"…Разве ты отдашь ее в угоду
Тем, кто сеет мрак и клевету?"
70 лет назад
недостаточно отвратительным выходил у Вологодского облдрамтеатра внешний облик
матерой фашистки:
"Театр
"Особняк
в переулке"
Вологодский
областной драматический театр открыл новый – сто первый – сезон премьерой
"Особняк в переулке".
В этой пьесе
драматурги братья Тур с большой публицистической страстностью разоблачают
подлых агрессоров, врагов мира.
Актуальность
этой темы, ее злободневность, значимость идейного содержания пьесы ощущаются
нами с особой силой сейчас, в связи с международными событиями последнего
времени.
Могучее
всенародное движение за мир вызывает животный страх в поджигателях новой войны,
лютую злобу их ко всему прогрессивному.
Они рассчитывают сохранить капиталистический порядок ценою крови
простых, честных людей. И нет таких грязных средств, которыми побрезговали бы
хищники империализма в своем стремлении навязать миру новую войну.
Но тщетны
попытки реакции. Мощные силы сторонников мира растут и крепнут с каждым днем.
Обо всем
этом и говорит пьеса "Особняк в переулке".
Творческий
коллектив нашего театра успешно справился с этой постановкой.
В уютном
особняке одного из тихих переулков Москва размещается посольство некой
иностранной державы. Почти постоянно опущены здесь плотные шторы на окнах,
тишина и внешняя благопристойность царит в доме. Люди, которые живут в нем, по
самому своему положению дипломатов, казалось бы, должны были всегда стремиться к установлению
дружеских отношений между народами.
Но не таковы
представители империалистической страны. Под масками чиновников посольства
скрыты омерзительные облики факельщиков войны. Ложь, провокация, шпионаж,
диверсии, подкуп – вот чем заняты эти "дипломаты".
В посольство
приезжает новая сотрудница – Ева Грант. Ее играет заслуженная артистка
Удмуртской АССР М. М. Павлова.
Молодая
женщина, вдова солдата, Ева на собственной жизни испытала, каким злом для
простых людей является война. Грант готова отдать весь пламень своего сердца
делу борьбы за мир.
Вершители
судеб в ее родной стране, направляя Еву в Советский Союз, убедили ее, что
именно в Москве зреет очаг войны. Это же внушает ей советник посольства,
доказывая, что "дипломатия превратилась в траншейную войну – по горло в
грязи" и что не следует пренебрегать никакими средствами в борьбе с
Советским Союзом, откуда якобы идет угроза миру. Советник говорит Еве Грант:
- Коммунизм
– это уже не одна шестая часть планеты, как было до войны. Это не только
Болгария, Польша, Чехословакия, Румыния. Это Китай, Греция, Корея, Индонезия.
Никакие пространства не защитят нас от этого духовного урагана.
Советник
поручает Еве как можно глубже проникнуть в жизнь советских людей, "слушать
душу народа", ибо – говорит он, - "один подслушанный разговор в
трамвае стоит экономической сводки".
Умело, с
большой убедительностью раскрывает М. Павлова сложный процесс, происходящий в
душе Евы. Зритель видит, с каким предубеждением подходит сначала Грант ко
всему, что встречает она в нашей стране. Однако общение с советскими людьми, наблюдение
за их жизнью, работой, взаимоотношениями подсказывают ей, что народ страны
Советов – народ мирный, стремящийся к творческому труду. Переходя от недоумения
, удивления и недоверчивости к верному пониманию советской действительности,
Ева Грант приходит к убеждению, что не Советский Союз является поджигателем
войны, а люди, правящие ее родиной, стремятся развязать новую бойню.
Первые
проявления появившегося у Грант сомнения зритель видит в момент беседы ее со
своим старым знакомым Джорджем, корреспондентом радиокомпании
"Глобус". Приподняв штору окна в посольстве, Ева говорит:
- Взгляните,
как хорошо!. Луна. Какая тихая ночь! А эти звезды на Кремле... Как красиво...
И с
нескрываемой злобой, циничный и жестокий (таким очень четко очерчивает артист
В. И. Байков корреспондента Джорджа) подлый шпион в образе журналиста, отвечает
Еве:
- Говорят,
есть люди, которым и луна мешает спать. Я не могу понять этого. Вот что мешает
нам спать спокойно – эти звезды на Кремле.
Пламенные
кремлевские звезды, являющиеся для миллионов простых людей символом мира,
великой дружбы и свободы, в факельщиках войны порождают животный страх и злобу.
Это
улавливает и Ева в голосе Джорджа, и невольно, уже каким-то новым взглядом
окидывает она корреспондента. Артистке удается в этой сцене хорошо выразить
чувство появившейся в Еве настороженности, начало перехода ее от слепой веры в
окружающих к сомнению.
Это сомнение
нарастает под влиянием разговора Грант с секретарем-шифровальщиком посольства.
Артист В. Н. Кисельников с большой выразительностью показал в этом образе, до
какой степени опустошает, растлевает человека западная "цивилизация".
Для этого человекоподобного существа не существует ничего святого. Он идет по
жизни как холодный, бесстрастный наблюдатель. Его ничто не в состоянии взволновать,
удивить, "разве только новая марка на коньяке... ".
Шифровальщик
помогает Еве окончательно раскрыть глаза на людей и события, происходящие
вокруг нее. Ева Грант начинает понимать, какую отвратительную роль выполняют в
Москве ее "соотечественники", какую липкую паутину провокации плетут
огни вокруг старика Каштанова, художника-реставратора.
Сын
художника, майор Каштанов, работает в
Берлине. В доме, где он живет, скрыт с военных лет тайный архив международной
службы гитлеровской Германии. Этот архив является документом, обнаружение
которого раскрыло бы перед всем миром гнусную роль высокопоставленных лиц
страны, чье посольство проживает в тихом московском особнячке.
Чтобы
извлечь этот архив, провокаторам надо задержать майора Каштанова в Москве, куда
он прилетел по делу немки-фашистки Эрны Курциус. Майор ведет следствие по этому
делу.
Из
мастерской художника Каштанова преступники похищают ценнейшую работу великого
русского мастера Рублева, причем обставляют это дело таким образом, будто
художник Каштанов, соблазненный деньгами, сам продал за границу эту величайшую
культурную ценность.
Но происки
шпионов-"дипломатов" терпят поражение. Их карты раскрыты. Выявлена
действительная роль и подлинное лицо каждого.
И когда
советник посольства поручает Еве Грант выступить на пресс-конференции и
рассказать о том, что, якобы, видела она в Испании, в связи с переправленным
будто бы туда архивом, и подтвердить, что ее наблюдения в Москве за жизнью
советских людей говорят о стремлении советского народа к войне. Ева Грант на
пресс-конференции разоблачает истинных поджигателей войны.
М. Павлова с
большой страстностью произносит речь, в которой Грант с исчерпывающей полнотой
рассказывает миру о преступных действиях своих соотечественников и о том, кто
действительно старается разжечь очаг войны.
Навсегда
покидает Ева Грант особняк в тихом переулке. Она говорит:
- Я только
незаметная песчинка... Но если тысячи песчинок попадут в колесо войны – оно
остановится. Для всех честных людей наступил час выбора пути... Я делаю этот
выбор...
С волнением
слушают зрители речь Евы – Павловой – и отвечают на нее дружными
аплодисментами.
Так же
горячо реагирует зрительный зал и на игру актера В. Н. Листопада, который
исполняет роль майора Каштанова. В его образе артист показал отличительные
черты советского человека: твердую волю, убежденность, высокую
принципиальность. Воспитанный Великим Октябрем, майор Каштанов носит партийный
билет не только в кармане, но и в своем сердце. Этого человека никогда не
покидает хладнокровие. И как бы ни труден был тот или иной момент, те или
другие события, он не теряет спокойствия и умело, по-большевистски,
находит нужное решение. Чувство
глубокого патриотизма, уверенность в правоте своего дела помогают Каштанову
всегда оставаться победителем.
Актер В. Н.
Листопад сумел не схематично нарисовать этот образ воина-победителя. Он дал его
в целой гамме человеческих чувств, душевных переживаний. Потому-то майор
Каштанов в сценах со стариком отцом проявляет столько теплоты и нежности.
Прекрасно
проведена сцена случайной, якобы, встречи Каштанова м иностранцами в парке. В
диалоге между советским майором и Джорджем, шпионом из "тихого"
особняка, Каштанов проявляет столько острого сарказма, такие поражения терпит
"дипломат", что зрители не могут удержаться от рукоплесканий.
В исполнении
роли старого художника Каштанова артист Ю. Н. Пасынков очень неровен. В сцене,
когда к нему в мастерскую приходит Ева Грант, актер допускает ненужную
суетливость, нервозность. Чересчур бойким, подвижным старичком рисует его
актер. Старый реставратор, энтузиаст своего чудеснейшего дела – возрождения к
жизни замечательных творений гениальных русских художников – был бы гораздо
более убедительным для зрителя, если б актер показал его более сосредоточенным,
дал его образ в спокойных, эпических тонах, полным мудрости, большой душевной
силы и внутреннего обаяния.
В
последующем акте Ю. Н. Пасынков правильнее воспринимает образ старого художника,
человека, горячо преданного советской Родине, считающего интересы народа,
отчизны своими личными интересами.
Продумана
игра актрисы А. Т. Борисовой в роли Эрны Курциус. Однако внешний облик этой
матерой фашистки следовало бы показать более отвратительным.
Слишком
добродушным и простоватым показан советник посольства артистом Д. А.
Турек-Далин.
Запоминаются
такие персонажи, как экскурсовод Мерцальский с его мутненькой душонкой (актер
В. Н. Куланин), бывший капитан германской армии Рихтер (актер В. Т. Хурда).
В целом
спектакль "Особняк в переулке" – спектакль убедительный, яркий. Его
ценность в том, что он снова и снова говорит о великой, светлой силе нашей
прекрасной Родины, помогает глубже, яснее видеть то, что творят враги мира,
учит нас всегда и везде быть бдительными и зоркими.
И недаром же
спектакль оставляет такое впечатление, которое один из зрителей выразил
словами:
- Я сегодня
как будто яркую, живую лекцию о международном положении прослушал. Поучительный
спектакль! Спасибо за него нашему театру!
Нат.
Болотова".
("Красный
Север", Вологда, 1949, № 202 (14, октябрь), с. 2).
Комментариев нет:
Отправить комментарий