"...К
студентам, к героям недавних походов,
Весну-комсомолку с
высокой трибуны
Приветил великий
Учитель народов".
70 лет назад в
советском театре простого и убедительного исполнения требовала роль секретаря
райкома:
"Дом
культуры
"Московский
характер"
Пьеса "Московский
характер" принадлежит к лучшим произведениям советской драматургии. Автору
ее драматургу тов. Софронову присуждена Сталинская премия первой степени. Пьеса
показывает борьбу советских людей за сталинский пятилетний план, за технический
прогресс в нашей промышленности, за победу нового над старым.
Старый мастер
текстильщик Гринев изобрел станок для гравирования рисунков на тканях. Это
изобретение должно сделать технический переворот в текстильной промышленности.
Необходимо заводское изготовление станка. Его может сделать соседний с
текстильным комбинатом машиностроительный завод.
Но директор
завода Потапов не хочет и слышать о заказе на станок. Ему не хочется нарушать
график, ломать хорошо налаженный ритм производства, перестраивать
технологический процесс в цехах.
Потапов –
крупный хозяйственник. Автор наделяет его большой внутренней силой, прямым
твердым характером, энтузиазмом и упорством в достижении цели. В нем
патриотическая любовь к своему заводу, которому он отдает все свои силы и
знания и добивается того, что завод становится передовым предприятием в
столице.
Но Потапов
привык к славе, и она вскружила голову. Все чаще он говорит "мой завод",
"я директор", "я хозяин". Он начинает забывать, что
является всего лишь слугой народа, что хозяин то завода народ, государство. В
заказе на новый станок Потапов не увидел того, что это дело принесет родине
большую пользу. Он усмотрел в нем лишь опасность потерять свою славу.
Северова, горячая
поборница нового, и ее сторонницы: Гринева – жена Потапова, Кружкова – знатная
стахановка и член правительства, повели борьбу с Потаповым, с его косностью и
рутиной. Эта борьба разгорается. Все глубже уходит в свои ошибки Потапов. В
дело, наконец, вмешивается райком партии. В лице Полозовой, секретаря райкома,
мы видим представителя нашей партии – чуткого, принципиального, далеко
видящего. Мы видим руководящую, организующую роль партии в борьбе за сталинскую
пятилетку. В этом глубокая партийность пьесы Софронова.
Партия
указывает коммунисту Потапову на его ошибки, предупреждает, к чему они могут
привести. Потапов сознает ошибки. С прежним энтузиазмом он принимается за
выпуск станков для текстильного комбината. Но не сразу освобождается он от
груза ошибок. Он не понимает и долго не хочет понять, почему его жена,
коммунистка Гринева, на заседании бюро райкома так резко выступила против него,
назвав его "воеводой", а завод "потаповской вотчиной". Так,
с его точки зрения, жена не должна поступать в отношении мужа, главы семьи,
хозяина. И в результате – разрыв с семьей. Потапов совсем перебирается на
завод.
Здесь со
всей остротой встает конфликт между старым и новым в быту, в семье. Гринева
любит своего мужа, но идет против него, потому что для нее дороже всего –
интересы государства. Она стремится вернуть Потапова на верную дорогу – этим
она борется и за право своей любви к нему. В результате мораль коммунистическая
побеждает обывательскую. Потапов признает свои ошибки и "на семейном
фронте".
Пьеса имеет
огромное воспитательное значение. И очень хорошо сделал драматический коллектив
Ханты-Мансийского Дома культуры, поставив на днях спектакль "Московский
характер". Участники спектакля были не профессиональные актеры, а всего
лишь любители сцены. Но со своей задачей они справились. Зритель видит на сцене
правдиво показанную жизнь, спектакль волнует его и заставляет вместе с героями
переживать их радости и горести.
В общей
довольно слаженной игре коллектива следует выделить и наиболее способных
исполнителей. К их числу прежде всего относится тов. Липхарт, играющий роль
Зайцева, подхалима, живущего под девизом: "Нет у меня соображений, у меня
есть директор". Тов. Липхарт понял этого пустого, безыдейного человечка и
изобразил его правдиво.
Роль
секретаря райкома Полозовой просто и убедительно исполнила И. Соловьева.
Подкупает своей простотой, задушевностью, своим прямым, грубоватым характером
старик изобретатель Гринев в исполнении С. И. Уфимцева. Неплохо играли в
спектакле М. П. Калабина (Гринева), А. Ф. Царицына (Северова), И. Прозоров
(Кривошеин). Несколько неуверенна и скованна игра А. Прозоровой в роли знатной
текстильщицы, члена правительства Анны Кружковой.
А вот у тов.
В. В. Кондакова в главной роли Потапова следует отметить существенные
недостатки. Потапов у него получился какой-то вялый. Хотелось бы пожелать тов.
Кондакову глубже продумать эту роль и показать Потапова сильным, волевым
большевиком, опытным и уверенным в себе командиром производства, способным с
помощью партии прямо и решительно исправить свои промахи.
Остается
пожелать драматическому коллективу плодотворной работы в дальнейшем.
П. Фефелов".
("Сталинская трибуна",
Ханты-Мансийск, 1949, № 107 (28, май), с. 2).
Комментариев нет:
Отправить комментарий