"...То лётчики отважные идут на перехват.
Ракеты ждут приказ, смахнув чехлы с плеча,
На пульте управления работа горяча".
На пульте управления работа горяча".
30 лет назад в семье
советских офицеров не обходилось без уродов:
"МИГ" из Цхакая
К угону реактивного
самолета в Турцию
Как уже сообщалось в
печати, 20 мая списанный с летной работы военный летчик А. Зуев угнал реактивный
истребитель МИГ-29 с аэродрома Цхакая на западе Грузии в Трабзон на
черноморском побережье Турции.
Представители Министерства обороны СССР сообщили нам вчера:
— Угнанный самолет поднялся
в воздух в 5 часов 39 минут. В 5 часов 46 минут с того же аэродрома, а спустя пять
минут — с другого были подняты истребители с целью пресечения угона, что осуществить не удалось в силу незначительного
расстояния до государственной границы и скоротечности событий. Около шести часов
утра не замеченный, как представляется, турецкими радиолокационными станциями МИГ-29 появился
в зоне аэродрома Трабзон, причем летчик якобы на английском языке запросил посадку.
В результате энергичных
действий, предпринятых Министерством иностранных дел СССР, достигнута договоренность
с турецкой стороной о возвращении советского самолета, получено разрешение на прилет
в Трабзон транспортного ИЛ-76
(21 мая в 9 часов 44 минуты этот лайнер совершил там посадку). На борту ИЛ-76 (командир
корабля — военный летчик 1-го класса подполковник С. Жбанков) находятся летчики,
которым поручено осуществить перегон истребителя. По данным на 14 часов 21 мая,
в Трабзоне ведутся переговоры о порядке возвращения. На аэродроме Цхакая работает
группа генералов и офицеров, возглавляемая первым заместителем главнокомандующего
ВВС генерал-лейтенантом авиации Е. Шапошниковым, которая приступила к расследованию
инцидента. По имеющимся данным, сразу же после приземления Зуев обратился за врачебной
помощью и сейчас находится в одной из трабзонских клиник...
Мы связались по телефону
с командиром авиационной части в Цхакая подполковником А. Антоновичем и его замполитом
подполковником В. Довбней. Из коротких рассказов офицеров вырисовывается следующая
картина.
В апреле 1989 годе летчик
1-го класса капитан А. Зуев, 1961 года рождения, выпускник Армавирского высшего
военного авиационного училища летчиков, был списан с летной работы по состоянию
здоровья. В последнее время он жил один, поскольку его жена уехала к родственникам
на Украину в связи с предстоящими родами. В ночь на 20 мая Зуев исполнял обязанности
дежурного по приему и выпуску одиночных самолетов, то есть был в составе дежурной
смены, что связано, в частности, с получением личного оружия. В шестом часу утра
Зуев пришел на стоянку дежурного подразделения, охраняемую младшим сержантом Али
Чумаевым. Появление офицера на стоянке, естественно, подозрений у часового не вызвало,
Зуев неожиданно напал на часового, выхватил затем пистолет и начал стрелять. Чумаев
получил несколько пулевых ранений, но нашел в себе силы открыть ответный огонь по
бегущему к самолету Зуеву, добраться до домика дежурного звена и сообщить о случившемся.
По заявлению сержанта, Зуев получил ранение. Считанные секунды понадобились угонщику для автономного
запуска двигателей и взлета.
— Хотелось бы подчеркнуть,—
сказал командир полка А. Антонович,— что личный состав части выражает презрение
и гнев по отношению к своему бывшему однополчанину, а теперь уголовному преступнику,
забывшему и о долге гражданина, и о военной присяге. Общее наше желание —сказать
ему это в лицо.
Подполковник В. Довбня
добавил:
— Младший сержант Чумаев,
комсомолец, уроженец станицы Сторожевая Ставропольского края, находится
сейчас в госпитале, ему сделана операция, состояние его здоровья опасений не вызывает. К нам уже приходили его сослуживцы
рядовые Андрей Орлов, Валерий Литовкин, Уктам Салимов, другие ребята, спрашивали,
когда можно навестить товарища. Наши медики разрешат им сделать это ближайшее время.
А родителям Чумаева хочется выразить сердечную благодарность за воспитание мужественного
парня.
...Что можно сказать
сегодня по горячим следам чрезвычайного, крайне неприятного во всех отношениях
происшествия, когда, видимо, еще и у комиссии ВВС не сложилось достаточно
полного суждения на сей счет? Читатель вправе спросить: как такое могло
произойти? Думается, нет нужды много говорить о справедливом чувстве гнева в
адрес угонщика, негодяй есть негодяй. Но вот что хотелось бы подчеркнуть. Практика
показывает, что праведный гнев по отношению к преступнику оборачивается иной
раз цепной реакцией оргвыводов. Конечно, выводы нужны, кто с этим спорит, и они
будут сделаны, разберутся и в личности бывшего советского летчика. В любом
случае важно не пойти по элементарному пути "накачек", запретительств, перестраховок.
Наши офицеры (хотя в
семье, как говорится, не без урода) — люди высокого долга и чести. Не "зуевы"
определяют их лицо. Нам еще долго нужна будет эта профессия — профессия защитника
Отечества.
Вчера во второй половине
дня советские специалисты осмотрели в Трабзоне истребитель, техническое состояние
самолета признано нормальным, на ИЛ-76 было перегружено снаряжение. В 17 часов 29
минут МИГ-29 вылетел из Трабзона и через двадцать три минуты приземлился на родном
аэродроме. Спустя полчаса в Цхакая прибыл и ИЛ-76.
А. Горохов,
Г. Кашуба".
("Правда",
1989, № 142 (22, май), с. 8).
Комментариев нет:
Отправить комментарий