пятница, 10 декабря 2021 г.

"Лежебокам за уроком что бы с'ездить за границу..."

"... К шведам, к немцам или в Ниццу?
Не хотят -
Пьют да спят".
 

70 лет назад словно свежий ветер ворвался на театральные подмостки Швеции, когда на них появились танцовщицы ансамбля "Березка":
"В Швеции
Из путевых заметок
Кино в Швеции проникнуто духом капиталистической рекламы. Каждая премьера обставляется помпезно. Гремят оркестры, и когда зрители покидают премьеру, их снимают при выходе из кино. Перед началом основной программы публике показывают фильмы, рекламирующие зубную пасту, конфеты, папиросы.
Однако весь этот внешний блеск не может скрыть убожества кино в современной Швеции. В самом деле: каждый кинотеатр дает лишь два сеанса в день. Каждый фильм идет, как правило, лишь в одном из кинотеатров. Зазывающие рекламы сообщают о том, что тот или иной фильм "не сходит с экрана уже восьмую неделю". В действительности этот фильм смотрит сравнительно небольшое число зрителей. Один день демонстрации новой кинокартины на экранах Москвы привлекает больше зрителей, чем самые модные кинотеатры Стокгольма за восемь недель.
Швеция наводнена крикливыми, бессодержательными американскими фильмами. Владельцам шведских кино приходится уступать мутному потоку голливудской кинопродукции, ибо они находятся в зависимости от крупных прокатных компаний.
Экспортируя свою кинопродукцию, империалисты США стремятся обмануть широкие массы, заставить их забыть о колонизаторской политике американских монополий и убедить их в "благородстве" американцев. Эту задачу выполняют в первую очередь фильмы, посвященные жизни несуществующих экзотических островов. В них вы увидите туземца, спасающего жизнь "доброму" американцу, беззаботные игры на берегах бирюзового моря, извержения вулканов, водопады и т. д. Именно такие кадры мелькают в фильмах "Райская птичка", "Песнь Тихого океана". В них не показаны страдания колониальных народов, нищета трудящихся, в них ничего не говорится и о борьбе угнетенных народов за свою независимость. Зато в этих фильмах демонстрируется мнимое "великодушие" янки и проповедуется грубая чувственность. В дни, когда в Корее и во Вьетнаме льется кровь борцов за свободу, когда в Индии сотни тысяч людей умирают от голода, американские фильмы рассказывают о "бездумной" и "счастливой" жизни населения Гавайских островов, жизни, которая будто бы протекает в безмятежных купаньях гавайских девушек с американскими колонизаторами.
Разумеется, весьма крупное место занимают в американских фильмах также уголовные и авантюрные сюжеты. Фильм "Убийство в Голливуде" рассказывает об уголовщине во времена замены в США немого кино звуковым. Фильм 
"Четырнадцать часов" изображает попытку некоего господина броситься вниз с верхнего этажа высоченного дома.
Появляющиеся порой на экранах шведские фильмы оставляют двойственное впечатление. Их авторы как будто хотят сохранить необходимый минимум художественной требовательности. В этих фильмах участвуют иногда по-настоящему талантливые актеры. Но сюжеты шведских кинокартин проникнуты крайним пессимизмом. Таков, например, фильм "Фрекен Юлия", который создан по одноименной пьесе известного шведского писателя Августа Стриндберга. Таков и новый фильм на современную тему, рассказывающий о любви девушки и юноши. История их радостной любви неожиданно завершается мрачным концом. Этот пессимистический финал кинокартины как бы отражает тревогу и беспокойство шведских художников.
                                                                             *
На подавляющем большинстве сцен Швеции идут развлекательные пьесы, французские водевили, американские детективы и комедии. Быть может, самым тяжелым обвинением шведскому театру является полное отсутствие в его репертуаре современной шведской драматургии. На подмостках стокгольмских театров нынешней осенью можно было увидеть пьесы француза Ануйля, англичанина Могема и американца Райса. Но нельзя было встретить ни одного произведения шведской классики. И, конечно, нельзя было найти ни одной пьесы советских драматургов.
В оперетте попрежнему царят избитые и всем надоевшие "Марица" и "Граф Люксембург". В Стокгольме ежедневно идет пошлая оперетта англо-саксонского происхождения "Поцелуй меня, Кэт". "Новый театр" показывает отталкивающую пьесу последователя Сартра, реакционного французского драматурга Ануйля "Так укрощается любовь". В пьесе подробно изложена пошлая история графа и графини, его любовницы и ее любовника, а также история некоей девицы, в которую влюблен граф и которую по просьбе графини и любовницы графа должен обесчестить близкий друг семьи, чтобы сохранить графа для брака вчетвером. Трудно представить себе более омерзительный сюжет. Эта пьеса свидетельствует о глубочайшем разложении буржуазной французской драматургии.
Среди общего репертуарного упадка теряются отдельные попытки лучших  представителей шведского театра найти новые пути в театральном искусстве. В свое время на сценах лучших шведских театров шли пьесы Чехова "Вишневый сад", "Три сестры" и "Чайка", и многие шведы до сих пор с глубоким удовлетворением вспоминают об этих творениях русской драматургии.
Во время пребывания в Стокгольме советская делегация встретилась с местными литераторами. Поэт Алексей Сурков рассказал в своем выступлении о том, какие огромные просторы открывает для творчества художников метод социалистического реализма, Во время беседы разгорелся спор о назначении литературы, о ее социальной роли, о право художника на творческую свободу. Среди шведских литераторов было немало защитников индивидуализма, людей, склонных противопоставлять себя и свое творчество "толпе". Однако и они были явно взволнованы точной и ясной постановкой советским писателем вопроса о роли литературы и искусства. В ходе беседы были затронуты такие проблемы, которые не может оставить без ответа ни один честный художник; речь шла о месте деятелей культуры в борьбе за мир, против поджигателей новой войны.
Встреча показала, что многие шведские литераторы все решительнее начинают протестовать против проповеди духовной нищеты и пошлости, содержащейся в американских фильмах, в криминальных романах, в опереттах и фарсах.
                                    *
С огромным успехом прошли в Гетеборге и Стокгольме гастроли одного из  лучших советских хореографических ансамблей — "Березка". Шведы увидели, в каком резком контрасте находится жизнеутверждающее искусство советского народа с гниющим буржуазным искусством Америки и Западной Европы. Словно свежий ветер ворвался на театральные подмостки Швеции, когда на них появились танцовщицы ансамбля "Березка". Сплошь в рядом зрители требовали повторения отдельных номеров; такие танцы, как "Березка" и "Метелица", вызывали в зрительном зале подлинное восхищение. Когда московские  танцовщицы поплыли по сцене в грациозном русском танце, зрители откликнулись на это взрывами рукоплесканий.
Московский хореографический ансамбль выступал в Швеции в то время, когда на сцене Королевского оперного театра шел проникнутый глубоким пессимизмом балет на сюжет пьесы Стриндберга "Фрекен Юлия", когда труппа "Частного шведского балета", снискавшая незавидную известность своими формалистическими постановками, окончательно себя исчерпала и прекратила свое шумное существование. Выступления "Березки" продемонстрировали, таким образом, силу подлинно здорового искусства, черпающего свои образы и идеи в богатом роднике народного творчества.
Весть об успехе "Березки" проникла за пределы Швеции; ансамбль получил приглашение посетить Норвегию и Финляндию.
                                        *              
...Накануне нашего отъезда из Швеции союз обществ "Швеция —Советский Союз" устроил в честь советских делегатов прощальный вечер. Мы сердечно поблагодарили правление союза обществ, в частности руководителей Стокгольмского общества, за теплый прием, оказанный нам в Швеции.
Друзья Советского Союза в Стокгольме и в провинциальных городах проявили большую энергию в организации этой первой в стране "Недели шведско-советской дружбы". Выставки, лекции, доклады о Советском Союзе, демонстрация советских фильмов неизменно вызывали большой интерес у трудящихся. Число членов союза обществ за время недели дружбы возросло. Книга "Стокгольм —Ленинград —Кавказ", в которой изложены впечатления шведских делегатов, посетивших нашу страну, быстро разошлась, и союз обществ приступил ко второму ее изданию.
Две недели, которые мы провели в Швеции,— срок небольшой, и мы не могли   поэтому подробно ознакомиться с жизнью этой страны. Но в одном нельзя  усомниться: как бы те круги Швеции, которые действуют по указке из Вашингтона, ни стремились привить шведскому народу чувство неприязни к нашей стране,—с каждым днем нашего пребывания в Швеции для нас становилось все яснее, что воля в миру крепнет в шведском народе, что крепнут и его симпатии к Советскому Союзу, что все больше шведов понимает, как велика роль Советской страны в борьбе за мир и демократию, как велика необходимость совместной защиты мира всеми народами земного шара.
Профессор П. Марков,
заслуженный деятель искусств".
("Известия", 1951, № 288 (11 декабря), с. 3).

Комментариев нет:

Отправить комментарий