воскресенье, 19 апреля 2020 г.

"Прибыл в знойную долину полевой колхозный стан..."


"...Как похож на Украину
Наш степной Азербайджан!"


70 лет назад партия и советское государство создали все условия для еще более культурной и зажиточной жизни людей:
"Театр
"Калиновый гай"
Давняя творческая дружба связывает Одесский украинский драматический театр с драматургом Александром Корнейчуком. Почти все его пьесы в разное время были поставлены в этом театре. Некоторые из них увидели здесь впервые свет рампы. Сейчас театр показывает новую комедию А. Корнейчука "Калиновый гай".
Эта комедия написана на материале колхозной жизни. И хотя не все действующие лица — украинский колхозники — обрисованы автором с достаточной полнотой, несомненно одно: перед нами люди сегодняшней деревня, не такие, какими они были не только десяток лет назад, но и два-три года назад. Драматург подметил и изобразил новую жизнь колхозной деревни, ее материальный и культурный рост.
Сатирическое жало комедии направлено против тех, кто отстает, не видит замечательных перемен, не чувствует нового и мешает ему укрепляться.
В пьесе убедительно показано, что способ хозяйствования и уровень культуры, удовлетворявшие тружеников деревни вчера, ныне уже недостаточны. Это осознают не только передовики, об этом думают и говорят более широкие массы колхозников. Партия, Советское государство создали все условия для расцвета колхозов, для еще более культурной и зажиточной жизни людей. Нужно только умело использовать все эти возможности, двигать вперед хозяйство, обогащать культуру.
Существуют, однако, руководители, довольствующиеся "средним уровнем". Взгляд их устремлен назад, а не вперед. Таков председатель колхоза Иван Петрович Романюк— действующее лицо комедии "Калиновый гай". Он утешается тем, что возглавляемый им колхоз — "передовой среди отстающих". Он непрочь лишний раз вспомнить о былых своих заслугах, выставить напоказ полученные некогда награды. Но Романюк отстал и на успехи передовых колхозов откликается весьма своеобразно:
— Потому они и герои, что мы не герои, а если б и мы стали героями, тогда это слово не имело бы такого значения.
В пьесе дается острая сатирическая характеристика отставшего от жизни, почившего на лаврах руководителя. Здесь ярко проявилось свойственное А. Корнейчуку мастерское построение диалога, умение щедро пользоваться сокровищницей украинского народного юмора.
Артисту И. Твердохлебову, исполняющему роль Романюка в спектакле Одесского театра, удалось соблюсти чувство меры. Его Романюк — честный советский человек, преданный делу работник, не лишенный способностей. Однако ему нехватает знаний и того стремления вперед, нетерпимости к недостаткам, которые отличают подлинного большевика.
Смелая большевистская критика — мощное средство борьбы с косностью, отсталостью, консерватизмом.
Носители передового, прогрессивного начала — Карп Ветровой, председатель сельского Совета Наталья Ковшик,  ее дочь Василина, дочь Романюка учительница Надежда и другие горячо отстаивают свое право на движение вперед, к счастливому будущему, к превращению родной деревни в город-сад.
Особенно удался драматургу образ Натальи Ковшик. Как бы выхваченная из самой гущи жизни, она олицетворяет замечательные черты простой женщины деревни, поднятой советской властью на небывалую высоту, ставшей общественным и государственным деятелем.
В шутливых, но очень глубоких, метких репликах этой пожилой крестьянки сверкают острый ум, душевное благородство, неизбывная энергия нашего народа. Талантливая украинская артистка Л. Мациевская отлично передала эти черты характера Натальи Ковшик.
К сожалению, менее выразителен в пьесе Карп Ветровой, коммунист, в прошлом военный моряк, сменяющий Романюка на посту председателя колхоза. Карп Ветровой в спектакле, да и в пьесе, говорит правильные вещи, но мало действует. Не раскрыв характера коммуниста в работе, в деятельности, драматург невольно дал неживой, схематичный образ.
Комедия "Калиновый гай" присущи и некоторые другие недостатки. Приезд в колхоз писателя-лауреата Батуры и художника Вербы, которым в пьесе уделено много места, позволяет автору ярче показать духовное богатство людей новой деревни. В беседах с писателем и художником дают себя знать широкий кругозор и многообразие интересов советского крестьянина. Но оба действующих лица — художник Верба и особенно писатель Батура —не вошли органически в сюжетную ткань произведения.
Важно, однако, подчеркнуть главное — удачу драматурга в решении большой, по-настоящему современной и подлинно значительной темы. Александр Корнейчук рисует то новое и замечательное, что несут в себе люди, воспитанные большевистской партией, показывает плоды свободного социалистического труда, преобразующего человека. В то же время с публицистической страстностью драматург бичует отсталость, благодушие, косность.
Одесский украинский драматический театр, поставивший новую комедию Александра Корнейчука, создал спектакль боевой, воинствующий, партийный. Хорошо справился со своей задачей постановщик, народный артист СССР В. Василько.
С. Старец.
г. Одесса".
("Известия", 1950, № 93 (19 апреля), с. 3).

Комментариев нет:

Отправить комментарий