"…Простые советские люди
Повсюду творят чудеса".
70 лет назад
советское искусство уже не было делом небольшой кучки:
"Тема
труда в советской живописи
Советская
живопись переживает период своего нового подъема. Замечательные успехи
советских людей вдохновляют мастеров искусства на новые произведении, отражающие
жизнь советского общества в ее непрестанном движении вперед.
В нашей
стране искусство давно перестало быть делом небольшой кучки любителей и знатоков.
Оно стало в подлинном смысле слова народным, ибо воплощает в своих
произведениях мысли, волю и чувства широчайших трудящихся масс.
Следуя по
пути социалистического реализма, наша живопись живо и чутко откликается на
самый большие и важные вопросы современности. Горький говорил: "Социалистический
реализм утверждает бытие как деяние, как творчество", и мы видим, что одной из самых волнующих тем советской живописи
за последние годы стала тема мирного творческого труда советских людей, тема вдохновенного
созидания.
За несколько
последних лет художниками созданы многие произведения, посвященные свободному, радостному
труду советских людей, образам героев созидательного труда.
Это такие работы,
как "Возрождение" Ф. Шурпина и "Сенокос" А. Пластова,
"Портрет академика Зелинского" и портрет стахановки Савкиной П. Котова,
"На плоту" Я.
Ромаса и "Строительные работницы" Ю. Пименова, "Победа строителей подземного Севангэса"
О. Зардаряна и "Хозяева земли" А. Максименко, "Дочь Советской Киргизии" С. Чуйкова и "Рыбаки"
Э. Калныньша.
Со стен Третьяковской
галереи на нас смотрят умные, волевые, одухотворенные лица стахановцев
и колхозников, инженеров и ученых. Десятки полотен написаны с разным мастерством,
с разной мерой глубины проникновения в жизнь, но всех их отличает печать радостного,
возвышающего человека труда.
Невольно приходят
на память картины американских художников из тех, что пользуются покровительством
меценатов Уолл-стрита. Один из самых модных у них —Сальвадор
Дали, типичнейший космополит, испанец, покинувший Европу ради американских
долларов. Его бредовые картины, подобные "Атомной меланхолии", прославляют обезумевшего человека, человека-зверя.
Такова отвратительная "поэзия" американского империализма.
Два мира —две
культуры! Вот картина украинской художницы Т. Яблонского "Хлеб". Какой искренней поэзией настоящего творчества
веет от этой сцены дружной, веселой работы на колхозном току. Молодым задором дышит
фигура главной героини—чернобровой украинской девушки-колхозницы. Все в этой
картине подчинено основной мысли — показать радостный, свободный труд советских
людей.
Для Т.
Яблонской ее тема, ее образы — предмет настоящего поэтического волнения, и
поэтому так жизненно убедительны герои ее картины — советские колхозницы.
Когда-то, на
заре нашего искусства, художники изображали рабочих и крестьян нарочито
безликими, подчеркивая в их образах только грубую физическую силу. Ныне мы видим
образы рабочих и колхозников, данные но всем богатстве их внутреннего духовного
содержания.
В
портретах-эскизах к большой картине "Передовые люди Москвы в Кремле" работы художников С. Дудника, В.
Ефанова. Ю. Кугача, К. Максимова и В. Цыплакова показаны люди большой творческой
энергии, больших мыслей и чувств. Такими создал их наш родной советский строй, такими
увидели и с незаурядной яркостью передали их облик художники. Энергично написаны,
четко характеризованы, пластически закончены эти портреты. Здесь нет места эстетским
недомолвкам и формалистическому жеманству. Глубоко прочувствованное художниками
содержание образов потребовало сильной, реалистической формы.
Главным в изображении
людей творческого труда теперь стало стремление уловить прежде всего самый дух созидания,
свойственный свободным труженикам советской страны.
В этом смысле
очень интересно задумал свою картину И. Серебряный. Он хотел передать, что главное
в облике передового стахановца — смелая творческая мысль. Художник изобразил
знатного разметчика завода "Красный выборжец" Г. Дубинина не в производственной
обстановке, а на кафедре втуза, передающим студентам свой опыт стахановца. Прекрасный
замысел! II если бы
И. Серебряному удалось в более точной и ясной форме передать характер и духовный
облик передового рабочего, его произведение приобрело бы гораздо большую пластическую
законченность, а вместе с ней и ясность образа.
Представляют
также интерес портреты стахановцев завода "Серп и молот" художника Г.
Горелова, особенно его портрет-картина "Знатный сталевар завода "Серп и молот" М. Г. Гусаров со своей бригадой".
Еще недавно Г. Горелов был известен зрителю главным образом как живописец исторических
композиции. ИI очень
поучительно, что семидесятилетний художник увлекся высокопоэтической темой изображения
человека творческого труда. Он уловил в облике М. Гусарова уверенную осанку мастера
своего дела, хозяина, но не раба машины.
На Всесоюзной
выставке 1949 года целый ряд работ был посвящен теме труда — большой патриотической
теме советской живописи. Важно подчеркнуть, что немаловажным условием успеха художника
каждый раз оказывается умение прежде всего раскрыть образ советского человека как
человека творческого труда. Там, где этого нет, появляется какая-то отчужденность
и холодность, будто живописец не был взволнован красотой жизни. А. Дейнека давно
работает над индустриальной темой, ему нельзя отговориться недостатком опыта или
мастерства. Почему же в его картине "На просторах подмосковных строек"
гораздо больше внимания
уделено чисто формальному эффекту изображения пространства, чем людям, которые вознесли так дерзновенно
в высоту легкую металлическую конструкцию будущего здании. Девушка, несущая доску
на переднем плане, кажется застывшей, ее лицо ничего не выражает. Нет, не узнаем
мы в ней нашу современницу, человека больших дерзаний!
Как много поэзии
в труде наших колхозников, той поэзии, которую так хорошо передала Т. Яблонская.
Над этой темой работали мастера разных поколений — А. Бубнов, Ю.
Киянченко, И. Гринюк и многие другие. Но неужели груда плодов, будто написанных
с восковых муляжей, да еще в грандиозном масштабе ("На трудодни" В. Яковлева),
лучше передаст тему колхозного изобилия, чем изображение творящих это изобилие людей.
Здесь, как и в картине А. Дейнеки, художник прошел мимо самого главного, самого
прекрасного.
Эти примеры показывают,
что живописцам предстоит много большой и упорной работы. Мы далеки еще от полного
и всестороннего раскрытия темы труда. Многие художники проходит мимо нее, иные относятся
к ней без должного внимания.
Мы еще недостаточно,
в частности, обращаем внимания на то, что советская живопись должна быть прекрасной,
что не может быть совершенных произведений без подлинного поэтического вдохновения,
с помощью которого художник доносит до зрителя возвышенное содержание жизни. Искусство
должно радовать человека, и оно доставляет ему радость, показывая в действительности
то, что прекрасно, благородно, достойно подражания.
Особенность искусства
социалистического реализма состоит в том, что чем полнее показана в картине
правда жизни, тем ярче раскрывается и красота изображенной художником действительности.
Заслуга наших
живописцев —Т. Яблонской, Г. Горелова, Ю. Кугача, К. Максимова, С. Дудника и других
— в том, что они сумели показать образы людей труда, как прекрасные образы.
Социализм превратил
труд в творчество, в котором выявляются лучшие, прекраснейшие человеческие качества.
Социалистическому реализму чужда "поэзия"
бездеятельного блаженства. Искусство социалистического реализма видит высшую красоту
жизни в творчестве, в деянии, в созидании нового и устранении старого. Товарищ Сталин
говорил о необходимости "воспринять картину грандиозной ломки старого и лихорадочной
стройки нового, как картину должного и значит
желательного, мало похожую к тому же на райскую идиллию "всеобщего благополучия", долженствующую дать возможность
"отдохнуть", "насладиться счастьем". Мудрое сталинское указание
освещает путь нашим художникам. Должное и желательное искусство изображает как прекрасное.
И одна из главных задач советских художников —еще глубже и полнее показать красоту
жизни в возвышенной поэзии творчества, созидания, в неутомимом движении вперед.
Вот почему тема творческого труда становится одной из главных тем советской живописи.
Г. Недошивин".
("Правда",
1950, № 153 (2 июня), с. 3).
Комментариев нет:
Отправить комментарий