"… И
если враг напасть готовится, -
Врагу не поздоровится".
Врагу не поздоровится".
"Часовые Родины
Извиваясь, асфальтированная дорога, словно гигантский уж, ползет в горы.
Мы едем на один из участков нашей южной границы.
Навстречу то и дело попадаются грузовики с ящиками и тюками. Это из-за границы идут товары, закупленные Советским Союзом. А за рубеж везут наш металл, машины, хозяйственные товары.
Там, за границей, простые люди хотят так же, как и мы, укрепления добрососедских отношений, мира и дружбы. Торговля лучше всего может помочь сделать любую границу границей мира.
Но через рубеж подчас к нам пытаются проникнуть и враги. Их обучают и снаряжают на американские доллары в недрах Багдадского пакта, о котором Джон Фостер Даллес говорит не иначе, как об "оборонительном" и "мирном". Но советские пограничники знают цену этому "миролюбию", они всегда начеку.
Утомительно стоять на дозорной вышке в знойный день. Местность вокруг давно изучена до мельчайших подробностей.
Рядовой Иван Ростов недавно поднялся на вышку. Тихо, пустынно по другую сторону границы. Вот, правда, из-за горы на дорогу выехал грузовик. Немало проезжает их тут ежедневно. Горбатый капот, неестественно поднятые крылья с фарами делали машину похожей на какое-то доисторическое чудовище.
Ростова даино интересовали эти своеобразные машины. "Должно быть, и мотор у них необычный, сложный,— думает солдат,—Хорошо бы посмотреть на него".
Будто угадав мысли пограничника машина, поровнявшись с вышкой, резко затормозила. Пыль, длинным шлейфом тянувшаяся за грузовиком, на несколько
На участке усилили наряды. В глухую плночь был задержан нарушитель границы. На допросе он рассказал: все было рассчитано заранее — и остановка машины на виду у заставы, и пылевая завеса, под покровом которой он перевалился через борт, чтобы укрыться в глубокой канаве, дождаться ночного часа. Не учли лишь бдительности советского человека...
Желанный гость на заставе
Степан Карпович Кандауров — рабочий дорожного участка. Ему пошел восьмой десяток. Но Степан Карпович энергичен, подвижен. Он — частый гость на заставе.
— Как живете, сынки? — приветствует он пограничников.
— Не жалуемся,— отвечают ему и просят: — Вы нам о своей жизни раскажите. Вы тут давно, все знаете.
Вот один из рассказов советского патриота:
...Как-то в обеденный перерыв пошел Степан Карпович в ущелье, на луг, напоить корову. Навстречу — человек. Поздоровались, разговорились.
— К буровым рабочим иду, в горы,— сказал незнакомец,— Устал, пить хочется. Где тут поблизости колодец?
Неподалеку, действительно, трудилась буровая бригада. Немало там новых людей, а лишний раз присмотреться к незнакомцу не мешает. Кандауров показал ему дорогу, которая вела к пограничной заставе.
Разошлись. Степан Карпович незаметно наблюдал зи прохожим. Тот уверенно поднимался в гору. Почти дойдя до перевала, он вдруг упал, а потом, пригнувшись, быстро сбежал в лощину. "Неладно дело. Видно, пограничников испугался. Надо действовать",— решил рабочий и побежал на заставу.
О себе не добавил ни слова. Да и не надо: серебряная медаль "За отличие в охране государственной границы СССР" красноречиво говорит о славных заслугах патриота.
По следам врага
...Вместе с новичком Анатолием Вакуленко возвращался Александр Фоминых после ночного дежурства. Неистово бушевала пурга. Новичок не сразу понял, в чем дело, когда Фоминых неожиданно сказал:
— Следы свежие. Прошли двое. Далеко уйти не могли. Беги скорее на заставу. Я пойду по следам.
— Что же было потом? — спросили мы пограничника.
— Ну, задержал я одного,— ответил он.— Второго взял наряд. Вот и все.
— Так уж и все,— улыбается подполковник, ветеран пограничной службы.
И товарищи восстанавливают детали этого события. Заметив следы, Александр Фоминых побежал с оружием на руках по заснеженным тропам. Несмотря на лютую стужу, сбросил с себя плащ, полушубок. От его глаз не ускользнуло место, где нарушители разошлись в разные стороны. Бросился за одним из них. Вскоре заметил бегущего впереди человека. В решительную минуту не растерялся Фоминых, захватил врага. Подоспели пограничники, поднятые по тревоге. Вскоре был задержан и второй нарушитель.
Теперь Александр Фоминых уже не новичок в охране государственной границы. О скромном солдате говорят с большим уважением и его товарищи, и частые гости на заставе Степан Карпович Кандауров, колхозники Иван Васильевич Косимский, Даниил Васильевич Попов, не раз задерживавшие нарушителей границы.
Достойная смена
Достойными сынами Родины показали себя и задержавший не так давно нарушителя Кенжеш Дускалиев, бывший ветеринарный фельдшер из колхоза им. Амангельды Западно-Казахстанской области, и немало других бойцов горных застав. Это славная смена пограничникам старшего поколения, с которыми на заставе поддерживается тесная связь.
Недавно на Н-скую заставу пришло письмо от старых пограничников коммунистов тт. Климова, Фролова, Сухомлинова. Они сейчас живут в Ленинграде. В письме они вспоминают о своей боевой службе, о схватках с врагами.
В ответе своим старшим товарищам пограничники написали: "Мы с благодарностью вспоминаем и чтим боевые дела наших предшественников, первых пограничников, тех, кто не щадил своих сил и крови во имя свободы и счастья трудящихся. Заверяем вас, дорогие друзья, что мы с честью оправдаем великое доверие Коммунистической партии, Советского правительства и народа,— будем бдительно охранять государственную границу СССР, отлично учиться".
М. Чунаков".
Комментариев нет:
Отправить комментарий