среда, 13 мая 2020 г.

"Не верю! Не хочу здесь, на зеленом лоне…"


"…Как узник, взор смежить! Я жду, что сквозь эфир,
В свободной пустоте, помчит прибор Маркони
Приветствия земли в родной и чуждый мир".


70 лет назад в СССР артист Б. Фрейндлих убедительно показывал ученого-дельца, прикрывавшегося флагом космополитизма:
"Кино
Поэма об изобретательском подвиге
(Новый художественный фильм "Александр Попов" )
Сценарий А. Разумовского, постановка— Г. Раппопорта, В. Эйсымонта, режиссер М. Руф. Операторы — А, Назаров, Б. Шапиро. Художник И. Махлис, композитор Ю. Кочуров. Производство ордена Ленина киностудии "Ленфильм", 1949 г.
Вспыхивает экран, и нас захватывает волнующая обстановка подвига, совершившегося в Петербурге свыше полусотни лет назад. Пионеры электрического освещения устанавливают странные фонари. Недавний студент Александр Попов помогает включить рубильник. Загорается русский свет, русское солнце...
Работа в области электричества захватывает молодого ученого Александра Попова. Он идет преподавателем в минные классы в Кронштадт, единственное место, где в то время серьезно занимались электротехникой.
И вот он в лаборатории демонстрирует жене своей Рапсе Алексеевне знаменитые опыты Герца. На наших глазах зарождается у Попова смелая идея связи без проводов, дерзновенная идея, в осуществление которой не верил и сам Герц.
Зрители видят на экране живого Александра Попова,— так велико портретное сходство. Роль Попова исполняет Н. Черкасов.  Он создает незабываемый образ простого русского, предельно скромного, кристально чистого человека, полоненного великой идеей. В фильме убедительно показано, как ступень за ступенью поднимается Попов к решению заветной задачи. И зрители с волнением следят за драматической борьбой его изобретательской мысли, за поступью гения, за шагами великана.
Наконец, задача решена. Попов показывает свою аппаратуру на заседании Русского физико-химического общества. Великий Менделеев — крестный отец многих русских изобретений — провозглашает рождение первого в мире  телеграфа без проводов.
К Попову подходит представитель английской фирмы Лемке. Он пытается уговорить изобретателя продать свое изобретение за границу.
— Я русский человек,— отвечает ему Попов,— и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я имею право отдавать только моей Родине.
В этой сцене во всей полноте раскрывается характер Попова.
Он русский человек! Все его помыслы, творенья, весь он до последнего дыханья принадлежит своему народу. Так вот почему с такой неотступной заботой, так бережно, с таким вниманием вынашивает он свою идею: она принадлежит его отечеству!
Между тем приезжает в Лондон молодой человек без родины, итальянец в Италии, англичанин в Англин — Маркони. Ок привозит в Англию для продажи свое "изобретение"— позаимствованную из журнала и запрятанную в ящик схему Попова.
Отвратительна сцена торга. Покупатель - директор фирмы Айзекс угрожает Маркони местью телеграфных компаний: они могут и убить из-за угла, если конкурент опасен. Но Маркони грозится продать изобретение именно этим телеграфным компаниям,— пусть хоронят изобретение в сейфе. Только бы были деньги!
Айзекс идет на все уступки. Но не участь изобретения беспокоит его: не уплыла бы возможность наживы. И Маркони получает славу, власть, деньги — все.
Он не способен ничего выдумать, но может все купить. Маркони нанимает в свою лабораторию крупнейших ученых, чтобы присваивать результаты их труда.
Попов же не может пробиться сквозь стену равнодушия чиновников царской России, преклонявшихся перед всем заграничным и предпочитавших заказывать радиоаппараты Маркони.
Только случай помогает Попову. На работах по снятию с камней броненосца "Апраксин" Попов устанавливает рекорды дальности радиосвязи.
Эпизод спасения при помощи радио рыбаков, унесенных в море на оторвавшейся льдине,— один из самых сильных в фильме.
В дни, когда империалисты превращают великое русское изобретение в орудие истребления людей, приятно и радостно сознавать, что первым шагом радио в России было спасение человеческих жизней.
Глубокое впечатление производит эпизод встречи Попова с Маркони на крейсере.
Маркони тщетно пытается купить Попова, предложив ему "об’единить усилия". Но Попов понимает подоплеку такого об’единения. Оскорбленный, он покидает крейсер...
Революционные события 1905 года застают Попова на посту директора Электротехнического института. Он изгоняет жандармов, занявших здание института.
Попова вызывают к министру внутренних дел Дурново. Министр предлагает исключить из института самых талантливых студентов. Попов против этого исключения. Он не хочет исключать будущее русской науки...
Передовые ученые России заочно избирают Попова председателем физического отделения Русского физико-химического общества. Попов поспевает к концу заседания. Горячей речью великого русского ученого-гражданина, патриота заканчивается фильм...
Рядом с Поповым в фильме показан его преданный помощник П. Н. Рыбкин, роль которого в фильме отлично исполняет артист А. Борисов. С большим мастерством рисуют образы патриотов —адмирала Макарова и великого русского химика Менделеева артисты К. Скоробогатов и И. Судаков. Артист Б. Фрейндлих, играющий Маркони, убедительно показывает ученого-дельца, который, прикрываясь флагом космополитизма, присваивает изобретение Попова.
Фильм "Александр Попов"—яркое патриотическое произведение, средствами искусства утверждающее приоритет русской науки в великом изобретении —радио.
В. Орлов".  
("Известия", 1950, № 112 (12 мая), с. 3).

Комментариев нет:

Отправить комментарий