"…Наша Волюшка - божий гостинец -
Человечеству светлый маяк!"
60 лет назад
советские писатели от издания к изданию многое уточняли в своих произведениях:
"Хлеб
и соль"
Новый роман
Михаила Стельмаха
В широко
известных романах украинского писателя Михаила Стельмаха "Большая родня" и "Кровь людская — не водица" правдиво показана революционная ломка старого уклада в украинской
деревне и победа колхозного строя. С этими произведениями органически связана и
новая большая работа писателя — роман "Хлеб и соль", недавно
вышедший отдельной книгой в республиканском издательстве "Радянський письменник" (в переводе на русский язык
роман напечатан в журнале "Дружба народов").
В новой книге
действие происходит в той же полесской местности и в той среде, с которыми
автор знакомил читателем ранее. Но еще более роднит все три произведения
глубокое раскрытие судеб народных, показ решительной борьбы народа за
свою свободу, за социалистические преобразования. В романе "Хлеб соль"
охвачены события очень важного периода — с
начала девяностых годов прошлого столетия до революции 1905 года. Вместе с
двумя другими книгами этот роман даст законченную эпическую картину жизни
украинского села почти за пятьдесят лет, помогает глубже и отчетливее осмыслить
сущность классовой борьбы на Украине в годы, о которых ведется речь в романах "Кровь людская— не
водица" и "Большая родня".
Новая книга
М. Стельмаха — еще один ощутительный удар по тем буржуазно-националистическим,
кликушам, которые и сегодня, укрывшись в заокеанских подворотнях, не перестают
болтать о "едином потоке", "о безбуржуазности" и "надклассовости" украинской нации.
В строгом
соответствии с исторической правдой писатель показывает разные социальные
прослойки, разных украинцев, живших в полесском селе Медвин,— бедноту,
безземельных крестьян и, с другой стороны.— помещиков, кулаков и их прихлебателей.
Непримиримый классовый конфликт с каждым днем все разрастался, и выход из
создавшегося положения наиболее сознательные и мыслящие люди видели только в
продолжении борьбы. "Одно из двух: либо нас не будет, либо барина не
стане"... К такому выводу приходило все больше и больше
крестьян.
Росту их сознательности способствовала большая воспитательная работа, которую
проводил среди бедноты местный учитель-подпольщик, связанный с городскими
социал-демократами.
Многие годы
длилась борьба между беднотой села Медвин и помещиком Стадницким, который
стремился отнять у крестьян последний клочок земли. Много раз тяжбу разбирали в
суде, много раз крестьяне пытались договориться с
паном, но ничего у них не выходило, пока в 1905 году они не вышвырнули пана из его имения.
Главным
героем в романе выступает простой народ: сельская беднота и батраки. Одни из
этих людей сразу же решительно включаются в борьбу (Иван Ярош, Роман
Волошин, Александр Палийчук), другие проходят сложный путь поисков и колебаний
(Марьян Поляруш), но в решающий момент все они объединяются.
В романе
действуют помещик-деспот Стадницкий, помещик-либерал Лисовский, сумасбродный
Варава, прикидывающийся демократом и правдолюбцем.
Тонко
обрисованы типы кулаков — Плачинды, Шмалия, Окуня. Едко высмеяны националистические
краснобаи, подобные Лятошенко, Чернокнижному, которые много
болтают о "прогрессе нации", о "славном прошлом", а на деле верой и правдой
служат эксплуататорам. Отчетливо изображена писателем реакционная роль
религии.
В ходе
борьбы, в ходе многолетней тяжбы крестьян с помещиком раскрывается антинародная
сущность насквозь прогнившего царского строя, ужасное положение народа в
эксплуататорском обществе. В истории села Медвин мастерски отражено положение
крестьян в царской России накануне революции 1905 года.
Динамика
развития исторических событий подсказала автору композицию произведения. В
первой части читатель видит широкую картину крестьянского горя, безвыходное
положение бедноты, вынужденной бросать насиженные места, родные "гнезда" и отправляться целыми семьями на поиски
счастья в Сибирь. Во второй части постепенно нарастает конфликт крестьянской бедноты
с помещиками и кулаками. Этот непримиримый конфликт достигает кульминации в третьей
части, рисующей крестьянское восстание в 1905 году.
В романе
показаны судьбы многих людей, их повседневная жизнь, их взаимоотношения. Широко
использует писатель фольклор, народные предания, умело пользуется богатством и
красочностью украинского языка. Так же, как и в предыдущих своих романах, М.
Стельмах много внимания отдает живописной, чарующей природе Полесья.
Некоторые
существенные для более глубокого понимании всей концепции произведения
образы раскрыты недостаточно полно и обстоятельно. Такое впечатление производит
прежде всего образ революционера Михаила Нагорного, единственного
представителя городского пролетариата. Нагорный, к сожалению,— фигура
эпизодическая. Этим автор лишил себя возможности шире и нагляднее показать
руководящую роль рабочего класса, связь между революционерами города и села.
Мне представляется существенным композиционным просчетом то, что автор
непомерно много места отвел скрупулезному раскрытию всех перипетий в жизни
матерого реакционера попа-доносчика Николая и его молодого коллеги честного
попа Викентия, столь же щедрым описаниям любовных увлечений мечущегося брата
кулака Плачинды и в то же время до крайности скупо обрисовал образ Нагорного.
Не совсем
оправдано и то, что во второй половине книги фактически выключен из активного
действия один из наиболее стойких и решительных борцов — Роман Волошин (он
отправился на заработки в Таврию и возвратился в родное село уже в разгар
восстания).
По своей
фельетонно-информационной манере изложения выпадают из общего плана обстоятельного,
углубленного повествования те главы, в которых показаны чиновничий Петербург,
царский двор.
М. Стельмаха
уже упрекали в том, что он подчас слишком цветисто рисует пейзаж, слишком усложненно-вычурно
строит фразы. Есть этот грех и в новом романе.
Зная, как
настойчиво совершенствовал писатель от издания к изданию роман "Большая родня", можно не сомневаться, что он многое уточнит и в новом своем произведении.
В трех
крупных романах М. Стельмах показал жизнь украинского села в период революции
1905 года, в годы гражданской войны, борьбы за коллективизацию, Великой
Отечественной войны. Автор вплотную подошел к закономерному продолжению
своей эпопеи —к изображению жизни украинского села в послевоенные годы, в наши
дни.
Пожелаем же
ему успехов в дальнейшей работе над эпопеей о судьбах народных!
И. Карабутенко".
("Правда", 1959, № 200 (19, июль), с. 4).
("Правда", 1959, № 200 (19, июль), с. 4).
Комментариев нет:
Отправить комментарий