"... Родным идеям
партия верны.
Не устрашат
нас злобные угрозы
Заморских
поджигателей войны".
70 лет назад
в СССР драматическое действие не всегда получало музыкальное воплощение:
"Театр
"Самое заветное"
Новая
музыкальная комедия композитора В. Соловьева-Седого
Музыкальная
комедия пользуется большим успехом у советского зрителя. Лучшие произведения
этого жанра привлекают четкостью и остротой характеристик, элементами злободневной
сатиры, хорошим юмором, ярким и доступным музыкальным языком.
Однако наши
драматурги и композиторы еще мало создают веселых и жизнерадостных музыкальных
комедий на современные теми. Никчемные, чисто развлекательные пустячки, повторяющие шаблоны "венской оперетты", или унылые и по драматургии и по
музыке спектакли, состряпанные по рецептам "теоретиков" бесконфликтности,
решительно отвергались советским зрителем, чьи требования к искусству
неизмеримо выросли.
Советский
зритель хочет видеть на сценах театров музыкальной комедии спектакли, в которых
ярко и увлекательно, всеми средствами, доступными этому жанру, было бы
рассказано о жизни советских людей, правдиво показаны их характеры. Он ждет
жизнерадостных, веселых произведений этого жанра, в которых остроумное слово
сочеталось бы с задушевной и задорной музыкой, с колоритными танцами.
К числу
удачных, хотя еще и робких попыток внести некоторое оживление в жанр музыкальной
комедии следует отнести спектакль "Самое заветное", поставленный недавно
Московским театром оперетты.
Композитор
В. Соловьев-Седой, драматурги В. Масс и М. Червинский, режиссер И. Туманов и
коллектив театра сумели поэтично рассказать о жизни и труде советских людей.
"Самое заветное" —это пьеса о наших днях. Идея ее проста и понятна: надо уметь сочетать в
своей жизни личное и общественное, быть строгим к себе и своим товарищам.
Всем, на
первый взгляд, хорош передовой комбайнер, герой пьесы Павел Куликов. Кажется,
что он искренне любит Настю Макарову —студентку сельскохозяйственного института. Но по мере развития действия
зритель убеждается, что любовь Павла к Насте эгоистична. Именно этим
объясняются его настойчивые попытки уговорить Настю бросить институт. Друзья,
мать Насти —Елизавета Александровна —вмешиваются в судьбу влюбленной пары. Они стремятся
доказать, что Павел Куликов неправ. На этой почве и возникают столкновения, создаются
комедийные положения. В пьесе подчеркивается самовлюбленность Павла, который
кичится своими успехами в труде, пытается оградить себя от справедливой товарищеской
критики.
Пьеса В.
Масса и М. Червинского имеет и существенные недостатки. Вокруг главного
конфликта нагромождено немало бледных, незначительных эпизодов, которые замедляют
развитие действия. Особенно растянут первый акт. Недостаточно образен язык
положительных персонажей: переживания героев пьесы получают порой
мелодраматическую окраску.
Лирическая
музыка В. Соловьева-Седого мелодична, песенна. Она углубляет характеристики
героев, придает спектаклю настоящую взволнованность. Это большое достоинство
новой музыкальной комедии. Хор "Споемте, девушки", хорошо известная песня "Закурю-ка, что ли, папиросу я", задорная, полная лукавого юмора песенная
перекличка трех парней и трех девушек "Вот вы подумайте, ребята", жизнерадостная песня о Москве, отдельные арии и дуэты
выразительно передают атмосферу подлинной жизни, задушевные мысли и чувства
героев.
Следует,
однако, упрекнуть композитора в том, что он не использовал до конца возможностей
жанра. Драматическое действие не всегда получает музыкальное воплощение,
нередко музыка лишь иллюстрирует драматические сцены, не развивает последовательно
музыкальные характеристики ряда образов. В музыке особенно выразительно
воплощены лирические темы пьесы. Здесь В. Соловьев-Седой оригинален и самобытен.
Музыкальное решение других тем слабее.
Спектакль
поставлен театром интересно, с живой выдумкой. В нем немало творческих удач.
Прежде всего хочется отметить игру В. Володина в роли сельского почтового работника.
Есть подкупающая задушевность, чистота в созданном им сценическом обрезе Тютюкина
—простого советского человека, скромного и душевного, добросовестного в делах и
искреннего в чувствах. В этой сравнительно небольшой роли с новой силой
раскрылся комедийный талант актера.
В спектакле
выступает молодежь. Молодые актеры А. Котова (Зина) и А. Пиневич (Вася)
передают прекрасные душенные качества своих кроев, их игра непосредственна,
свежа, она может служить примером того, как надо создавать в жанре музыкальной
комедии живые характеры наших современников.
Есть в
спектакле небольшая роль сельского шофера-механика Евдокии —обаятельной,
постоянной в своих чувствах женщины. А. Степанова нашла верный актерский
рисунок для этого образа и несколькими живыми штрихами сумела создать в эпизодической
роли яркий комедийный характер. Хорошее впечатление оставляет игра Е. Лебедевой
и В. Юнаковской в роли председателя колхоза "Заветное" Елизаветы Александровны.
Особое
внимание зрителей привлекает фигура Кондратия Клякушева. В нем драматурги верно
подчеркнули черты некоторых любителей легкой жизни, фальшивых людей. Клякушев
по-настоящему смешон в своих тщетных попытки найти тепленькое местечко, чтобы
зажить праздной и "спокойной" жизнью. С этой целью он переменил десятки городов и должностей. Особенно выпукло
проступают черты его характера на фоне трудовой обстановки, в которой живут
колхозники и приехавшие на каникулы в "Заветное" студенты. Клякушев постоянно вызывает в зрительном зале
иронический смех глупостью и ограниченностью своих рассуждении. Ярко комический
актер В. Алчевский в основном правильно выделил сатирические черты в обрисовке
характера этого приспособленца. Надо лишь пожелать актеру избавиться от
примелькавшихся приемов, которыми он рисует внешний облик Клякушева. Это
придаст характеристике героя большую остроту и индивидуальность.
По спектаклю
"Самое заветное" можно сделать ряд серьезных критических замечаний, имеющих
значение для развития советской
оперетты. Прежде всего нужно более полно использовать возможности жанра, не подавлять особенностей
музыкальной комедии. Хочется пожелать, чтобы из музыкальной комедии никогда не
уходили, не заглушались в ней веселье, жизнерадостность, смех, яркий танец.
Высокие
требования следует предъявлять ко всем жанрам искусства, в том числе и к музыкальной
комедии. К сожалению, актеры—исполнители основных ролей в пьесе "Самое заветное" В. Зарубеев (Павел Куликов) и И. Кудрявцева (Настя) не смогли полностью
справиться со своей задачей.
И.
Кудрявцева —актриса с хорошими вокальными данными. Но ей не удалось сценически
выразительно раскрыть многогранный характер своей героини. Исполнительница
статична, ее игра не всегда убеждает зрителя. Актриса не находит нужных красок
для образа Насти Макаровой.
В. Зарубеев
в роли Павла Куликова достигает известного драматизма. В некоторых эпизодах,
особенно в последней картине спектакля, актер убедительно показывает душевные
переживания героя комедии. Однако музыкальная характеристика образа дана им слабо,
однолинейно.
Московский
театр оперетты настойчиво борется за создание советской музыкальной комедии.
Спектакль "Самое заветное" еще раз убеждает в том, что и о важных, серьезных делах можно
рассказывать в веселом, поэтичном, занимательном представлении.
Ю. Иващенко".
("Правда",
1952, № 329 (24 ноября), с. 3).
Комментариев нет:
Отправить комментарий