понедельник, 13 февраля 2023 г.

"Он, трижды битый, хочет отыграться…"

"… И в шар земной пальнуть из батарей,
Когда из
Вашингтона
свистнет рация
И с цепи
свору спустит Риджуэй".
 

70 лет назад в СССР крупные просчеты уже обнаруживались и у полезных евреев:
"Театр
Спектакль, призывающий к бдительности
Нам необходимы произведения литературы и искусства, воспитывающие в советской молодежи драгоценное качество — бдительность. Попыткой создать такое произведение является пьеса Ц. Солодаря "У лесного озера", поставленная недавно Московским театром драмы и комедии.
Враг не дремлет! Успехи коммунистического строительства озлобляют тех, кто ненавидит советскую страну, вызывают у них яростное желание еще больше вредить и пакостить. Американские империалисты не жалеют средств на шпионов и диверсантов, вредителей, убийц. Один из таких вражеских лазутчиков и выведен в пьесе "У лесного озера". Имя его — Борис Борисович. Он отлично говорит по-русски и умело выдает себя за советского человека, скромного биолога из областного города. Но не верьте ему! Все это — лишь средство приспособиться к окружающей среде, то, что в биологии называют мимикрией. Пользуясь этой же защитной окраской, мимикрией, его отец, американский шпион Роберт Грунт, еще в 1921 году пытался вредить советской власти. О том, как органами ЧК был разоблачен отец шпиона рассказывает пролог пьесы. В этой картине, выразительно поставленной режиссером (этот спектакль — первая работа режиссера М. Поповой), просто и строго воспроизведен эпизод будничной работы советской разведки. Умно и решительно ведет допрос арестованного врага чекист Ларина. Ее играет артистка Н. Федосова, играет взволнованно, проникновенно. Ларина — Федосова появляется только в прологе, но светлый образ этой скромной женщины, беспощадной с врагами и доброй, по-матерински заботливой с нашими людьми, в особенности с детьми, надолго остается в памяти зрителя. Мы видим, как под одним ее взглядом смиряет свой слишком горячий пыл молодой матрос Сазонов, как начинает понимать, где истинные друзья и где враги, беспризорный мальчишка "Броневик", доверившийся вначале матерому заокеанскому разведчику.
Действие остальных картин протекает 30 лет спустя, в наши дни. Молодой, порывистый матрос Сазонов стал пожилым, спокойным и рассудительным человеком, полковником государственной безопасности, а чумазый мальчуган "Броневик" — крупнейшим конструктором Белоусовым. И снова на их жизненном пути встречается заокеанский лазутчик, сын разоблаченного тридцать лет назад шпиона — "биолог Борис Борисович". Он пытается овладеть секретом ценного оборонного открытия, сделанного Белоусовым.
Нет необходимости рассказывать о всех перипетиях пьесы. Нужно остановиться только на одном крупном просчете, ошибке автора в развитии сюжета. В конце пьесы выясняется, что волнения зрителей за судьбу героев и изобретения были напрасными. Оказывается, что книжка, которую пытался выкрасть диверсант, не заключала в себе ничего ценного. Это снижает воздействие пьесы, умаляет и ее воспитательное значение.
Самое ценное в спектакле — это тот наглядный урок бдительности, который получает сын конструктора Володя, проявивший недопустимое ротозейство и чуть было не ставший жертвой врага. Урок этот полезен всем юным зрителям спектакля.
Володю играет артистка Т. Дмитриева. Ей удалось нарисовать живой характер мальчика, в общем неплохого, но слишком самоуверенного, хвастливого и самолюбивого. Это и приводит Володю к ошибке. Своим хвастовством и болтовней он, не сознавая этого, помогает врагу приблизиться к цели. Но органы советской разведки во-время обезвреживают подлые действия врага. Разоблачить шпиона помогают и пионеры, проявляющие бдительность.
Отлично исполняет роль приятельницы Володи, пионерки Верочки Бурко артистка В. Власова. Особенно хороша сцена поединка Верочки с "Борисом Борисовичем". Мы видим, как пионерка, подавляя в себе естественное чувство страха, ведет себя поистине геройски. В игре артистки нет ни тени фальши. Веришь, что эта пионерка может в будущем стать такой же бесстрашной и самоотверженной, как Зоя Космодемьянская.
Гораздо бледнее показаны образы взрослых. Ларина, так взволнованно изображенная в прологе, не появляется больше в спектакле. Судьба ее зрителю неизвестна. Это — большое упущение автора. Живой и сильный образ чекиста Сазонова создает артист Н. Сунозов. Но роль его после пролога очень невелика. Остальные разведчика — капитан Шурыгин и лейтенант Павлова — изображены несколько легковесно и поверхностно. По вине драматурга их роль в разоблачении шпиона принижена. Все им заранее известно, все легко дается. В чем же тогда трудность разоблачения врага, в чем героизм разведчика? Это не показано. И исполнителям этих ролей И. Литовкину и Э. Знамеровской трудно создать живые характеры.
Убедительны в спектакле портреты врагов. И Роберт Грунт в прологе (Н. Власов), и его сын "Борис Борисович" (В. Исаев) — это опытные лазутчики, в совершенстве овладевшие искусством маскировки.
При всех недостатках спектакль в основном достигает своей цели, он звучит как призыв к бдительности, как призыв к борьбе с ротозейством. Несомненно, юный зритель будет смотреть его с интересом.
Ю. Греков".
("Московский комсомолец", 1953, № 33 (15 февраля), с. 2).

Комментариев нет:

Отправить комментарий