вторник, 14 марта 2023 г.

"Качает звезды в бухте Провидения..."

"… Студеная зеленая вода,
Мы к серым сопкам местного значения
Беречь границу прибыли сюда".
  

50 лет назад идеологические диверсанты прибегали к различным ухищрениям, чтобы протащить в СССР свой отравленный товар:                                         
"Кино
"Граница"
Производство Ленинградской студии документальных фильмов. Режиссер Е. Учитель. Авторы сценария В. Венделовский, Е. Учитель, операторы Ю. Александров и Э. Шинкаренко, композитор Ф. Брук, консультант генерал-майор В. Лежепеков.
На многие тысячи километров пролегла государственная граница нашей Родины.
Она идет через сопки и топи, тайгу и пустыни, горы и моря. И всюду — на западе и востоке, на севере и юге — граница надежно и непрерывно охраняется. Граница на замке! Она недоступна для вражеских лазутчиков. Зорко несут свою  ответственную службу советские часовые. Воины пограничных войск всегда на боевой вахте.
О романтике пограничной службы, о ее людях повествует новый документальный фильм "Граница", только что законченный производством на Ленинградской студии документальных фильмов режиссером Е. Учитель. Это лирическое киноэссе о границе и воинах в зеленых фуражках. Фильм лишен сквозного сюжета, единой фабулы. В нем нет поставленных сцен, сыгранных эпизодов. Здесь все основано на фактах, на материале, выхваченном кинокамерой из самой гущи жизни. На экране возникают эпизоды боевой службы, лица бойцов и командиров, живописные картины районов границы. Но за этой, казалось бы, произвольной мозаикой лиц и событий встает художественный образ — границы, сложного, постоянно действующего боевого организма, возникает собирательный образ современного пограничника.
Авторам фильма удалось найти верный художественный ход, для того чтобы показать, как современное поколение молодых воинов хранит, продолжает и умножает боевые традиции пограничных войск. С волнением смотрятся кадры, рассказывающие о первых шагах на заставе выпускника Высшего пограничного училища В. Лебедева, о судьбе его отца — ветерана Великой Отечественной войны, защитника Брестской крепости, который в боях с врагами лишился зрения. Эпизод, где слепой отец на выпуске офицеров натруженной рукой проверяет звездочки на лейтенантских погонах сына, воспринимается как родительский наказ — верно служить Советской Родине, хранить и продолжать боевые, патриотические традиции героев былых сражений.
Фильм динамичен. Камера оператора подолгу не задерживается на одном месте. Она переносит нас с заставы в горах на сторожевой морской катер, показывает действие воздушных патрулей — вертолетчиков. Потом ведет на контрольно-пропускной пункт, на аэродром, где приземляются самолеты, прилетевшие из зарубежных стран. Мы видим пограничников за их трудной работой. Она требует отличного знания всех тонкостей службы, мужества и отваги. Контрабандисты, идеологические диверсанты, маскируясь под туристов и путешественников, прибегают к различным ухищрениям, чтобы протащить в нашу страну свой отравленный товар. Но все их попытки разбиваются о бдительность советской пограничной стражи. Извлекаются из фотоаппарата незарегистрированные ценности, из тайника в автомашине вытаскиваются кипы антисоветских книг. Задерживается иностранная  шаланда "случайно" оказавшаяся в наших прибрежных водах. И у зрителя растет уверенность: наших пограничников не проведешь, не обманешь. Они умеют постоять за интересы Родины.
Фильм отмечен интересными поисками режиссера, его увлеченностью темой. Превосходна работа операторов фильма, которые создали психологически верные портреты воинов.
Понятно стремление авторов фильма широко, масштабно показать службу на границе, не вдаваясь в подробности. И все же приходится сожалеть, что камера оператора не задержалась на несколько минут около приветливого воина, который, принимая паспорта у прибывших туристов, непринужденно ведет с ними разговор сразу на двух языках. Зрителям хочется знать, откуда этот парень, как он служит, где научился чужой речи. А таких безымянных героев в картине много.
За пределами фильма осталась очень важная часть жизни пограничников, в которой они проходят подготовку к несению службы на заставах. В картине не показана боевая и политическая учеба, гарнизонная жизнь, партийно-политическая работа, в условиях которой формируются высокие патриотические и служебные качества воинов, которые потом проявляются в их действиях на границе. Есть в фильме и другие недостатки, но они не снижают его большого познавательного и воспитательного значения.
Фильм "Граница" достойно пополняет кинолетопись, посвященную советским пограничным войскам.
Вал. Гольцев".
("Известия", 1973, № 63 (15 марта, московский вечерний выпуск), с. 3).

Комментариев нет:

Отправить комментарий