четверг, 25 июня 2020 г.

"Оставь мне песенки про эти Хельсинки..."


"...Про братьев северных,
В себе уверенных,
А после можешь уезжать.
Печаль свою тая,
Раскину карты я.
Раскину разумом,
Пойму все сразу я,
Чтобы тебя не провожать".


30 лет назад в СССР гражданской авиации требовалось всё больше пилотов, прошедших специальные курсы работы с иностранными диспетчерами и наземными службами:  
"Цена воздушного шантажа
Необходимое послесловие к очередному угону пассажирского самолета
Снова Хельсинки, аэродром Ванта. Сиротливый корпус нашего Ту-134 в кольце полицейских. Четвертый угон воздушного судна за две недели. Третий — в северные страны, второй — в столицу Финляндии...
К счастью, и на этот раз обошлось без жертв.
На борту лайнера, вылетевшего ранним воскресным утром по маршруту Таллинн — Львов, было 60 взрослых пассажиров, 12 детей в возрасте от пяти до двенадцати лет, десять малышей, которым не исполнилось и пяти... плюс шесть человек экипажа.
По показаниям одного из пассажиров В. Вагера (его интервью появилось во многих финских газетах), угонщик зашел на борт без вещей, с одним  "дипломатом". Вел себя несколько взволнованно, все спрашивал, сколько времени лететь до Львова.
Как только лайнер набрал высоту, пассажир отстегнулся и отправился в туалет. Выйдя оттуда, он показал стюардессе на кейс и сообщил, что имеет взрывное устройство. Потребовал передать командиру: лечь на новый курс, в Стокгольм. В противном случае...
Командир И. Белявцев сообщил угонщику, что до Стокгольма не хватит топлива. Больше того — у экипажа нет аэронавигационных данных для полета. Он предложил посадку в Хельсинки. Бандит согласился. Так что не было никакой "игры" со злоумышленником, которая могла кончиться трагически.
На этот раз летчикам не понадобился переводчик: командир, прошедший специальные курсы, запрашивал данные, получал команды на английском языке.
Пользуясь случаем, хочу исправить  невольную ошибку в репортаже "Снова "ЧП" в воздухе", переданном после первого угона в Хельсинки. Экипажу того лайнера оказывали помощь при посадке два советских штурмана-лидеровщика, находившихся на борту небольших западногерманских самолетов "Сессна", летевших в Советский Союз. Финны смогли также оперативно найти человека, владеющего русским языком.
И на этот раз, несмотря на воскресный день и праздник, все службы действовали четко. Угонщик М. Варфоломеев сдался властям. Осталась в Хельсинки и одна пассажирка, М. Сысак, летевшая с похорон: от всего пережитого в этот день и час ей стало плохо, женщину пришлось госпитализировать.
И все же: не много ли происшествий за несколько дней? Это беспокоит уже и финскую сторону. Сообщается, что в понедельник правительство Финляндии специально обсудит сложившуюся ситуацию на своем очередном заседании. "Это очень серьезное преступление", — сказал в воскресенье премьер-министр X. Холкери. Глава кабинета сказал, что правительство не хочет, чтобы у кого бы то ни было сложилось мнение, будто в Финляндии мягко относятся к воздушным пиратам. Холкери отметил четкие действия всех служб.
Генеральный представитель Аэрофлота в Финляндии В. Колосов просил подчеркнуть (отнюдь не защищая честь мундира), что происшедшее вовсе не означает, будто на внутренних авиалиниях страны плохо налажена безопасность полетов. Во всех случаях вынужденных посадок в Стокгольме и Хельсинки, отметил он, реальной физической угрозы пассажирам не было. Взрывных устройств на борт никто не пронес. Не оказалось их и у Варфоломеева. Значит, контроль все же налажен надежно.
— Другое дело — как поступить в случае явного шантажа,— говорит Валентин Андреевич,— Задача командира — во что бы то ни стало сохранить жизнь пассажиров. Но были случаи, когда шантажу не подчинялись. Впрочем, трудно, да и невозможно предусмотреть все варианты. Думается, только бескомпромиссная борьба с угонщиками в международном масштабе, неотвратимость наказания могут пресечь охоту к такого рода действиям.
— Как вы оцениваете работу финских служб?
— Мы очень благодарны им за сотрудничество и внимательное отношение к людям. С помощью нашего партнера — авиакомпании "Финнэйр" пассажиры были хорошо размещены, накормлены. Причем детям приготовили даже манную кашу, доставили игрушки...
К сожалению, много времени уходит на всякого рода формальности. Как и в первом случае, самолет снова стоял почти полсуток. Дети, пожилые люди сильно устали. Но эти формальности в ряде случаев были необходимы: полиция должна была заслушать показания всех, кто мог что-то сообщить по этому делу.
Что же дальше? Пока решается вопрос о выдаче первого воздушного пирата — Олега Козлова. Остается надеяться, что и он, и его последователь предстанут вскоре перед нашим судом.
В. Шмыгановский,
соб. корр. "Известий".
Хельсинки".
("Известия", 1990, № 177 (25 июня), с. 6).

Комментариев нет:

Отправить комментарий