вторник, 22 июня 2021 г.

"Повеселевший перед боем, седобородый старый волк..."

"...Архиепископ за собою 
Вел конный свой владычный полк".
70 лет назад сильное отвращение советских людей вызывало моральное разложение католического духовенства: 
"Процесс венгерского государственного преступника Иожефа Грэса и его сообщников 
Будапешт, 23 июня. (ТАСС). Вчера начался процесс калочского архиепископа Иожефа Грэса и его сообщников. Дело рассматривает коллегия Будапештского комитатского суда под председательством Вильмоша Олти. 
После оглашения обвинительного заключения государственной прокуратуры г. Будапешта начался допрос главного подсудимого Иожефа Грэса. 
Отвечая на вопрос председателя суда, Грэс признает себя виновным в предъявленных ему обвинениях. Осенью 1948 г. его и нескольких других высших духовных лиц — епископа Эндре Хамваша, эстергомского епископского викария Я. Драхоши и других — вызвал к себе Миндсенти и сообщил, что он руководит заговором, направленным к свержению режима народной республики, что он поручил Пал Божику разработать "программу" заговора. В этой "программе" предусматривалась постепенная ликвидация всех достижений народной демократии. Миндсенти сказал также, что он рассчитывает на помощь американских вооруженных сил. После предполагавшегося переворота он намеревался немедленно создать новое "правительство". В случае ареста Миндсенти руководство заговором должен был взять на себя Грэс. В августе 1949 г. Грэс действительно принял на себя руководство заговором. Он согласился также выполнять обязанности "временного главы государства". 
Подсудимый Э. Фаркаш докладывал Грэсу о ходе развития заговора и сообщил также, что с американской миссией в Будапеште установлена непосредственная связь и миссия поддерживает заговор. Однажды Фаркаш пришел к Грэсу и сказал ему, что американцы хотят получить письменное подтверждение того, что Грэс участвует в заговоре. Грэс дал такую бумагу. Позже американцы попросили Грэса письменно заявить о том, что он берет на себя исполнение обязанностей "главы государства", потому что уже стал актуальным вопрос о нападении Югославии на Венгрию и "близка смена государственного строя в Венгрии". Это было 5 июля 1950 г., в день начала переговоров епископата католической церкви с правительством по поводу заключения соглашения. Фаркаш принес также от американцев сообщение, что они предоставят новому "правительству" заем в сумме 290 миллионов долларов. Представитель американской миссии хотел лично встретиться с Грэсом, но тот отказался, наученный, как он выразился, "случаем с Миндсенти". 
Участники заговора передали в американскую миссию список предполагавшегося состава нового "правительства", но Грэс из предосторожности не подписал списка. Затем по указанию американцев заговорщики начали организацию вооруженных групп. Грэс одобрил это. Американцы изъявили также желание, чтобы заранее на руководящие хозяйственные посты были назначены надежные люди. Назначение этих людей было продумано, но Грэс постоянно протестовал против составления списков. Он отвечает утвердительно на замечание председателя суда: "Конечно, за прошедшие несколько лет вы убедились в том, насколько неприятны бывают на процессах документы!". 
Грэс показал далее, что он выступал против заключения соглашения католической церкви с государством, руководствуясь письменным указанием Ватикана. 
Подсудимый В. Эндреди привез из Рима такое указание и передал его Миндсенти. После ареста Миндсенти он повторил это указание Грэсу. Начиная с 1945 г., Грэс через различных лиц отправлял за границу секретные данные, в частности через американского посланника Шенфельда. Он был связан также с другими членами американской миссия. Через английскую миссию он переслал письмо Отто Габсбургу. После ареста Миндсенти Грэс посылал Ватикану сведения и получал от него указания через итальянскую миссию, а однажды —через бельгийскую. 
Далее Грэс показал, что через бывшего дьерского каноника Загона он получил из Ватикана сотни тысяч форинтов. 
В ответ на вопрос прокурора Грэс называет имена известных ему духовных лиц, которые живут в Ватикане и поддерживают связи с заговорщиками. 
Прокурор: Какими путями хотели вы вернуть старый строй? 
Грэс: Путем свержения режима народной республики, вооруженного восстания и с американской помощью. 
Следующим допрашивается подсудимый Эндре Фаркаш, бывший церковный прокурор. Он также признает себя виновным в предъявленных ему обвинениях. Фаркаш был членом различных фашистских организаций. После ареста Миндсенти Фаркаш вместе с Божиком разработал "принцип юридической преемственности" заговора, в результате руководство заговором принял на себя Грэс, который в отсутствие короля и кардинала должен был стать "главой государства". Об этом было сообщено Отто Габсбургу, статс-секретарю Ватикана Монтини. Одни экземпляр сообщения об этом был направлен кардиналу Спеллману для ориентаций "руководящих деятелей Запада". Все сообщения были отправлены через американскую миссию. Фаркаш имел связи с секретарем миссии, а также с работавшим там участником заговора Понграцом. 
"Американцы,—показал Фаркаш,— выражали желание, чтобы мы организовали бывших офицеров армии и полиции Хорти в вооруженные отряды. Я занялся офицерами армии, потому что у меня имелись связи с ними. Миссия США выразила также желание, чтобы был намечен состав специального совета, который заменял бы при новом правительстве парламент. Мы начали организационную работу и в этой области. По желанию американской миссии мы начали также организацию вооруженных групп. 
С помощью этих групп американцев и находящихся за границей венгерских фашистских частей мы рассчитывали свергнуть режим народной республики". Отвечая на вопросы прокурора, Фаркаш показывает, на кого рассчитывала заговорщическая группа в осуществлении своих преступных планов свержения народно-демократического строя Венгрии. 
—Вы ждали помощи от Югославии?— спрашивает прокурор. 
—Да,—отвечает подсудимый,—основываясь на обещании, полученном от американской миссии. 
Затем начался допрос подсудимого Ласло Хевеи. 
Последним сегодня был допрошен подсудимый Пал Божик, который признал себя виновным в совершенных преступлениях. 
Будапешт, 23 июня. (ТАСС). Допрос подсудимых на процессе по делу архиепископа Грэса и его сообщников закончился. Сегодня первым допрашивался Алайош Понграц, бывший служащий американской миссии в Будапеште. Отвечая на вопросы председателя суда, Понграц вскрыл систему шпионских связей между американской миссией и заговорщиками. 
Допрошенный затем В. Эндреди, бывший аббат ордена цистерцианцев, активно участвовал в руководстве заговорщической организацией Грэса, занимался шпионажем, спекуляцией валютой, содействовал побегам за границу. 
На вопрос судьи, откуда он получал указание делать это, Эндреди ответил: от Миндсенти, а тот в свою очередь от Ватикана. Эндреди посетил Ватикан и привез оттуда инструкции и передал их Миндсенти и Грэсу "потому, что уже тогда в Ватикане считали, что Миндсенти грозит арест". Он показал, что заговорщическая организация держала связь с Ватиканом через итальянскую миссию в Будапеште, а также путем шифрованных писем на латинском языке. Будучи в Ватикане, он оставил там заявление о том, что в случае его ареста нужно считать его показания на суде недействительными. 
Допрос бывшего главы ордена св. Павла Йене Иштвана Челлара и бывшего настоятеля монастыря этого же ордена Ференца Везера показал картину морального разложения части католического духовенства, которая была опорой заговорщической организации, возглавляемой Грэсом. 
Ференц Везер показывает, что он в 1944 году организовал из кулаков так называемую "гражданскую гвардию", которая занималась, как он выразился, "охотой" на советских солдат и убила из-за угла 30 советских бойцов. Везер аккуратно вел дневник совершенных им преступлений, фигурирующий сейчас на суде, и "отпускал грехи убийцам". Он показал, что таким образом был убит, например, советский солдат по имени Миша, проживавший в соседней деревне. Когда Миша уезжал, Везер пожал ему руку и пожелал счастливого пути, а вслед за тем послал двух кулаков, чтобы они подкараулили его на дороге и убили. 
Обстоятельно, с мельчайшими подробностями, садистски смакуя, Везер рассказывает о том, как он сам убил одного советского солдата, зашедшего в монастырь, а потом пошел в ванную, чтобы смыть пятна крови со своей рясы, и закопал убитого. 
В 1948 году Везер получил от римского папы специальное благословение за свою деятельность.
Все подсудимые признали на суде правильными предъявленные им обвинения и под перекрестным допросом сообщили новые подробности, а также подтвердили факты, относящиеся к деятельности других участников организации. 
Подсудимым были предъявлены в качестве вещественных доказательств фотокопии ряда документов, подтверждающих их преступную деятельность, а также оружие и патроны, изъятые у заговорщиков при обыске".
 ("Известия", 1951, № 146 (24 июня), с. 4).

Комментариев нет:

Отправить комментарий