четверг, 29 октября 2020 г.

"Нужно всех советских граждан накормить, одеть, обуть..."


"...Чтобы был доволен каждый
От души, не как-нибудь!"


70 лет назад в СССР большие надежды возлагались на увеличение веса каждой курицы на один килограмм, что должно было дать стране  дополнительно многие тысячи тонн прекрасного мяса:
"Кино
Великая сила
"Великая сила" — новый художественный фильм. По мотивам пьесы Б. Ромашова. Постановка Ф. Эрмлера, главный оператор А. Кольцатый, композитор Г. Попов, художник Н. Суворов. Научные консультанты —
академик И. Презент, кандидат сельскохозяйственных наук С. Боголюбскнй. Производство киностудии "Ленфильм". 1950.
На экраны страны вышел новый художественный фильм "Великая сила", созданный талантливым коллективом под руководством режиссера-постановщика Ф. Эрмлера по мотивам одноименной пьесы Б. Романцева.         
Тема нового фильма — борьба передовой советской науки против реакционной буржуазной идеологии, против космополитизма и преклонения перед иностранщиной— решается постановщиком и актерским коллективом в остро-публицистическом плане.
События, развертывающиеся на экране, захватывают зрителя, делают его участником той большой н страстной борьбы, которая идет между смелыми новаторами — большевиками, прокладывающими в науке новые пути, и рутинерами, рабами устаревших догм, антипатриотами, проповедующими лживую космополитическую теорию "единой мировой науки", пущенную в оборот идеологами американского империализма.
Во главе научно-исследовательского института, призванного решать важнейшие проблемы развития сельского хозяйства, стоит Милягин, человек недалекий, находящийся в плену чуждых нам идей космополитизма в науке. Ослепленный "учеными авторитетами" Европы и Америки, Милягин не принимает учения Мичурина—Лысенко, ведет институт по гибельному пути полного отрыва от практики социалистического земледелия.
Духовным отцом Милягина является старый ученый с "мировым именем" академик Рублев. Убежденный вейсманист-морганист, воспитанный в духе пресмыкательства перед буржуазной наукой, он воспринял рабскую мораль непознаваемости природы, неизбежности поражения каждого, кто попытается проникнуть в "тайну жизни".
Этим реакционерам в науке противостоит ученый-большевик профессор Лавров, человек больших творческих дерзаний, смелый и неукротимый "гвардеец из армии Мичурина".
Страстный и непримиримый враг косности, рутинерства в науке, пламенный патриот своей Родины, он черпает силу для своих творческих исканий в мудрых указаниях большевистской партии.
— Идет грандиозная, титаническая борьба по расчистке дороги к коммунизму в сознании, и все, с чем борется партия,— идеализм, формализм, космополитство,— это то, что мне мешает работать, то, что хватает меня за горло, душит меня,— говорят Лавров.— И поэтому я не могу просто знакомиться с партийными документами. Я читаю их, как самое существенное в моей жизни, как то, что поддерживает меня в трудную минуту.
Порой Лаврову бывает трудно, очень трудно. Он поставил перед собой прозаическую, но великую по смелости мысли и важную по своему государственному значению задачу — путая направленного изменения условий существования зародыша вывести новую породу кур "высокой мясности". Увеличение веса каждой курицы на один килограмм должно дать стране  дополнительно многие тысячи тонн прекрасного мяса, приблизить пору изобилия.
Победа приходит не сразу. Лаврова не раз постигают неудачи и горькие разочарования. Но самое главное препятствие на пути к достижению цели — консерватизм, прикрытая маской доброжелательности враждебность людей — антипатриотов, зараженных гнилостными идейками вейсманизма-морганизма.
Милягин, этот невежда в науке и воинствующий мещанин в жизни, использует свое служебное наложение, чтобы сорвать работы-Лаврова. Он самовольно исключает из плана института тему, над которой работает Лавров, лишает последнего средств и ассистентов, ссылаясь на несуществующее указание министерства. Академик Рублев пытается разоружить Лаврова идейно. Встреча и разговор его с Лавровым— один из самых значительных, идейно и эмоционально самых напряжонных эпизодов в фильме.
Пламенный патриот Лавров мужественно противостоит подлым проискам Милягина, изобличает Рублева, как проповедника поповщины и мракобесия.
Новое, передовое, прогрессивное, рождаясь в нашей стране творческой инициативой народа, неизбежно побеждает в борьбе со всем отсталым, устарелым, мешающим нашему продвижению вперед, в коммунизму. Отражая эту закономерность советского общества, фильм заканчивается победой Лаврова.
В заключительной сцене — на собрании сотрудников института представитель ЦК партии Остроумов (артист Н. Боголюбов) глубоко и ярко раскрывает источник той могучей, неодолимой жизненной силы, которая вдохновляет и идейно вооружает советских людей в борьбе за торжество коммунизма. Эта сила — животворные идеи, руководящая и направляющая роль великой партии Ленина— Сталина.
Фильм "Великая сила" —еще один успех советской кинематографии. Успех этот является прежде всего результатом вдумчивой работы постановщика, талантливой, проникновенной игры ведущих актеров, занятых в картине.
Мужественен и неотразимо привлекателен своей большой духовной силой образ главного героя фильма профессора П. С. Лаврова, созданный народным артистом республики Б. Бабочкиным.
В этом фильме Б. Бабочкин в полной мере показал свой большой дар сценического перевоплощения. Созданный им образ страстного, воинствующего ученого-большевика — безусловно один из лучших образов советской кинематографии.
В исполнении Бабочкина профессор Лавров предстает перед зрителем человеком смелых творческих исканий, глубокой душевной чистоты, чуждым компромиссов в борьбе с идейными врагами.
По-новому, широко и многообразно раскрылся в фильме талант заслуженного артиста республики В. Хохрякова, исполняющего роль директора института Милягина. В. Хохряков тонко рисует сложный облик человека, утратившего черты коммуниста, по существу оказавшегося в плену идейных врагов партии, тупого, самодовольного обывателя, рядящегося в тогу доброжелателя и "демократа". Маловыразительны женские образы фильма.
Есть в фильме и другие недостатки, которые следует отнести за счет режиссера-постановщика и автора сценария. Слабо показана роль коллектива института в борьбе за осуществление новаторских идей Лаврова. Правда, вопрос этот обсуждается на заседании парткома, но заседание происходит "за сценой", и зритель не узнает даже о характере принятого решения.
Этот недостаток не восполнен и в заключительных кадрах фильма, где показано собрание сотрудников института. Здесь выступают все те же главные персонажи фильма, хотя у режиссера была возможность предоставить трибуну собрания для болео широкого обличения и суровой критики не только Милягина и Рублева, но и того аракчеевского режима, который они насаждали в институте.
Однако эти отдельные недостатки не умаляют большого идейно-художественного значения фильма.
М. Иванов".
("Известия", 1950, № 258 (29  октября), с. 3).

Комментариев нет:

Отправить комментарий