понедельник, 7 июня 2021 г.

"Ему, садовнику, творцу неслыханных побед..."

"...простому, мудрому борцу, 
герою славных лет. 
Ему, отважному, ему 
усилье рук и глаз, 
родному Сталину — тому, 
кто нашу землю спас".
70 лет назад читатели советских романов с огромным интересом знакомились со спуском товарища Сталина в окоп: 
"Критика и библиография 
Замысел и его воплощение 
Георгий Березко. "Мирный город". Роман. Журнал "Знамя", №№ 2, 3, 4, 1951 г. 
Роман Георгия Березко "Мирный город" посвящен Отечественной войне. Действие романа развертывается в окрестностях города Т.— одного из южных бастионов на подступах к Москве. Время действия — конец октября и начало ноября 1941 года. 
По названиям улиц — Дульная, Штыковая, Пороховая, Замковая — мы без труда угадываем, что под шифром Т. подразумевается город Тула— древняя кузница русского оружия. 
Идейный замысел автора подчеркивается заглавием романа. Писатель показывает, как мирный советский город в условиях войны становится неприступной крепостью, мужественно отражает натиск врага. Именно в этом— пафос романа, его идейная направленность. 
Г. Березко, безусловно, удались образы главных героев романа. Это— начальник боевого участка генерал Дьяков, его заместитель полковник Богданов, командир ополченской роты Павел Громов, начальник ПВО города полковник Лукьянов, политрук роты Порфирий Елисеев, шахтер-ополченец Петр Анисимов. 
Основное в характере этих героев, оборонявших город в грозные дни,— мужество, воля к победе, большевистская целеустремленность. В них воплощены типические черты советского человека, который выстоял под напором врага и разгромил его. Запоминаются образы старых рабочих—Алексея Громова, Ивана Николаевского, бригадира токарей Казакова, механика Петра Орлова. В корпусах эвакуировавшегося завода эти ветераны налаживают ремонт и починку оружия, самоотверженно помогают фронту. Прославленные оружейники в кратчайший срок изготовляют из насосных труб минометы и сами выходят на передовую, чтобы испытать сделанное ими оружие. О патриотическом подвиге старой рабочей гвардии автор рассказывает вдохновенно и страстно. 
Хорошо показана деятельность обкома партии в дни осады. Первый секретарь обкома Ласточкин, став председателем городского комитета обороны, энергично и умело организует население для отпора врагу. 
Просто, с большой теплотой нарисован в романе образ И. В. Сталина. Вот в холодный, ветреный день товарищ Сталин, сопровождаемый генералами, осматривает укрепленные подмосковные позиции. 
Верховный Главнокомандующий спускается в окоп, дружески беседует с немолодым солдатом Кононовым. 
"—Товарищ Главнокомандующий, разрешите до вас обратиться с вопросом? — осмелев, проговорил Кононов. 
—Пожалуйста.—серьезно сказал Сталин. 
—Когда примерно наша победа намечается? —спросил солдат.—Извергов этих мы пересилим, сомнений в том быть не может... А вот как по срокам все получится, нашему взводу несколько не ясно. 
—Что вы лично думаете по этому поводу, товарищ Кононов? —поинтересовался Сталин. 
—Я лично?..—Кононов, размышляя, провел пальцем но своим выцветшим, коротко подстриженным усам. 
Все молча ожидали, что скажет солдат. На молодом лице командующего армией было написано любопытство. Солдат, однако, но торопился, желая, невидимому, как можно точнее ответить Сталину. 
—Конечно, надо еще техники нам подбросить,— проговорил он, наконец,— автоматического оружия тоже еще маловато у нас... Но в людях будто бы переворот произошел, так я скажу, стойкости прибавилось, уменья и вроде как бы беспощадности... Сдается мне, товарищ Главнокомандующий, не за горами уже наша победа... 
—Мое мнение полностью совпадает с вашим,—сказал Сталин. 
Он весело, с искренним удовольствием смотрел на своего собеседника. 
—А наше мнение, товарищ Сталин, с вашим всегда совпадает... На том и стоим! —твердо сказал солдат". 
Этот фронтовой эпизод полон большого и глубокого смысла, в нем выражена великая правда о единстве и сплоченности советских людей вокруг родной коммунистической партии, вокруг своего вождя. 
Ярко описан в романе парад на Красной площади 7 ноября 1941 года. И. В. Сталин произносит историческую речь, обращенную к армии, к народу. 
Полковник Богданов, вызванный из Т. в Москву для нового назначения, присутствует на параде. Он видит проносящиеся по площади боевые машины. " И то, что танки —это необходимейшее в данное время оружие —были собраны в таком большом количестве здесь, на параде, необычайно обрадовало Богданова. Переполненный благодарностью полковник посмотрел на Сталина: это он, Сталин, выковал непобедимое оружие социалистической страны, он обо всем позаботился, все предусмотрел. Он знал и то, что произойдет завтра, и предвидел, куда будет направлена главная атака фашистских армий, и где они будут остановлены, и где в ужасе отпрянут, когда он нанесет ответный удар... Сталин был внимателен, очень серьезен, очень спокоен... Держа руку у козырька фуражки, он принимал этот парад советской силы и мужества, решимости и патриотизма, парад верности Родине и партии, парад-клятву. И Богданов подумал: пройдут года, человечество переживет еще многие опасности и великие радости, солнце коммунизма озарит всю землю от полюса до полюса, но никогда не забудется день этого Октябрьского парада, на котором войска, ведомые Сталиным, начали свой марш к полной победе". 
И здесь, в этих ярких публицистических строках, выражено самое сокровенное. Мысли и чувства полковника Богданова разделяли и разделяют все советские люди, для которых Сталин —это знамя победы, надежда и совесть всего прогрессивного человечества! 
Роман Г. Березко не лишен существенных недостатков. Автор правильно сосредоточивает свое внимание на показе героизма ополченцев, рабочих города, встретивших грудью натиск врага. Но неизвестно, почему о регулярных войсках Западного фронта в романе упоминается лишь мимоходом. От этого вся картина сражения под городом Т. утрачивает историческую достоверность. 
В 1946 году Г. Березко опубликовал военную повесть "Ночь полководца". В ней рядом с правдивым описанием фронтовой обстановка была и неправда. Герой повести, командующий армией Рябинин, ранен в начале большой наступательной операции. Рана не смертельна. Командарма можно спасти, для этого ему следует отдать себя в распоряжение хирургов и временно отказаться от руководства боем. Генерал продолжает командовать, выигрывает бой и умирает. Критика указывала Г. Березко на фальшь изображенного в "Ночи полководца" конфликта. 
Внял ли автор голосу справедливой критики? К сожалению, нет. В "Мирном городе" повторяются старые ошибки, обусловленные ложно-романтическими представлениями о войне, о природе подвига и героизма на поле боя. Вот тяжело ранен лейтенант, командир ополченской роты. Командарм Рибинин управлял боем все-таки с госпитальной койки. Лейтенант продолжает командовать ротой с походных носилок. Солдаты таскают лейтенанта на носилках в боевых порядках! Временами раненый теряет сознание, бредит. Здесь пристрастие автора к ложной "романтике" сказалось еще сильнее, чем в "Ночи полководца". 
Вот сцена, где командир ополченского батальона Тюрин вызывает огонь на себя. Известно, что подразделение, вызвавшее огонь на себя, обречено на гибель от своих снарядов. Прибегают в этому в особо исключительных обстоятельствах. Герой романа пускает в ход крайнее средство— вызов огня на себя —явно без нужды, в погоне за внешним эффектом. Значит, автор пишет неправду! 
В романе есть такая сцена: два безимянных бойца с гранатами в руках бросаются под немецкие танки, чтобы отбить танковую атаку. Так бывало, и писать об этом надо. Но это—односторонняя правда. Да, на первом этапе войны противник имел количественный перевес, в технике. Но это не значит, что мы в 1941 году воевали голыми руками. И напрасно писатель, выступая с объемистым романом о войне, изображая крупнейшие сражения, "забывает" о нашей штурмовой авиации, артиллерии, противотанковых ружьях и минных полях, служивших решающим средством для уничтожения танков врага. 
Правду и поэзию героизма советских патриотов надо искать не столько в исключительных эпизодах, сколько в реальной повседневности войны. Не надо забывать, что советский народ выиграл войну героизмом, помноженным на великолепную советскую боевую технику и воинское мастерство солдат и офицеров. 
"Мирный город"» композиционно рыхл. В романе много длиннот, необязательных разговоров, сухих биографических справок о героях, выпадающих из сюжета эпизодов. Чрезмерно растянута экспозиция романа. Слишком много "проходных" фигур. Много безликих героев, таких, как председатель облисполкома Шаров, командир полка НКВД майор Зубов, командир рабочего полка капитан Чашкин, комиссар полка Трифонов, директор завода Власов. А ведь это —люди, играющие по своему положению видную роль в изображаемых автором событиях.
Роман хроникален. Нет конфликтов, позволяющих писателю ярче раскрыть характеры героев.
В начале романа возникает подобие конфликта между случайно встретившимися в штабе фронта полковником Николаем Богдановым и полковником Евгением Селиверстовым. Селиверстов настроен мрачно, он едет на передовую умирать, а не побеждать. Богданов резко осуждает Селиверстова. Но конфликта не получилось. Автор сам, очевидно, понял, что столкновение этих офицеров не может составлять проблемы романа, и сразу же разъединил героев, забыл про Селиверстова. 
Чрезмерно растянута линия подростков-разведчиков Володи Тихонова, Вити Веревкина, Жени Синицына, Вали Лукашевича, Лены Колесниковой. Юные разведчики-ополченцы ходят по тылам врага, добывают ценнейшие сведения, связываются с партизанами. Вооруженные гранатами и пистолетами, мальчики попутно уничтожают на дороге "живую силу" противника. Главы о разведчиках написаны в приключенческом стиле. Войсковой разведки автор не показывает, и таким образом читателю навязывается неверный вывод о том, что всю разведывательную службу в осажденном городе несли подростки. 
Один из главных недостатков романа "Мирный город", на наш взгляд, состоит в том, что автор снизился до простого пересказа известных читателю событий. Многое, в романе "водянисто", лишено художественной "мускулатуры", написано торопливым пером. Автор не обобщает, а часто фотографирует события, собирает нехарактерные мелочи.  
Г. Березко—человек одаренный, художник больших возможностей. В романе есть превосходно написанные главы, впечатляющие образы. Это свидетельствует в том, что автор мог поднять весь роман в целом на более высокий идейно-художественный уровень. Жаль, что редакция журнала "Знамя" не помогла писателю в дополнительной работе над рукописью. 
Ив. Арамилев". 
("Известия", 1951, № 132 (8 июня), с. 3).

Комментариев нет:

Отправить комментарий