"... Хоть кусок земли родной отдать,
Только дым, огонь и ветер в поле
Будет враг в пути своём встречать!"
Только дым, огонь и ветер в поле
Будет враг в пути своём встречать!"
"О пьесе А. Утевского "Памятные встречи"
Пьеса А. Утевского "Памятные встречи" идет сейчас на сцене театров в Москве, Ленинграде, Киеве, Горьком, Севастополе, Хабаровске, Воронеже, Ростове и десятках других. Тема ее имеет важнейшее общественное и педагогическое значение: принципы воспитания юного поколения, жизнь нашей молодежи. В центре большинства произведений о нашей молодежи, созданных в годы войны, — героические образы лучших представителей юного поколения советских людей, не щадивших ни сил, ни жизни в борьбе с врагом. И это вполне понятно, так как именно такие люди наиболее достойно выражают характер своего поколения. А. Утевский решал главным действующим лицом своей пьесы сделать "не героя", слабовольное существо, единственным сильным желанием которого в тяжелые годы войны было желание сохранить себя. Намерение автора осудить такое отношение человека к своим гражданским обязанностям не удалось. Дать правильный и художественно убедительный ответ на поставленные вопросы автор не сумел.
События, изображенные в пьесо "Памятные встречи", происходят в дни победоносного наступления Красной Армии, изгоняющей немецких захватчиков с нашей земли. Центральное место в ней занимает судьба семьи писателя Завьялова.
Семья Завьяловых с волнением следит за наступлением Красной Армии. Уже освобожден Пятигорск, где оставалась дочь Завьялова — Надя. Отец предполагает, что она стала партизанкой и погибла так же доблестно, как Зоя Космодемьянская.
Ему предстоит закончить последнюю часть книги о жизни дочери, где будет рассказано об ее героической гибели. Но книга осталась недописанной. Надя, оказывается, не только ничего героического ие совершила, но, как выяснилось впоследствии, служила санитаркой в немецком госпитале. "Подлости не делала, но не пошла с товарищами... не смогла... нехватило сил... Они другие".
Да, действительно, наша молодежь другая. Безыдейность и духовная пустота характеризуют облик Надежды Завьяловой. "Надо жить", — вот главное, что руководило ее поступками, что помогло ей без протеста смотреть на происходившие на ее глазах бесчеловечные издевательства немцев пад советскими бойцами. Мы знаем, что советские люди любят жизнь, только понимание цели жизни у них совсем иное.
Если наших излюбленных героев вдохновлял образ гордого Сокола, то Наде Завьяловой свойственна философия Ужа, рожденного ползать. Законченным воплощением такого взгляда на жизнь в пьесе является некто Салаев. Он предельно ясно выразил свое отношение к жизни в словах: "Бы будете жить без подвига, но в прекрасной квартире, Надя. Без борьбы, но со всеми удобствами". В известной степени такие циничные взгляды определили и поведение Нади. Автор во втором действии пьесы делает попытки дать об’яснение поведению своей героини. Оно сложилось под влиянием мещанской, бездумной жизни семьи Завьяловых.
Завьялов говорит жене: "Ты учила детей музыке, ты расчесывала их волосы, ты просиживала над ними целые ночи, если повышалась температура. Ты научила их правильно держать вилку и нож... Я читал с Надей. Развивал ее вкус... ее способности писать стихи. Но кто научил ее быть стойкой? Кто привил ей чувство
ответственности... кто?" Затем Завьялов аллегорически развивает свою мысль, напомнив балладу о перстне Поликрата, накликавшего на себя беду удивительным благополучием. Смысл сей аллегория ясен: бесцельная и безидейная жизнь приводит к духовной спячке, к забвению гражданских обязанностей.
Автор пьесы хорошо делает, что напоминает о первейшей задаче семьи, школы, общественности воспитывать у подрастающего поколения великие идеалы нашего народа. Но сам он не сумел воплотить свою же мысль. Самое главное, — облик нового советского человека, социалистический идеал, составляющий душу лучших произведений советской литературы, оказался нераскрытым. Писатель может, конечно, показать в своем произведении и плохих людей, отрицательных персонажей. Но еще Белинский сформулировал основной закон для произведений искусства, имеющих целью разоблачение "темных" сторон жизни: "Всякое отрицание, — писал он, —должно делаться во имя идеала". А этого-то идеала в пьесе "Памятные встречи" нет. Настоящий главный герой здесь не найден. Поэтому морально слабый человек —Надежда Завьялова стала центральной фигурой пьесы.
Образы положительных персонажей пьесы получились невыразительными. Среди них нет людей, которые могут чему-либо научить молодое поколение. Автор стремился в образах Ильина, Саши и Николая Третьякова противопоставить Надежде Завьяловой типичных советских людей, патриотов. Но попытка его не удалась.
Неумение нарисовать во весь рост героев нашей современности, раскрыть их душу привело к тому, что автор не смог до конца обнажить духовную нищету Надежды Завьяловой, всю серьезность ее положения. Как выясняется, она была свидительницей истязаний немцами Николая Третьякова и ничего не сделала для облегчения его участи. И автор, следуя старым драматургическим шаблонам, счел нужным связать их, столь различных людей, намечающимися любовными отношениями. Жизнь разделила их глубокой пропастью, которую перейти не так легко. Автор же без особых затруднений стирает в конце пьесы это различие между героями, спокойно и семейственно уравнивает нх. Слишком далеко отошли друг от друга Третьяков и Надежда Завьялова, чтобы так быстро и легко сблизиться.
Ведь они представляют противоположные духовные склады. Героические идеалы, ведущие Третьякова и Сашу, не достигаются так легко, как то показано в пьесе на примере Надежды Завьяловой. Они завоевываются трудом, всей жизнью, а не случаем.
Серьезность поставленного в пьесе вопроса никак не увязывается с "воздушностью" его решения. Автор пытается нарисовать какую-то внутреннюю драму Нади, ее раскалило, мучение. Но вопросы гражданского сознания не решаются избитыми приемами семейной мелодрамы. Нужно еще, чтобы зритель увидел, что Надя не только полюбила Николая и раскаивается, но и прониклась его идеями, твердостью, решимостью, волей. Не проступок против семьи совершила Надя,—она не оправдала доверия родины, уклонилась от выполнения своего патриотического долга.
Пьеса должна была бы более серьезно показать всю глубину ответственности человека перед собой и окружающими за малодушие в тяжелые для родины дни.
Завьялова еще не очистилась от той скверны, в которую она впала, а драматург ей уже выдал отпущение грехов. В пьесе нет и намека на действительное перерождение Нади, на то, что она прониклась идеалами наших героев. Вместо реального обновления ее духовного мира вводится избитая сцена с попыткой отравления.
В той борьбе, которую наша страна ведет с силами международного империализма, от каждого советского человека требуются глубокое сознание своей ответственности перед родиной, гражданская твердость и мужество. Все эти драгоценные духовные качества советских людей укрепляются их высокой идейностью, советским патриотизмом.
Автор пьесы "Памятные встречи" не смог художественно раскрыть главное начало в духовной жизни своих положительных героев —мировоззрение советских патриотов. Серьезные вопросы он пытается решать средствами мелодраматического штампа.
Некоторым театрам, в частности Центральному театру транспорта, удалось в сценическом истолковании пьесы до некоторой степени сгладить се недостатки, что породило дажо несколько хвалебных рецензий, в том числе и в нашей газете. Однако несоответствие пьесы "Памятные встречи" все возрастающим идейно-художественным требованиям советского зрителя совершенно очевидно.
В. Щербина".
Комментариев нет:
Отправить комментарий