воскресенье, 6 октября 2019 г.

"А чай уже стоял. Вино еще стояло недопито..."


"…Но кто-то крикнул: – В Дом кино! – 
с энтузиазмом неофита…" 


35 лет назад один за другим выходили на экран советские кинофильмы, посвященные острым политическим проблемам:
"Время выбора
Кино
Борьба против американских ракет первого удара, которые вопреки воле большинства европейцев втиснуты в "древние камни Европы" и угрожают миру ядерным апокалипсисом,— жгучая проблема времени. Одни из эпизодов борьбы, развернувшейся в Западной Европе против этой опасности, и лег в основу нового художественного фильма "Европейская история" ("Мосфильм").
Сценарист Николай Леонов, сценарист и режисссер-постановщик Игорь Гостев сделали картину в жанре политического кинематографа, точнее —политического детектива, избрав местом действия некое западноевропейское государство.
...Середина 1983 года. Острая предвыборная схватка между кандидатами в мэры округа — реалистически мыслящим, трезвым политиком доктором Хайденом (В. Стржельчик) и "свободным националистом" Олденом (Р. Раманаускас) с его типично фашистской "демократической" демагогией и умением манипулировать настроением обывателя. Исход борьбы решит, будут ли размещены здесь американские ракеты. С каждым днем все жарче накаляется политическая атмосфера, все рельефней поляризация сил. Вокруг Хайдена сплачиваются — без различия политических взглядов — все, кто понимает: речь идет о самом существовании человечества, о том, быть ли жизни на планете Земля. За Олдена - разномастная реакция, люди, одурманенные антисоветской пропагандой, мифом о военной угрозе со стороны Советов. Олдена "пробивают" в мэры военно-промышленный комплекс страны и специальные ведомства Соединенных Штатов.
В самом горниле схватки оказываются два журналиста — Петер Лоссер (В. Тихонов) и его молодой коллега Хайнц Ренке (Л. Филатов), который жаждет мгновенной карьеры, чтоб встать вровень с Лоссером. Случай, казалось бы, даст Хайнцу редчайший шанс: в руках у него — секретные финансовые документы, неопровержимое свидетельство того, кто стоит за спиной неонациста Олдена.
Хайнц Ренке продает материалы Петеру Лоссеру, человеку высокой честности, антифашисту и влиятельному обозревателю, который намерен предать их гласности и тем самым нанести удар по Олдену.
Командированный в страну высокопоставленный офицер американской разведки Коллер (А. Масюлис) и президент местного стального треста Шулман (X. Мандри) понимают, чем может обернуться для них выступление Лоссера, и не останавливаются ни перед чем, чтобы предотвратить разоблачение.
Сначала в их руки попадает Хайнц, молодой журналист без убеждений и принципов, которому все равно, какой ценой вырваться наверх. Ему подсовывают фальшивку против Хайдена, и он наивно полагает, что вот он — его звездный час! — и выступает с "разоблачением".
Однако главная цель Коллера —Петер Лоссер. В ход пускается подлый шантаж. И Лоссер колеблется: в опасности его доброе имя, положение, добытое упорным трудом и талантом, судьба самых дорогих ему людей...
Вячеслав Тихонов в роли Лоссера прост и убедителен. Ему веришь каждую минуту. Артист ярко раскрывает драматизм внутренней борьбы своего героя, поставленного перед нелегким для него лично выбором.
Пафос фильма "Европейская история" — в утверждении личной ответственности каждого в решающий момент истории, когда на чашу весов ставится завтрашний день планеты. И картина ярко доносит до зрителя эту актуальную идею.
Рядом с советскими актерами играют и хорошо нам знакомые польские мастера экрана Беата Тышкевич в роли жены Лоссера и Станислав Микульский в роли Гамелина, редактора коммунистической газеты.
В то же время нельзя не заметить, что есть в сюжете картины и некоторая упрощенность. Не все драматургические линии достаточно логически и психологически обоснованы. Например, отношения Петера Лоссера с сыном. Кумир Тони — Олден. Этот "минифюрер" и его "партия" в глазах младшего Лоссера—воплощение мужества, чести, долга, силы и величия нации. И вдруг... Тони делает поворот на 180 градусов! Как же поверить во внезапную его метаморфозу?
Политический детектив обретает в последнее время все больший удельный вес в экранной продукции. Естественная примета времени! Ведь этот жанр, популярный у зрителей едва ли не всех возрастов, пристрастий и ориентации, воздействуя и на умы, и на сердца, привлекает внимание к самым острым конфликтам эпохи. Почти одновременно с "Европейской историей" на экран вышли другие политические детективы — мосфильмовский "Тайна виллы "Грета" и "Медный ангел" (студия имени М. Горького).
Хотя действие первой из этих картин происходит тоже в вымышленном, на сей раз южноевропейском, государстве,— легко возникает ассоциация с реальным политическим скандалом, не столь давно взбудоражившим Италию: историей с нелегальной масонской ложей "П-2" ("Пропаганда-2"), в которую, как оказалось, входили многие высокопоставленные чиновники, военные, бизнесмены. Заправилы ложи держали контакт с определенными ведомствами США, готовя государственный переворот, чтобы привести к власти военно-фашистскую
хунту.
В фильме Владимира Малышева и Тамары Лисициан главный персонаж ленты -  журналист Плинто (Калниньш). Он честолюбив и в погоне за сенсацией на свой страх и риск расследует историю с отравлением банкира и выходит на тайное масонское братство, связанное с американским посольством... Интрига фильма плетет сложные петли.
В "Медном ангеле" волею авторов (сценарист Исай Кузнецов, режиссер Вениамин Дорман) мы оставляем Европу и попадаем о неназванную латиноамериканскую страну, где к власти пришло народное правительство. Международная изыскательская экспедиция, возглавляемая советским специалистом, готовит по поручению ООН строительство крупного гидроузла. Американский эмиссар требует от местного контрреволюционного подполья во что бы то ни стало сорвать работу экспедиции. Для этого один из контрреволюционеров — полицейский комиссар использует местную мафию.
Фильм с интересом смотрится. Сюжет выстроен хитроумно. С увлечением играют актеры А. Кузнецов, И. Шевчук, Л. Ярмольник, В. Смирнитский, Л. Куравлев, Н. Еременко и другие.
Общим местом были в свое время сетования на то, что положительные персонажи получаются в кино много бледнее, чем их враги. Ныне, если сулить по этим трем лентам, дело порой обстоит наоборот. Главные фигуры реакционного лагеря — даже не фигуранты, а картонные силуэты без малейшего намека на характеры. Положение не спасают и усилия хороших актеров — им просто-напросто нечего играть. Их персонажей даже можно "перемещать", переведя из фильма в фильм как этакие взаимозаменяемые "блоки".
К сожалению, "блочность" заметна подчас и в других элементах картин. Так, некоторые сюжетные ходы и реплики настолько похожи, что кажется, драматурги перепутали сценарии.
Речь идет о том, что у иных кинематографистов, работающих в жанре политического фильма, проявляется склонность к привычным драматургическим поворотам, к штампованной расстановке героев.
Но в целом можно только радоваться. что темы, посвященные острым политическим проблемам наших дней, все больше привлекают внимание кинематографистов, завоевывают экран, вызывают интерес зрительской аудитории. Фильмы, о которых шла речь,—наглядное подтверждение этому. И не случаен ведущий мотив всех трех картин: наступило время решающего выбора. Все, кому дорого дело мира, не должны, не могут медлить.
Вл. Ишимов".
("Правда", 1984, № 280 (6, октябрь), с. 3).

Комментариев нет:

Отправить комментарий