наш советский строй, за советских людей воспринимают зрители этот спектакль и самый образ народного судьи — Елены Светловой.
Честный и строгий блюститель советских законов, советский судья — настоящий, подлинный гуманист. В советской действительности нет противоречия между законностью и человечностью, противоречия, неизбежно присущего любому буржуазному государству. И если в той же империалистической Америке "человек человеку — волк" и никому нет дела до чужой судьбы, то у нас, в Советском Союзе, нет и не может быть самого понятия "чужой судьбы".
— Каждый человек, который борется за счастье нашей родины, есть близкий человек всем нам, — справедливо говорит один из персонажей пьесы, секретарь райкома партии Новиков.
— В борьбе за будущее, когда каждая чужая судьба становился собственной, и состоит истинное счастье, — как бы резюмирует эту же мысль героиня пьесы Елена Светлова.
Она считает, что "волноваться человеческой судьбой — это тоже призвание". И в это свое призвание Светлова вкладывает подлинно большевистскую душу.
Молодая работница фарфорового завода, недавняя участница Великой Отечественной войны, Ирина Жукова, окончившая художественный техникум, хочет заняться своей профессией — художественной раскраской посуды. На фарфоровом заводе не поинтересовались ее знаниями и возможностями, а определили на работу пожарного. Девушка испытывает обиду, неудовлетворение в работе. Она рисует в стенгазете карикатуру на заведующего отделом кадров, восстанавливая против себя руководителей завода. Поводом к увольнению Жуковой явилось то, что она не успела к прибытию поезда доставить порученный ей пакет.
Директор завода, не вникая в подробности дела, отдает приказ об увольнении Жуковой и о выселении ее из общежития. Девушка обращается в суд. На суде она ведет себя резко, вызывающе, пытаясь этим скрыть охватившие ее отчаяние и горе. Суд подтверждает увольнение. Родственница Ирины тянет ее на работу в пивной киоск, к легкой жизни. Но целеустремленная натура Жуковой противится этой "легкой жизни". Девушка страстно тянется к любимому делу.
Судья Елена Светлова неспокойна. Она чувствует, что в деле Жуковой ею допущена ошибка, не вскрыты причины поступков и поведения девушки. Светлова приходит к Ирине, пытаясь сблизиться с ней. Увидев в этом посещении лишь проявление жалости, Ирина сначала грубо отталкивает Светлову. Но, ощутив, что со стороны судьи было проявлено настоящее человеческое участие, что Светлова искренне интересуется ее жизнью, се судьбой, Жукова хочет догнать ушедшую Светлову.
В большом волнения бежит она через запретную зону завода и сгоряча бросает недокуренную папиросу. Почти в это же время на складе, где хранился изобретенный инженером Свирским новый химический состав для производства стекла, происходит взрыв. Причиной взрыва сочли брошенную девушкой недокуренную папиросу, и Жукова снова предстает перед судом. Против нее все факты. Но инженер Свирский, убедившись, что взрыв произошел из-за несовершенства изобретенного им состава, сделал суду соответствующее заявление.
Глубоко разобравшись в деле Жуковой, в причине ее резкого поведения, вызванного тяжелым душевным состоянием, суд оправдал Жукову. Судья Елена Светлова не побоялась взять на себя за это ответственность, ибо за ворохом внешних "фактов" она увидела чистоту души и непосредственность Жуковой. Девушка была возвращена на завод, получила работу по душе.
Формализм и бездушие чужды самому существу нашего советского отношения к человеку. И естественно, что зрители с удовлетворением встречают правильное решение райкома партии, поставившего вопрос о снятии "делового", но бездушного директора, забывшего, что самым ценным капиталом в нашей стране является человек.
Особо хочется остановиться на образе директора. Директор Дудников (его роль исполняет артист С. Бардин) вышел из среды тех старых мастеров, которым свойственна цеховая ограниченность. Он хорошо знает дело, но совершенно равнодушен к творцу дела — живому человеку. Этим равнодушием объясняется и формальное отношение к Жуковой, ко всем ее злоключениям. Побывав в Америке, Дудников преклоняется перед бизнесменством, принимая его за подлинную деловитость. Развенчиванию этого раболепия перед иностранщиной посвящена вторая, не менее важная линия пьесы.
Спектакль — несомненная удача театра и его коллектива. Артистка Н. Федосова в роли Елены Светловой создала выразительный образ советского судьи — человека большого личного обаяния и твердой волн, полного решимости выполнить до конца свой долг судьи-гуманиста. И недаром героиня спектакля завоевывает сердца зрителей.
В образе секретаря райкома партии Новикова, созданном артистом Ф. Шишеевым, подкупают человечность, простота, желание и умение помочь советом и большевистским делом в решении острых вопросов, которые ставит перед судьей жизнь.
Ирина Жукова в исполнении артистки Н. Яковлевой — одно из главных действующих лиц спектакля не только по тому значению, которое ей отведено в пьесе, но и по исполнению роли.
Жизненно правдивы и другие образы, созданные в этом спектакле, за исключением, быть может, инженера Свирского, который в исполнении В. Исаева нисколько обеднен ненужной манерностью.
К недостаткам пьесы надо отнести ее композиционную расплывчатость. Кажется нарочитым стечение некоторых обстоятельств. Не раскрыт до конца противоречивый и сложный образ директора. Язык пьесы засорен вульгаризмами. Несмотря на это, спектакль волнует зрителя, волнует потому, что в нем правдиво, просто и ясно показаны истинная гуманность и справедливость советской законности.
В. Вагин".
("Известия", 1948, № 132 (5 июня), с. 3).

Комментариев нет:

Отправить комментарий