среда, 15 июля 2020 г.

"В любой далекой стороне растет в народе жажда мира..."


"...Весна идет без конвоира!
Открыт повсюду
Путь весне".


65 лет назад в советском театре за лучшими девушками стоял образ народа, решающего великие дела под руководством партии:
"Театр         
"Первая весна"
Широкая, бескрайняя рыжая степь. На маленькой железнодорожной станции стоит группа людей. Это руководители МТС ждут нового агронома. Но вот пришел и отправился поезд, а ожидаемый с таким нетерпением главный агроном не приехал. Встречающие собираются уходить. Неожиданно появляется тоненькая девушка в поношенном, коротком пальтишке и лыжных брюках, похожая на мальчишку-подростка. "Это я",— говорит девушка. Недоумение и разочарование появляются на лицах встречавших.
Так начинается спектакль "Первая весна"  в Театре имени Моссовета, сделанный по инсценировке известного произведения Г. Николаевой "Повесть о директоре МТС и главном агрономе". Инсценировка осуществлена автором повести совместно с С. Радзинским. Она в основном передает идейную направленность и художественные особенности этого интересного произведения.
Постановкой "Первой весны" Театр имени Моссовета стремится откликнуться на волнующие вопросы современности. Но одного, даже самого страстного желания еще мало для того, чтобы создать полноценный и правдивый спектакль о людях, находящихся па передовой линии борьбы эа коммунизм. Требуется глубокое знание жизни, мастерство и напряженная творческая работа режиссера и всего театрального коллектива. С этих позиций новая постановка театра вызывает ряд критических замечаний.
Потому ли, что в спектакле роль Насти Ковшовой (артистка Т. Чернова) заняла центральное место, что именно у Насти есть интересный, развивающийся характер, серьезные поступки, ясность цели,— спектакль получился только о главном агрономе, а не обо всех ее друзьях и противниках. Это первый творческий просчет режиссуры.
Несомненно, что образ Насти Ковшовой — наиболее интересный образ и в повести, и в инсценировке; именно она, волевая, целеустремленная, умеющая заглядывать в будущее, человек сильного характера, вызывает наибольшие симпатии зрителей. Но понять ее судьбу, характер, ее мечты можно только тогда, когда знаешь, с кем и за что борется молодой агроном. Если ее противники слабы и неопределенны, а друзья бесцветны и бессодержательны, то это неизбежно обедняет и образ главной героини. Молодой актрисе Т. Черновой, создавшей живой, обаятельный и правдивый образ агронома Ковшовой, вступающей на самостоятельную трудовую дорогу, приходится создавать не только характер своей героини, но и через него передавать все, с чем предстоит бороться, что предстоит защищать. Происходит это потому, что партнеры молодой актрисы по спектаклю, такие опытные художники сцены, как Р. Плятт (главный инженер МТС Аркадий Фарзанов), П. Герата (секретарь обкома Сергей Сергеевич), недостаточно помогают ей в раскрытии идейного замысла спектакля. В их исполнении нет необходимой проникновенности в образ, темперамента, горячего волнения.
Хорошо задумал своего героя артист А. Консовский. Директор МТС в его исполнении предстает человеком искренним, способным к сильным душевным порывам, к живому горячему делу, по слабовольным, легко подпадающим под чужое влияние. К сожалению, этот верный замысел до конца не воплощен актером А. Консовсковским в роли Алексея Чаликова гораздо лучше удаются лирические моменты личных переживаний, связанных с его нарождающимся чувством к Насте, чем сцены, где Алексей выносит тяжелую внутреннюю борьбу и, наконец, приходит к осознанию своих ошибок.
Серьезная и ответственная задача в этом спектакле выпала на долю артиста Р. Плятта, играющего роль инженера МТС Аркадия Фарзанова. Он не только идейный противник Насти, но и по существу противник Алексея и, что главное, самих колхозников, интересы которых для Фарзанова ничто по сравнению с его шкурными устремлениями. Именно Фарзанов составляет основную силу, противоборствующую Насте Ковшовой и всем передовым людям колхозной деревни. Однако Р. Плятт, хорошо передавая барски пренебрежительную манеру Аркадия разговаривать с народом, его льстивую угодливость и хвастовство в беседах с начальством, не раскрывает всей глубины морального падения этого человека.
Во многом обедненный по сравнению с повестью создал образ секретаря обкома артист И. Герата. Образ этот сложный и трудный. Секретарь обкома в пьесе выведен работником, который привык говорить народу многообещающие слова и закрывать глаза на серьезные недостатки в работе. Подобные люди часто смотрят на жизнь с позиций вчерашнего дня, стараясь не замечать противоречий, рождаемых жизнью. Встреча с молодым агрономом для секретаря обкома — действенный толчок, заставивший его отбросить привычные представления о колхозе, взглянуть трудностям жизни прямо в глаза, перестроить свою работу.
Все это есть в повести, но в спектакле мы не чувствуем этой сложной ломки и перестройки характера героя.
Хорошо написана авторами и ярко сыграна молодой актрисой Т. Черновой роль Насти Ковшовой. Убедительность игры актрисы заключается в том, что она показывает тесную связь молодого агронома с передовыми людьми МТС. Ее героиня не одна встает на защиту интересов колхозников. Образ народа, решающего великие дела под руководством партии, стоит за этой девушкой, для которой судьба колхозников — ее личная большая судьба.
Выразительнее и глубже могли бы прозвучать в спектакле роли тех, кого ведет за собой Настя, кто растет под ее влиянием. Это прежде всего относится к образам знатного тракториста Гоши Чумака (артист М. Погоржельский), Олюхи (Н. Бутова), Марефия Кузьмича (Н. Бродский).
В излишне гротесковых тонах, как нам кажется, ведет свою роль Г. Слабиняк (агроном). Подобная трактовка снижает силу образа, который невольно выпадает из общего реалистического плана спектакля. Не прозвучала в спектакле и роль секретаря парторганизации МТС (Н. Москаленко), не включенного ни в действие, ни в конфликт. А ведь этот образ очень важен: в нем заложена серьезная авторская мысль о том, что партийная работа, не связанная с жизнью, становится догмой, она не будит человеческих чувств, не поднимает людей на великие дела.
В спектакле "Первая весна" не всегда и не во всем чувствуется направляющая работа режиссеров (Ю. Завадский, Е. Страдомская). Если пленительный образ Насти Ковшовой отмечен вдумчивой, творческой работой режиссуры, то этого нельзя сказать о других персонажах спектакля.
Невыразительно оформлен спектакль художником А. Васильевым. Нет в декорациях творческого проникновения в красоту русской степной природы, так перекликающейся в повести с духовной красотой советского человека.
Хороший и очень нужный спектакль "Первая весна", к сожалению, не отработан во всех деталях и поэтому звучит неровно: в нем сцены, отмеченные высоким мастерством, которые глубоко волнуют зрителя, чередуются с картинами посредственными, аморфными, лишенными творческой взволнованности.
Постановка "Первая весна" —важная работа театра о новом отношении к труду, о простых советских тружениках, преобразующих жизнь. И хочется верить, что творчески сильный коллектив Театра имени Моссовета продолжит работу над спектаклем, сделает его ярким и интересным во всех линиях.
В. Пименов".
("Известия", 1955, № 166 (15 июля), с. 3).

Комментариев нет:

Отправить комментарий