"… Там вдали над
Вашингтоном
Все темнее
небосвод".
35 лет назад не стояло
в стороне от острой идеологической борьбы советское театральное дело:
"В этом
неспокойном мире
Театр
Никто сегодня не может
стоять в стороне от развернувшейся в мире острой идеологической борьбы.
Телевидение, радио, печать, кино, особенно документальное, театр стремятся
раскрыть ее характер на современном этапе.
Большие возможности в
этом плане заключены в произведениях на темы международной жизни. Однако отдельные
попытки прямого перенесения на театральную сцену документального
материала, связанного с международной тематикой, серьезного успеха в последние годы
не имели.
Одной из наиболее приметных
черт нынешнего московского театрального сезона стали премьеры по пьесам тех авторов,
которые не понаслышке, а по личному опыту знают жизнь за рубежом. Их произведения
разнообразны по охвату жизненного материала, по жанру, по авторскому отношению к
изображаемым событиям. Вместе с тем основные их герои существуют в таких обстоятельствах,
когда их действия, поступки не только характеризуют гражданскую, общественную позицию
человека, но и определяют его личную судьбу.
Принимает яд журналист Марио, не находя иного способа привлечь общественное
внимание к преступным махинациям власть имущих, предательская пуля настигает его
жену Амик — "Монолог на Городской площади" Г. Зубкова.
Погибают от рук главарей
военной хунты врачи, работающие под эгидой Международного Красного Креста —"Этот
странный русский" В. Чичкова. А в "Агенте 00" Г. Боровика дело вообще доходит до... ядерного взрыва.
...В финале спектакля "Монолог на Городской площади" в Новом драматическом театре актеры выходят на авансцену со
страстным призывом к борьбе с миром насилия и зла. Это как бы единение народа на
той площади, где погиб Марио.
В пьесе Г. Зубкова применен
откровенно театральный ход — перед смертью Марио сам рассказывает историю
своей жизни и своей погибшей любви. Мы узнаем, что в свое время он писал фронтовые
репортажи из Вьетнама, встречался с чилийскими патриотами, расследовал убийство
итальянского демократа, а сегодня стремится разоблачить преступные махинации Хозяина,
рвущегося к президентскому креслу. Автору чрезвычайно важна эта реалистическая основа
профессиональной деятельности героя—мы должны воспринять личную драму Марио как
проявление одной из закономерностей жизни буржуазного общества. А история любви
Марио (В. Дьяченко) и манекенщицы Амик (Л. Медведева) показана на фоне суровой социальной схватки.
Спектакль Нового театра
прежде всего сосредоточен на образном воплощении реалий того мира, в котором живут
и действуют герои. Режиссер С. Врагова как бы расширяет пространство площади, с
которой Марио ведет свой рассказ. Огромные часы, по ходу действия распадающиеся
на отдельные сценические площадки, очевидно, намекают на распавшуюся связь времен.
Снуют репортеры и фотографы,
толкутся любопытные, крутятся клоуны, акробаты, мимы. Звучат песни-зонги об одиночестве
человека, о страхе перед окружающим миром, о необходимости борьбы и протеста. В
этой излишне шумной сценической атмосфере действие хотя и обретает внешний динамизм,
но проигрывает в своей лирической сути.
Для пьесы Г. Зубкова, жанр
которой — явная мелодрама, характерен показ мира зла и насилия в первую очередь
через погибшую возвышенно романтическую любовь героев. Ситуаций в драме для того,
чтобы "сыграть любовь", более чем достаточно. К сожалению, Амик и Марио
живут на сцене излишне обособленно друг от друга. Зрелищность спектакля, его подчеркнутая
публицистичность по-своему эффектны, но они как бы отодвигают в сторону чувства
героев.
Драму В. Чичкова "Этот странный русский" Театр имени М. Н. Ермоловой прочитал
в привычной ему манере житейской достоверности. И именно эта стилистика "подошла" пьесе. Основное
внимание режиссер В. Андреев сосредоточил на раскрытии человеческих характеров.
Быть может, пока еще не всем исполнителям удалось достичь той напряженности чувства,
которой требует драматическая ситуация. И потому спектакль порой движется излишне
ровно, как бы сознательно избегая взрыва страстей.
Так уж случилось, что под
одной крышей собрались люди разных национальностей, представители различных политических
и социальных систем,— в госпитале бок о бок с местными жителями работают хирурги
из Советского Союза, США, Франции, Англии. Их положение чрезвычайно сложно—в стране
фашистский переворот. И гуманный долг врача вступает в резкий конфликт с гражданской совестью человека. В этой
ситуации существо характера каждого персонажа обнажается предельно. Мы видим, как
достойно выходит из создавшегося положения американка Джейн (О. Селезнева), как
темпераментно протестует против бесчеловечности
француз Клод (В. Якут), как страх сломил и толкнул на предательство англичанина
Бена (Ю. Комаров). Однако в центре нашего внимания оказывается прежде всего советский
хирург Николай Егоров.
В. Андреев, исполнитель
этой роли, сумел создать характер жизненно достоверный и привлекательный своей непоказной
честностью, совестливостью, бескомпромиссностью.
Спектакль этот звучит негромко.
Грохот уличных боев едва проникает за белоснежные стены госпиталя. Но
жестокость политической борьбы хунты, рвущейся к власти, накладывает свою печать
на сознание людей, вновь напоминая о том, в каком тревожном мире живет сегодня человек,
как велика ответственность каждого за все, что происходит вокруг.
К этой же теме обратился
и Г. Боровик. Он предложил театру политическую сатиру. В пьесе "Агент 00" как бы аккумулированы и выставлены на всеобщее
осмеяние наиболее уродливые гримасы современного империализма. Мы
оказываемся свидетелями
бурной деятельности некоей фантастической "музыкальной" организации, занимающейся на самом деле
разведкой, диверсиями, устройством государственных переворотов и т. п., в чем сильно
поднаторели, как мы знаем, и вполне реальные управления в некоторых капиталистических странах.
Сам жанр пьесы —шоу-буфф
—ее художественная направленность, эмоциональная окраска во многом непривычны для
нашего театра. Они требуют особой сценической формы—убийственно насмешливой и броской
одновременно. И это удалось. В Театре
имени Вл. Маяковского пьесу "Агент 00"
поставил А. Гончаров, известный мастер насыщенного красками и активностью драматического
сценического действия.
Политический памфлет, предложенный
драматургом, да еще облаченный в форму сатирического, почти эстрадного представления,
для своего сценического воплощения потребовал богатейшего арсенала театральных приемов,
истинного артистизма и выдумки. Однако в самой природе шоу-буфф, где по логике сюжета
демонстрируются "соблазны" индустрии развлечения на западный манер, таится
для театра опасность допустить пережим, соскользнуть в невольную эстетизацию того, что предполагает
осмеяние и разоблачение. Грань тут тонкая, и хотелось бы, чтобы театр лучше ее чувствовал,
во всех "рискованных"
эпизодах проявлял и такт, и меру.
Перед актерами режиссер
выдвинул трудную задачу—не только суметь остро и откровенно разоблачить своих героев,
но сделать это так, чтобы с подмостков ни на секунду не исчезли истинная театральность,
волшебное лицедейство игры. В этом спектакле разоблачают, смеясь и танцуя, рождая
чувство гадливости по отношению к своим персонажам
и одновременно подкупая высоким исполнительским мастерством.
Вот Н. Гундарева. Актриса
ненавидит свою Мадам, она смеется над ее потугами быть сверхчеловеком, она резко
выявляет ее моральное уродство и смертельную опасность для всего живого. Но исполнительница
нигде не упустит момента показать чисто женскую
манкость, внутреннюю силу и своеобразную цельность личности Мадам. Пожалуй, артисты-мужчины
(исключение составляет только В. Ильин в роли Агента 00) несколько проигрывают.
Они не столь обжито и свободно чувствуют себя в сверкающем политическом шоу как Н. Гундарева. Тут. очевидно, дает о себе
знать жанр пьесы, который для нашей сцены нов и непривычен.
Итак, пьесу на тему международной
жизни наш театр широко включает в свой репертуар. Как показывает практика сезона,
путь ее освоения у каждого коллектива свой. Приемы брехтовского театра, привычное
течение бытово-реалистического спектакля, театральная фантасмагория, обращенная
непосредственно в зал, прямо к
зрителю... На столичной сцене родились постановки, в жанрово-стилевом отношении
отличные друг от друга. Можно выбрать, кому что правится. Но дело, конечно, не только
в этом. Главное—наша сцена активно осваивает острую, актуальную тему, сумела увлечь
ею зрителя.
Г. Дубасов".
("Правда",
1984, № 161 (9, июнь), с. 3).
Комментариев нет:
Отправить комментарий