"…На душе ни тягот, ни обид.
За окном смятение весеннее,
розовый исаакиевский гранит".
За окном смятение весеннее,
розовый исаакиевский гранит".
"Собрание писателей г. Ленинграда
Секретарь ЦК ВКП(б) тов. Жданов выступил на собрании ленинградских писателей с докладом ,посвященным постановлению Центрального Комитета ВКП (б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград". Общегородское собрание ленинградских писателей обсудило доклад товарища Жданова и приняло следующую резолюцию.
Резолюция общегородского собрания ленинградских писателей по докладу тов. Жданова
Общегородское собрание ленинградских писателей, заслушав и обсудив доклад секретаря ЦК ВКП (б) тов. Жданова о постановлении Центрального Комитета ВКП (б) от 14 августа 1946 года "О журналах "Звезда" и "Ленинград", считает это постановление целиком правильным, полностью присоединяется к нему и считает его боевой программой для всей деятельности ленинградских писателей.
Центральный Комитет ВКП (б) признал, что литературно-художественные журналы "Звезда" и "Ленинград" ведутся совершенно неудовлетворительно.
Наряду с опубликованием значительных и удачных произведений, редакции журналов "Звезда" и "Ленинград" широко предоставили страницы журналов для безыдейных, идеологически вредных произведений чуждых нашему народу писателей Зощенко и Ахматовой, совершив этим грубую политическую ошибку.
Зощенко, подвизавшийся уже с первых лет советской власти в рядах идеологически чуждой советскому народу и советской литературе литературной группы "Серапионовы братья", специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности и аполитичности, рассчитанной на дезориентацию советской молодежи и отравление ее сознания.
В годы Великой Отечественной воины Зощенко, ничем не помогая советскому народу в его борьбе с врагом, стоял в стороне от этой борьбы и написал грязное, пасквильное произведение "Перед восходом солнца", вредность и антисоветская сущность которого были разоблачены, как и все "творчество" Зощенко, на страницах журнала "Большевик".
В последнее время Зощенко, продолжая держаться своих чуждых советской литературе взглядов и установок, опубликовал рассказ "Приключения обезьяны" и ряд других пасквильных рассказов и пьес, в которых изобразил советских людей в карикатурной форме, клеветнически представляя их примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами.
Собрание писателей признает, что эти клеветнические писания Зощенко не имеют ничего общего с советской литературой и вредят делу нашей партии, нашего народа.
Собрание считает, что грубой ошибкой журналов "Звезда" и "Ленинград" явилась популяризация такой чуждой нашему времени типичной дореволюционной аристократическо-салонной поэтессы, как Ахматова. Печатавшиеся в обоих журналах стихи Ахматовой являются проповедью пессимизма и упадочничества, безыдейности и мистицизма, направленной во вред делу воспитания советской молодежи. Редакции журналов оказались в плену дутого "авторитета" Ахматовой, угодливо предоставили ей возможность протаскивать насквозь чуждые советской литературе декадентские теорийки - "искусства для искусства" и проглядели политически вредное направление ее "творчества".
Предоставив Зощенко и Ахматовой активную роль в журналах, руководители журналов тем самым способствовали распространению их разлагающего влияния на работу целого ряда ленинградских писателей.
На страницах журналов стали появляться безыдейные произведения формалистического характера, насаждающие дух низкопоклонства перед повременной буржуазной культурой Запада ("Дорога времени" Ягдфельда, "Побег" и "Лили Марлен" Дм. Острова, повести и рассказы Геннадия Гора).
В журналах также появились такие упадочнические, наполненные тоской и пессимизмом стихи, как стихи Садофьева и Комиссаровой. Под видом литературной пародии "Возвращение Онегин" в журнале " Ленинград" была напечатана злопыхательская клевета на Ленинград и ленинградцев, состряпанная некиим Хазиным.
Журналы напечатали немало серых, невыразительных и слабых по своим идейным и художественным достоинствам произведений ("Случай на заставе" Слонимского, "Лебединое озеро" Штейна, "Случай над Берлином" Варшавского и Роста и др.).
Таким образом, вместо того, чтобы стать могучим средством в деле воспитания советских людей и в особенности молодежи на глубоко идейных произведениях, правильно отражающих советскую действительность, журналы потеряли свое лицо и велись на низком идейном и художественном уровне.
Что же явилось причиной того, что в нашем городе, который на протяжении многих десятилетий являлся центром передовой русской литературы, в городе передовой общественной мысли и социалистической культуры стал возможным выход на литературную трибуну таких пошляков и подонков литературы, как Зощенко, таких безыдейных и чуждых нашему народу писателей, как Ахматова? Чем об’яснить тот факт, что в ленинградских литературно-художественных журналах нашли место чуждые советской литературе, безыдейные и аполитичные произведения?
Это случилось потому, что, как указывает постановление Центрального Комитета ВКП (б), руководящие работники журналов "Звезда" и "Ленинград" и в первую очередь, их редакторы т.т. Саянов и Лихарев забыли то положение ленинизма, что журналы, являются ли они научными или художественными, не могут быть аполитичными. Они забыли, что наши журналы являются могучим средством Советского государства в деле воспитания советских людей и в особенности молодежи и поэтому должны руководствоваться тем, что составляет жизненную основу советского строя — его политикой.
Правление Ленинградского отделения Союза писателей и редакции журналов забыли оценку "твореньям" Зощенко, данную в свое время в нашей печати, не разглядели буржуазно-аристократическую сущность стихов Ахматовой и вместо того, чтобы подвергнуть их произведения уничтожающей критике, угодливо предоставили им трибуну на страницах журналов, рекомендовали Зощенко в состав редколлегии "Звезды", выдвинули Зощенко и Ахматову на руководящие посты в писательской организации.
Собрание особо отмечает, что среди ленинградских писателей нашлись люди (Бергольц, Орлов, Герман, Добин и др.), раздувавшие "авторитет" Зощенко и Ахматовой и пропагандировавшие их писания.
Идейный разброд и группировщина, имеющиеся в Союзе писателей, в немалой степени об’ясняются "деятельностью" Зощенко, Ахматовой и иже с ними.
Правление Ленинградского отделения Союза советских писателей, бюро секций, редакции журналов строят свои отношения с литераторами не на основе правильного политического их воспитания и руководства, а на основе личных, приятельских интересов. Явно негодные произведения пропускались в печать лишь из-за боязни обидеть приятелей. Таким образом, интересы государства и народа приносились в угоду приятельским отношениям, заглушалась критика, исчезало сознание ответственности писателей перед страной, перед партией.
Собрание писателей рассматривает решение ЦК ВКП (б) о журналах "Звезда" и "Ленинград", как документ огромного принципиального и программного значения, определяющий направление и пути развития советской литературы.
Своим решением Центральный Комитет ВКП (б) указывает нам, что сила советской литературы, самой передовой литературы в мире, состоит в том, что она является литературой, у которой нет и не может быть других интересов, кроме интересов народа, интересов государства. Задача советской литературы состоит в том, чтобы помочь государству правильно воспитать молодежь, ответить на ее запросы, воспитать новое поколение бодрым, верящим в свое дело, не боящимся препятствий, готовым преодолеть всякие препятствия.
Собрание писателей со всей прямотой признает, что в свете этих указаний партии существующий уровень творческой деятельности ленинградских писателей является неудовлетворительным.
В произведениях многих ленинградских писателей не находят отражения героические дела советского народа, вдохновенный, творческий труд советских людей и, в частности, ленинградцев по послевоенному восстановлению хозяйства и культуры.
Снижение идейного уровня привело к большому количеству литературного брака, появлению скороспелых и недоброкачественных произведений, засоряющих журналы и издательства.
Считая себя в большом долгу перед советским народом, писатели Ленинграда полны стремления в короткий срок ликвидировать крупнейшие недостатки в своей работе, положив в основу своего творческого труда постановление Центрального Комитета ВКП (б) —глубочайший политический документ, проникнутый заботой партии и лично товарища Сталина о советских писателях, о решительном под’еме советской литературы.
Собрание требует от каждого ленинградского писателя отдать все свои творческие силы делу создания идейно полноценных, высокохудожественных произведений,
отражающих величие нашей победы, пафос восстановления и социалистического строительства, героические дела советских людей по выполнению и перевыполнению нового сталинского пятилетнего плана. В наших произведениях должен найти достойное и яркое отражение образ советского человека, воспитанного большевистской партией, закаленного в огне Отечественной войны, отдающего все свои силы и таланты великому делу социалистического строительства, способного преодолевать любые препятствия.
Чтобы обеспечить успешное решение задач, стоящих перед писателями Ленинграда, собрание считает необходимым решительно перестроить всю деятельность ленинградской организации писателей, искоренить чуждые советскому народу и советской литературе нравы и тенденции, об’явить беспощадную борьбу с безыдейностью, пошлостью, аполитичностью, сползанием на позиции так называемого "чистого" искусства. Собрание требует от каждого члена Союза писателей и в первую очередь от правления Союза и редакции журнала "Звезда" развертывания прямой, об’ективной, принципиальной критики, как важнейшего условия повышения идейного уровня творческой работы. Правление Союза должно принять все меры к укреплению связи писателей с широкими слоями трудящихся, запросами и справедливой критикой которых должен руководствоваться в своей работе каждый писатель.
Дело чести ленинградских писателей выполнить решение ЦК ВКП (б) и сплотить вокруг журнала лучшие силы советских писателей, сделать журнал "Звезда" передовым литературно-художественным журналом в стране.
Собрание писателей считает, что выполнение этих ответственных задач немыслимо без глубокого изучения марксистско-ленинской теории, без ясного понимания политики партии и Советского государства, и обязывает членов Союза неустанно повышать свой идейно-теоретический уровень, глубоко вникать в политический смысл важнейших явлений окружающей жизни.
Собрание единодушно заверяет Центральный Комитет ВКП(б), товарища Сталина в том, что ленинградские писатели сумеют в короткий срок преодолеть крупнейшие недостатки в своей работе и под руководством Ленинградской партийной организации найдут в себе силы и возможности для создания произведений, достойных великой сталинской эпохи".
("Известия", 1946, № 198 (22 августа), с. 2).
Комментариев нет:
Отправить комментарий