среда, 22 мая 2019 г.

"Дежурное звено взлетает, как снаряд..."


"...То лётчики отважные идут на перехват.
Ракеты ждут приказ, смахнув чехлы с плеча,
На пульте управления работа горяча".


30 лет назад в семье советских офицеров не обходилось без уродов:
"МИГ" из Цхакая
К угону реактивного самолета в Турцию
Как уже сообщалось в печати, 20 мая списанный с летной работы военный летчик А. Зуев угнал реактивный истребитель МИГ-29 с аэродрома Цхакая на западе Грузии в Трабзон на черноморском побережье Турции.
Представители Министерства обороны СССР сообщили нам вчера:
— Угнанный самолет поднялся в воздух в 5 часов 39 минут. В 5 часов 46 минут с того же аэродрома, а спустя пять минут — с другого были подняты истребители с целью пресечения угона, что осуществить не удалось в силу незначительного расстояния до государственной границы и скоротечности событий. Около шести часов утра не замеченный, как представляется, турецкими радиолокационными станциями МИГ-29 появился в зоне аэродрома Трабзон, причем летчик якобы на английском языке запросил посадку.
В результате энергичных действий, предпринятых Министерством иностранных дел СССР, достигнута договоренность с турецкой стороной о возвращении советского самолета, получено разрешение на прилет в Трабзон транспортного ИЛ-76 (21 мая в 9 часов 44 минуты этот лайнер совершил там посадку). На борту ИЛ-76 (командир корабля — военный летчик 1-го класса подполковник С. Жбанков) находятся летчики, которым поручено осуществить перегон истребителя. По данным на 14 часов 21 мая, в Трабзоне ведутся переговоры о порядке возвращения. На аэродроме Цхакая работает группа генералов и офицеров, возглавляемая первым заместителем главнокомандующего ВВС генерал-лейтенантом авиации Е. Шапошниковым, которая приступила к расследованию инцидента. По имеющимся данным, сразу же после приземления Зуев обратился за врачебной помощью и сейчас находится в одной из трабзонских клиник...
Мы связались по телефону с командиром авиационной части в Цхакая подполковником А. Антоновичем и его замполитом подполковником В. Довбней. Из коротких рассказов офицеров вырисовывается следующая картина.
В апреле 1989 годе летчик 1-го класса капитан А. Зуев, 1961 года рождения, выпускник Армавирского высшего военного авиационного училища летчиков, был списан с летной работы по состоянию здоровья. В последнее время он жил один, поскольку его жена уехала к родственникам на Украину в связи с предстоящими родами. В ночь на 20 мая Зуев исполнял обязанности дежурного по приему и выпуску одиночных самолетов, то есть был в составе дежурной смены, что связано, в частности, с получением личного оружия. В шестом часу утра Зуев пришел на стоянку дежурного подразделения, охраняемую младшим сержантом Али Чумаевым. Появление офицера на стоянке, естественно, подозрений у часового не вызвало, Зуев неожиданно напал на часового, выхватил затем пистолет и начал стрелять. Чумаев получил несколько пулевых ранений, но нашел в себе силы открыть ответный огонь по бегущему к самолету Зуеву, добраться до домика дежурного звена и сообщить о случившемся. По заявлению сержанта, Зуев получил ранение. Считанные секунды понадобились угонщику для автономного запуска двигателей и взлета.
— Хотелось бы подчеркнуть,— сказал командир полка А. Антонович,— что личный состав части выражает презрение и гнев по отношению к своему бывшему однополчанину, а теперь уголовному преступнику, забывшему и о долге гражданина, и о военной присяге. Общее наше желание —сказать ему это в лицо.
Подполковник В. Довбня добавил:
— Младший сержант Чумаев, комсомолец, уроженец станицы Сторожевая Ставропольского края, находится сейчас в госпитале, ему сделана операция, состояние его здоровья опасений не вызывает. К нам уже приходили его сослуживцы рядовые Андрей Орлов, Валерий Литовкин, Уктам Салимов, другие ребята, спрашивали, когда можно навестить товарища. Наши медики разрешат им сделать это ближайшее время. А родителям Чумаева хочется выразить сердечную благодарность за воспитание мужественного парня.
...Что можно сказать сегодня по горячим следам чрезвычайного, крайне неприятного во всех отношениях происшествия, когда, видимо, еще и у комиссии ВВС не сложилось достаточно полного суждения на сей счет? Читатель вправе спросить: как такое могло произойти? Думается, нет нужды много говорить о справедливом чувстве гнева в адрес угонщика, негодяй есть негодяй. Но вот что хотелось бы подчеркнуть. Практика показывает, что праведный гнев по отношению к преступнику оборачивается иной раз цепной реакцией оргвыводов. Конечно, выводы нужны, кто с этим спорит, и они будут сделаны, разберутся и в личности бывшего советского летчика. В любом случае важно не пойти по элементарному пути "накачек", запретительств, перестраховок.
Наши офицеры (хотя в семье, как говорится, не без урода) — люди высокого долга и чести. Не "зуевы" определяют их лицо. Нам еще долго нужна будет эта профессия — профессия защитника Отечества.
Вчера во второй половине дня советские специалисты осмотрели в Трабзоне истребитель, техническое состояние самолета признано нормальным, на ИЛ-76 было перегружено снаряжение. В 17 часов 29 минут МИГ-29 вылетел из Трабзона и через двадцать три минуты приземлился на родном аэродроме. Спустя полчаса в Цхакая прибыл и ИЛ-76.
А. Горохов,
Г. Кашуба".
("Правда", 1989, № 142 (22, май), с. 8).

Комментариев нет:

Отправить комментарий