вторник, 7 декабря 2021 г.

"Мы простые советские люди..."

"... Коммунизм-наша слава и честь.
Если Сталин сказал: "Это будет!",
Мы ответим Вождю: "Это есть!"
 

70 лет назад в СССР худо-бедно, но выходил уже на широкую дорогу искусства социалистического реализма композитор Шостакович:
"О творчестве Дмитрия Шостаковича
Дмитрий Шостакович — один из самых талантливых и популярных композиторов в Советской стране. Появление каждого его нового произведения вызывает большой интерес.
Известно, что в творческой практике Дм. Шостаковича были серьезные ошибки формалистического толка. В 1936 году в статьях "Сумбур вместо музыки", "Балетная фальшь", напечатанных в "Правде", и в 1948 году после исторического постановления ЦК ВКП(б) об опере "Великая дружба" творчество Шостаковича подверглось серьезной общественной критике. Были вскрыты причины, породившие ошибки композитора, и показано существо формалистического творческого метода. Критика была суровая, но дружеская и сердечная, вызванная горячим желанием помочь композитору в создании такой музыки, которая стала бы гордостью всего советского народа.
Уверенность в том, что Шостакович способен сочинять музыку, близкую и нужную народу, давали такие его работы, как "Песня о встречном", "Фонарики", многое из музыки к кинофильмам "Возвращение Максима", "Выборгская сторона", "Великий гражданин", в которых видно было стремление уйти от формализма. При всех серьезных противоречиях реалистические тенденции были видны и в первой, пятой и седьмой симфониях композитора.
После постановления ЦК ВКП(б) об опере "Великая дружба" Шостакович в своих выступлениях не раз говорил о том, как он воспринял великую мудрость партийной мысли о развитии советского музыкального искусства. Вот его слова: "Я знаю, что партия права, что партия желает мне хорошего и что я должен искать и найти конкретные творческие пути, которые привели бы меня к советскому реалистическому народному искусству".
В своей последующей работе Шостакович все настойчивее стремился к созданию реалистической музыки.
                                                                                *
В 1949 году Дм. Шостакович демонстрирует народу первые плоды своей  творческой перестройки —монументальную ораторию "Песнь о лесах",  вдохновленную величественным сталинским планом преобразования природы страны социализма.
Решительно отбросив модернистические средства воздействия и обратившись к ярким средствам народных напевов, интонаций массовых боевых песен, заботясь о том, чтобы в партитуре его было больше света, чистоты и возвышенности, он создает произведение большой художественной силы.
Уже в первой части оратории ("Когда окончилась война") Шостакович счастливо избегает возможного риторического разрешения задачи тем, что вводит в  музыкальную ткань оркестра осповную напевную и выразительную мелодию оратории и находит проникновенные, светлые гармонии в ритме строгой, величественной поступи. Периодическим возвращением к такому приему он чеканит музыкальную форму. Несколько сухо и искусственно звучит только запев баса. Песенными интонациями, великолепными по своему оптимистическому звучанию, пронизаны вторая, четвертая и пятая части оратории.
Неоднократно повторяющаяся призывная тема второй части ("Оденем Родину в леса!") каждый раз появляется в новом и новом роскошном оркестровом убранстве.
В третьей части оратории ("Воспоминание о прошлом"), рисующей картину старой голодной Руси, суховеев, приносящих людям горе, композитор не пошел по пути обычных, излюбленных им ранее психологически-сгущенных, нервически-мрачных звучаний. Трагические образы старого мира он преломляет через интонации протяжной крестьянской песни и благодаря этому привносит в тему подлинную народность.
В замечательной музыке четвертой части ("Пионеры сажают леса") искрится сама юность. Жизнерадостную песенку из этой части сейчас можно нередко услышать в детских летних лагерях в исполнении пионеров-горнистов.
В пятой части ("Сталинградцы выходят вперед") в стремительном темпе звучит победоносная героическая песня-марш. Одни недостаток присущ этой части — слишком частая смена тональностей. Здесь, как и в некоторых других  произведениях, Шостакович пытается этим приемом искупить недостатки мелодии, влить новую силу в выдохшиеся попевки. Однако этим он только усложняет музыку.
В шестой части ("Завтрашняя прогулка") Шостакович хотел нарисовать лирический пейзаж осуществленной мечты. Поднялся молодой лес, в нем поют соловьи; всему этому гармонирует счастье любящих. В музыке много красивого и возвышенного. Нехватает только одного: лирической, задушевной песенности. Никакие условные красоты, никакие созерцательные "лиризмы", изысканные утонченности не могут замените, ее, но именно лирической непосредственной песенностью композитор еще не овладел.
Седьмая часть оратории —слава Родине, слава Сталину, слава богатырям труда.
Здесь классическая форма фуги пополняется новым содержанием. Но ему тесно в этой форме, русская мелодика рвется к более свободной форме, и композитор чутко идет за содержанием, раздвигая и расширяя старинную форму. Так он еще раз ярко демонстрирует свой отход от формализма, стремящегося втиснуть любое содержание в заранее заготовленные схемы.
Триумфальный финал придает всей оратории солнечную окраску, характер народного ликования.
Так благородная, высокая идея, актуальная современная тема явились стимулом для большой, вдохновенной работы композитора.
Оратория "Песнь о лесах" была отмечена Сталинской премией первой степени.
Одновременно была отмечена такой же наградой и другая выдающаяся работа Дм. Шостаковича —музыка к кинофильму "Падение Берлина". В обоих  произведениях очень много стилистически общего. Героико-революционная музыка пятой части сюиты, изображающая штурм Зееловских высот, убеждает в том, что Шостакович способен создать русскую богатырскую симфонию. Вдохновенный гимн великому Сталину в музыкальном финале картины стал одним из самых любимых и популярных произведений советской музыки.
Вообще необходимо отметить исключительное значение работы в кино для творческой биографии Дм. Шостаковича. Даже в былые "формалистические" свои времена, сочиняя музыку для кинофильмов, Шостакович часто преображался. Ясная и четкая программность киноискусства заставляла его уходить от формалистической отвлеченности.
Однако процесс творческой перестройки Шостаковича проходит совсем не гладко. Наряду с удачами были у него в творчестве этого периода и серьезные срывы.
Когда Шостакович отрывался от реалистической программности, уходил от задач современного советского искусства, пренебрегал народными истоками и классическими традициями, оставаясь наедине со своими отвлеченными музыкальными мыслями, тяжелый груз прошлого вновь давал себя знать. Примером того являются 24 прелюдии и фуги для фортепиано.
Этот цикл Шостаковича оказался значительным отходом композитора от его новых, реалистических позиций. В музыке этого цикла преобладает сумрачное настроение.  Некоторые русские темы в отдельных фугах совершенно поглощаются чрезмерно усложненным конструктивизмом, изысканной ухищренностью.
Недавно Государственный хор русской песни и хор мальчиков Государственного хорового училища с большим подъемом и мастерством впервые исполнили под управлением А. В. Свешникова новое произведение Дм. Шостаковича "Десять поэм" для хора без сопровождения (а капелла).
Этот цикл, создававшийся почти одновременно с 24 прелюдиями и фугами для фортепиано, совершенно не похож на предыдущую работу композитора. В хорах реалистическая сторона музыки Шостаковича зазвучала с новой внушительной силой. Стихи Л. Радина, А. Коца, Евг. Тарасова, А. Гмырева, В. Тана-Богораза, взятые композитором для цикла, несмотря на их отдаленность от нас во времени (1890 — 1917 гг.), волнуют жизненностью образов, силой оптимизма.
Ужо в словах первого номера хорового цикла ярко ощущаются существо и глубина пролетарского оптимизма, безграничная вера в победу революции, в победу  нового социального строя над ненавистным эксплуататорским строем  капитализма:
         Смелей, друзья, идем вперед.
         Будя в сердцах живое пламя,
         И наше дело не умрет.
         Не сломят бури наше знамя!
         Победы уж не долго ждать.
         Проснулась мысль среди рабочих,
         И зреет молодая рать
         В немой тиши зловещей ночи.
В музыке хорового цикла есть много вдохновенного, подлинно новаторского, идущего от основ русской революционной напевности и немеркнущей традиции хоровой музыки классиков. В центре цикла —шестая поэма: "Девятое января".
Хор начинается с плакатного призыва — "Обнажите головы", затем идет картина шествия с петицией к царю, в музыке которой мы слышим удивительный сплав интонаций народных причитаний с попевками русских революционных песен.
Шествие прерывается сценой расстрела демонстрации, написанной ярко, в  динамике нарастающей волны протеста и народного гнева.
Динамикой пронизан также исключительно яркий по своей творческой смелости восьмой хор — "Они победили". Непрерывное развитие гневного ораторского речитатива, клеймящего царских палачей, проведено композитором с захватывающим мастерством. Едва ли не самое трудное для воплощения в вокальной музыке—это ирония. Здесь она выражена с огромной эмоциональной силой.
Превосходны и по замыслу, и по выполнению четвертый хор —"При встрече во время пересылки" и седьмой хор — "Смолкли залпы запоздалые". В этом хоровом цикле преобладают светлые, оптимистические тона, несмотря на то, что больше половины номеров трактуют тему горя и страдания народа.
Однако работу над этим, в общем удачным, хорошим циклом "Десять поэм" автору не следует считать законченной. Первый хор в цикле носит характер незавершенного эскиза. Удачно найденная эмоционально-романтическая тема не получает развития. В среднем эпизоде второго хора ("Один из многих") композитор уходит от хоровой фактуры в инструментальную, отчего звучание хора становится невыразительным. Третий хор цикла—"На улицу" основан на ярких призывных интонациях, на настойчивом стремительном ритме. Здесь Шостакович развивает сходный по характеру замысел отличного хора "Улица волнуется" покойного композитора Давиденко. Однако динамический поступательный ритм хора Давиденко держался на очень яркой песенности, чего нехватает в этом хоре Шостаковича.
На значительно менее высоком художественном уровне написаны два последних хора. Их отличный текст не нашел еще должного воплощения в музыке.
Текст финала достоин более величественной и вдохновенной музыки, чем та,  которую здесь сочинил Шостакович. Каждая строчка стихов согрета великой революционной мыслью, стремится из тьмы капиталистического прошлого вперед, в социалистическое сегодня и коммунистическое завтра:
       Несись, моя песня! Взлети до небес,
       Как сокол, свободный от нут!
       Да здравствует гений всемирных чудес,
       Могучий и творческий труд!
       Несись, моя песня, опять и опять!
       Греми над землей, как труба.
       Да здравствует жизни всесильная мать,
       Владычица мира —борьба!
Недостаток мелодического дыхания, еще сказывающийся в творчестве Шостаковича, в этом хоре стал особенно заметен.
                                                                                        *                                   
Композитор-гражданин, депутат Верховного Совета РСФСР, член Советского  Комитета защиты мира, Дмитрий Шостакович в своем творчестве вышел на  широкую дорогу искусства социалистического реализма. Его смелое обращение к вокальной и хоровой музыке является преддверием его будущих успехов в самом важном жанре музыкального искусства —в опере.
Пожелаем же нашему замечательному композитору скорейшего успешного  создания прекрасной советской, русской оперы и могучей, достойной великих дел богатырского советского народа симфонии.
Мариан Коваль".
("Известия", 1951, № 286 (8 декабря), с. 3).

Комментариев нет:

Отправить комментарий