"...Днем и ночью сияет рубин.
И глядят в немом восхищении
Чех с китайцем. Мадьяр. И румын".
Чех с китайцем. Мадьяр. И румын".
70 лет назад
от картины к картине двигалась вперед молодая венгерская кинематография:
"Кино
На верном
пути
На советские
экраны вышел новый венгерский фильм "Женщина отправляется в путь", снятый по сценарию И. Бока, постановщик—И. Иенеи.
Кончилась
война... По дорогам едет телега, женщина ведет под уздцы лошадь; на вещах —
мальчик, другой мальчик идет за телегой... Семья возвращается из эвакуации в
Будапешт,— мать и двое детей,— усталые, измученные. Внезапный толчок—накреняется
телега: соскочило колесо... Что делать дальше? Кто поможет? Вероятно, придется
заночевать в пути? И вдруг вдали слышится русская походная песня, появляется
группа русских воинов. Доверчиво обращается к офицеру мальчик: "Дядя русский, помогите нам, пожалуйста". Этой глубоко волнующей, правдивой и вместе с тем символической
сценой начинается фильм. Он рассказывает о молодой Венгерской демократической
республике, о борьбе народа с трудностями послевоенных лет, с врагами
демократического строя — американскими шпионами, изменниками, саботажниками. Он
рассказывает об интеллигенции, строящей вместе со всем народом свое новое
государство.
Важная тема
разрешена в фильме с большой идейной глубиной и художественной выразительностью.
Актриса К. Толнаи, исполняющая роль героини фильма Илоны, с реалистической
простотой, не прибегая к наигрышу и фальшивым "эффектам", создаст сложный человеческий характер. Нелегко ей
без мужа, находящегося в плену у американцев, содержать детей, себя. На помощь
приходит сестра. Марика. Но деньги Марики заработаны нечестным путем. Илона
порывает с сестрой. В собственно доме все ей кажется замаранным грязными американскими
долларами. Илона близка к самоубийству. Ее выручает верный друг семьи, бывшая
служанка Илоны —Кати. Она устраивает свою хозяйку на завод.
Во второй
половине фильма перед нами проходит ряд выразительных сцен. Илона впервые вплотную
сталкивается с представителями рабочего класса. Они показаны живо, ярко. Это
настоящие хозяева Венгрии, энергичные строители новой жизни. Сначала они не
доверяют Илоне, но своим трудолюбием она завоевывает их расположение, и постепенно
возникает взаимное уважение.
Мы верим
игре актрисы, сочувствуем трудностям, стоящим перед Илоной, с волнением следим
за ходом ее мыслей в прекрасной сцене рабочего собрания, когда Илона, заговорив
о своем "образовании", вдруг
впервые отчетливо сознает, что она ничего по-настоящему не умеет делать. Но самое
существенное в исполнении актрисы —четкое раскрытие ведущей идеи фильма. "Женщина отправляется в путь"— так называется фильм, и
актриса убедительно показывает человека, который в поисках единственно
правильного пути освобождается от пережитков прошлого, обретает подлинное
счастье в единении с народом.
Много еще
серьезных испытаний приходится перенести Илоне. Ее муж — инженер Калман—по
возвращении из плена, не сразу находит свое место в жизни. Старинные "друзья" Калмана, оказавшиеся изменниками и предателями венгерского
народа, передают ему деньги для реализации задуманного им еще до войны ценного
изобретения. При этом они скрывают от Калмана американское происхождение денег,
запутывают его в своих грязных сетях, пытаются заставить бежать за границу.
Илона находит в себе мужество порвать с Калманом. Но он сам, глубоко осознав
свое заблуждение, становится активным строителем новой Венгрии, возвращается
в свою семью. В заключительных кадрах фильма звучат взволнованные слона
Калмана: "Труд стал радостным в нашей
стране".
Эта
сегодняшняя Венгрия великолепно показана в образе работницы Кати — энергичной, веселой
девушки, которую искренне радуют ростки нового в жизни родины. Кати с энтузиазмом
трудится сама и своим примером заражает других.
Вообще надо
сказать, что большим достоинством фильма является удачная обрисовка людей
демократической Венгрии, раскрытие новых отношений между людьми. Запоминаются
эпизодические, но выразительные фигуры: работницы, которая вначале по доверяет
Илоне, а зятем, на вечерних курсах, сиди с ней рядом, учится у нее; старика на
заводском собрании, первым поддерживающего желание Илоны работать в цехе; старой
работницы, которая обучает Илону простейшим трудовым процессам.
Новые люди
даны в фильме выразительно и ярко. Им противостоят типы прошлого— такой,
например, колоритный образ, как Эста, этакая "бывшая дама", не теряющая надежды,
что старая жизнь вернется, что "скоро все будет, как прежде",— только переждать, и
опять — роскошная жизнь с балами, кабаками, дачами, заграницами... Очень остро
выявлена благодаря умелой режиссерской и актерской работе внутренняя
опустошенность кучки "интеллигентов", враждебных народу, продавшихся американцам, ставших на путь предательства интересов
родины.
К
недостаткам фильма нужно отнести некоторые сценарные слабости. Так, например,
недостаточно оправдано поведение секретаря заводской парторганизации в отношении
Калмана, очень схематично намечена сцена разоблачения Тибора.
Хорошая
работа оператора Б. Хедьи обеднена тем, что в фильме мало широких панорам, все
очень скучено, стеснено. Жаль, что слабо показан город, в котором протекает действие,—
а ведь очень хотелось бы воочию увидеть восстанавливающийся, строящийся
Будапешт, а не только руины.
Но все это
отдельные, не очень существенные недостатки. Сила правдивого, реалистического
фильма в интересном и глубоком раскрытии характеров, социальных сдвигов,
совершающихся в странах народной демократии. ИI здесь нельзя не почувствовать благотворного влияния на творчество
наших зарубежных товарищей лучших произведений советского кино.
С радостным
волнением знакомимся мы в этом фильме с искусством демократической Венгрии. Это
не первая наша встреча, совсем недавно смотрели мы фильмы "Пядь земли", "Огонь", и важно отметить, что от картины к картине
молодая венгерская кинематография, служащая делу прогресса, делу народа,
движется вперед. С этим хочется в первую очередь поздравить коллектив
создателей нового фильма.
Вера Марецкая".
("Правда",
1950, № 118 (28 апреля), с. 3).
Комментариев нет:
Отправить комментарий