"...Долга на севере зима,
Тайга и вдаль и вширь".
70 лет назад поднималась уже с четверенек приниженная безродными космополитами литература
советской Сибири:
"За
советский патриотизм в литературе и критике
Вооруженная
историческими решениями большевистской партии по идеологическим вопросам, воодушевленная
героической борьбой и созидательным творчеством советского народа, строящего
коммунизм, наша
советская литература добилась в последние годы выдающихся творческих успехов.
Ее подъем,
ее творческие достижения нашли горячее общенародное признание, стали
гордостью народа, заслужили высокую оценку партии, государства.
Советские
писатели создали в последние годы ряд боевых, проникнутых высокой жизненной
правдой, партийных патриотических книг, ряд новаторских по идее и содержанию,
высокохудожественных по форме произведений в области драматургии, прозы,
поэзии.
Воспитательная
сила нашей литературы состоит прежде всего в том, что она одухотворена
великими идеями коммунистической партии, в том, что она пронизана животворным,
могучим чувством советского патриотизма.
Для
советского писателя нет более благородной и вдохновенной творческой задачи, нет
большего творческого счастья, чем служить своими произведениями интересам
народа, воодушевлять советских людей на созидательный коммунистический труд.
Большевистская
партия, товарищ Сталин делают все для того, чтобы наша советская литература
расцветала, развивалась по пути социалистического реализма. Партия сметает с
пути нашей литературы все препятствия, мешающие правильному ее развитию.
В своих
исторических решениях по идеологическим вопросам партия нанесла сокрушительный
удар по элементам безидейности, аполитичности, по проникновению чуждых влияний
в наше искусство и литературу, направив всех наших творческих работников на
широкую, светлую дорогу служения высоким и благородным интересам нашего народа.
Партия ведет
беспощадную борьбу с безродным космополитизмом и низкопоклонством перед реакционной
буржуазной культурой капиталистического Запада, которые были направлены на
подрыв нашей, самой передовой в мире, социалистической культуры.
Наша
партийная пресса, газеты «Правда» и «Культура и жизнь», разоблачила презренную
антипатриотическую группу театральных и литературных критиков —лазутчиков
чуждой идеологии, разносчиков в нашей стране безродного космополитизма и
низкопоклонства перед заграницей.
Эта
ничтожная кучка отщепенцев и перерожденцев, растленных влиянием буржуазной идеологии,
направляла свое вредоносное оружие против нашей, самой идейно здоровой и
растущей, самой талантливой литературы в мире, против ее новаторского и
подлинно народного направления.
Не любя наш
народ, социалистическую родину, раболепствуя и пресмыкаясь перед буржуазной
культурой Запада, эта шайка безродных космополитов, буржуазных эстетов-формалистов
в конечном счете силилась вытравить из нашей литературы ее самое основное новое
качество, генеральную ее идею — советский патриотизм. Охаивая, шельмуя лучшие,
партийные по духу, патриотические произведения нашей литературы, безродные
космополиты тем самым стремились принизить величайшие успехи нашей
социалистической культуры, нашего боевого советского искусства, нашей
патриотически-страстной литературы.
Гурвичи,
юзовские, альтманы, левины, борщаговские, субоцкие и прочие иудушки-космополиты
своими предательскими выпадами против лучших произведений советской литературы,
своими наглыми попытками опорочить патриотический характер нашей литературы
стремились сбить советских писателей с позиций социалистического реализма. Они
протаскивали самые реакционные, буржуазные взгляды и теорийки, чуждые нашему
народу, нашей культуре, и по существу являлись агентурой самого ярого нашего
врага — англо-американского империализма.
Буржуазный
космополитизм с его отрицанием национальной независимости и самостоятельности
народов, с его теориями мировой «общечеловеческой» культуры и «мирового государства»
является сейчас наиболее подходящей идеологией для англо-американского
империализма, стремящегося к мировому господству и порабощению всех народов
мира. Вредоносное оружие буржуазного космополитизма пускают в ход империалисты
против демократии, против прогрессивных сил мира, против народов, борющихся за
свою национальную независимость и свободу, за победу идей социализма над
идущим к своей гибели капиталистическим строем. Буржуазный космополитизм в данное
время является крайним выражением реакционной агрессивной фашиствующей
идеологии антидемократического, империалистического лагеря.
Космополитствующие
и эстетствующие критики, подвизавшиеся в нашей театральной и литературной
критике, пытаясь принизить, охаять и исказить творческие достижения нашей
советской литературы, тем самым стремились подорвать доверие прогрессивного
человечества к социализму, ослабить морально-политическое единство нашего
народа-созидателя, опорочить священные патриотические чувства советских людей.
И тем самым безродные космополиты, антипатриоты играли своими подлыми вылазками
на руку международной реакции, лили воду на дьявольскую мельницу поджигателей
новой мировой войны.
Вот почему
наша партия, весь наш народ так сурово и гневно пригвоздили к позорному
столбу кучку презренных критиков-антипатриотов. Вот почему так необходимо со
всей непримиримостью и беспощадностью до конца изобличить и разгромить в
корне ядовитые проявления буржуазного космополитизма, эстетско-формалистские
вылазки, в каких бы формах они ни выражались в нашей литературе и искусстве, в
культуре и науке.
Свою неприязнь
к советскому народу и его великим творческим достижениям критики-антипатриоты,
безродные космополиты и буржуазные эстеты злопыхательски выражали в нападках
именно на те произведения нашей литературы, в которых показывались новые черты
советских людей, воспитанных большевистской партией, новые и свойственные
только нашему социалистическому строю жизни стороны действительности. Так
критики-антипатриоты дружно ополчились против партийных, показывающих ведущую
роль партии, идейно полноценных пьес наших драматургов А. Софронова, А. Сурова,
Н. Вирты и других, против патриотических произведений о советских людях Б.
Полевого, С. Бабаевского и других прозаиков, против патриотических, полных живой
жизни поэм А. Недогонова, Н. Грибачева и других.
Вместе с тем,
буржуазные космополиты, гнилые эстеты-формалисты типа Гурвича, Данина с
радостью подхватывали идейные срывы, отклонения от социалистического реализма
в творчестве некоторых наших писателей, стремясь увести их в болото
антинародной буржуазной идеологии. Так, эти эстетствующие критики превозносили,
расхваливали идейно-порочные, декадентско-упадочнические мотивы в творчестве
поэтов М. Алигер, П. Антокольского, О. Бергольц
и некоторых других.
Под видом
критики художественных недостатков и несовершенства формы произведений нашей
литературы, безродные космополиты, эстеты-формалисты протаскивали клеветнические
измышления о якобы художественной неполноценности нашей литературы, при этом
превознося изощренные, лишенные
жизненной правды и силы, формалистические, декадентские образцы современной
буржуазной литературы Запада. Потерявшие связь со своим народом, с родной
культурой, безродные отщепенцы и снобы ориентировали советских писателей на
учебу мастерству не у великих русских национальных классиков, а у зарубежных жрецов
буржуазного искусства. Да и самих наших национальных гениев—Пушкина, Толстого,
Горького, Маяковского — буржуазные космополиты кощунственно, клеветнически
рассматривали лишь как носителей западной культуры, как сумму влияний на них
западно-европейских литератур.
Стремясь
опорочить и вытравить из советской литературы ее патриотические, национальные
черты, безродные критики-космополиты в первую очередь направляли свои
злопыхательские выпады против великой и ведущей для всех советских народов
русской классической и современной советской литературы, против ее очевидного
влияния и на судьбы мировой литературы. Безродный космополит и антипатриот Субоцкий
в своем озлоблении против русского, национального в нашей культуре доходил до
издевательского обвинения нашей
советской литературы в национально-ограниченном, «квасном», патриотизме, в примитивности патриотических
чувств героев нашей литературы.
Зловредно, издевательски
третируя многие произведения писателей народов СССР,
критики-космополиты с особым злопыхательством и пренебрежением относились к
русской советской литературе, развивающейся в областях и краях Российской
федерации.
Одной из
прекрасных особенностей нашей советской литературы является то, что она
растет и развивается повсеместно, во всех республиках, в каждой области, в каждом
крае нашей огромной страны. Основоположник советской литературы А. М.
Горький придавал большое значение росту литературы в областях. Он считал это
«великим культурно-революционным делом».
Отдельные
критики и издательства недооценивали раньше областную литературу.
Это глубоко
возмущало Алексея Максимовича. В 1930 году в статье «О литературе» он
требовал: - «Не игнорировать областной литературы и прессы». На Всесоюзном съезде
писателей в 1934 году он говорил: «Нам необходимо обратить внимание на литературу
областей, особенно Восточной и Западной Сибири, вовлечь ее в круг нашего внимания,
печатать в журналах центра, учитывать ее значение, как организатора культуры».
Благодаря
постоянной заботе, чуткой помощи и направляющему руководству партии,
литература в нашей стране растет всюду, где живет и работает советский человек. Еще
в 1930 году Горький с удовлетворением отмечал: «Если бы я писал отчет о
значительных, книгах, созданных духом революции за десятилетие, — 20-й и 30-й
года, — мне бы пришлось растянуть эту статейку от Эривани до Архангельска, от
Минска до Владивостока через Киев, Харьков, Новосибирск, заглянуть и в Ташкент,
и в Ростов, и во все другие пункты, где более или менее энергично создается новая,
советская литература».
Особенно
успешно начала развиваться литература в областях и краях страны в последние
годы, когда культурный уровень народа еще более возрос и когда партия поставила
задачу создания изобилия духовной культуры. Достаточно назвать произведения
таких писателей, как сибиряка М. Бубеннова «Белая береза», дальневосточника В.
Ажаева «Далеко от Москвы», кубанца С. Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды»,
донбассовца В. Попова «Сталь и шлак».
Кроме этих
книг, ставших широко известными и особенно любимыми народом, в областях
появилось немало других ценных патриотических произведений, получивших
широкое распространение среди читателей. Для примера укажем на такие произведения
писателей-сибиряков, как роман С. Маркова «Юконский ворон», повесть А.
Коптелова «Снежный пик», роман К. Локоткова «Верность», повесть Алексея Кожевникова
«Живая вода», Б. Костюковского «Снова весна», С. Сартакова «Плот идет на
север», романы К. Седых «Даурия», А. Волошина «Земля Кузнецкая», записки майора
И. Падерина «159 дней в Сталинграде», «На берлинском направлении».
Нет нужды
говорить о том чувстве радости, которое вызывает у советских людей бурный рост
литературы в областях. «Каждый успех, — говорил тов. Жданов, — каждое
значительное произведение народ рассматривает, как свою победу».
Но как
относились к этому безродные космополиты? На литературу областей они смотрели
барски-пренебрежительно, всячески пытались принизить ее значение, скомпрометировать
ее в глазах читателей, а писателей, работающих на периферии, - сбить с пути.
Разумеется,
все это они делали, как правило, тихой сапой. Они вели свою темную «работу»
преимущественно по закрытым каналам: доклады на заседаниях различных комиссий
Союза писателей, обзоры на совещаниях по вопросам литературы в областях,
закрытые рецензии, которые им заказывал ОГИЗ, и т. д.
Роман В.
Ажаева «Далеко от Москвы» — одно из лучших произведений советской прозы 1948
года — безродный космополит Ф. Левин квалифицировал, как безидейный роман. На
обсуждении журнала «Дальний Восток» в Союзе писателей Левин
говорил: «Не видно, чтобы автор ставил себе какие-то цели, хотел выразить какое-то
свое отношение к чему-то и решить какой-то жизненный вопрос... Роман в наших
глазах вырождается в описательство... В романе нет большой идеи».
В 1947 году
в советской литературе появилось три романа о студенчестве: «Трое в серых
шинелях» Добровольского, «Университет». Г. Коновалова и «Верность» К. Локоткова.
Все эти три романа заслуживали поддержки, популяризации среди читателей, как патриотические
и нужные народу произведения. Но вот тот же Ф. Левин выступил в марте 1948 года
на совещании редакторов областных журналов и альманахов с обзором журналов «Сибирские
огни» и «Дальний Восток», в котором единым взмахом зачеркнул все эти три произведения.
Сделал он
это довольно «хитро». Назвав роман Г. Коновалова произведением, в котором нет
образов студентов, и обвинив роман Добровольского в том, что он, якобы, имеет
немало недостатков, вплоть до прямых ошибок, Левин противопоставил им роман К. Локоткова, который
де «имеет свои немалые преимущества перед этими книгами о студентах».
«Опираясь»
на роман К. Локоткова, Ф. Левин расправился с произведениями Г. Коновалова и
Добровольского, а потом зачеркнул и роман К. Локоткова, обвинив его, как и роман
Ажаева, в безидейности, в описательстве. «Автору, — вещал Ф. Левин, — нехватает
глубокого философского замысла. Все в нем есть: тема становления нашей
молодежи, тема родины, тема патриотизма».
Да, все это
есть в романе. Но Левина это и не устраивало. Он требовал, чтобы писатель
решал какую-то другую «главную проблему», чтобы в его романе был какой-то
иной «философский замысел».
В 1946 году
в «Сибирских огнях» был напечатан роман Сергея Маркова «Юконский ворон» — об
открытии и изучении русским народом Аляски. Роман появился в дни, когда
американские милитаристы особенно активно, занимались превращением Аляски в
плацдарм для своих империалистических устремлений. Писатель Тихон Семушкин,
один из лучших знатоков нашего Крайнего Севера, написавший великолепный роман
о хищнических устремлениях американских колонизаторов на Севере, дал
следующий, совершенно верный отзыв о романе: «Автор тепло показывает индейцев и
простых русских людей — прямодушных, честных, бескорыстных. Так же
замечательно обрисована плеяда блестяще образованных, просвещенных русских мореплавателей,
стремившихся всем своим существом к
возвеличению своей отчизны... Книга С. Маркова возбуждает в читателе доброе
чувство и глубокое уважение к своим благородным, мужественным русским предкам большой судьбы.
Эта книга патриотична в лучшем смысле этого слова».
Роман С.
Маркова после опубликования его в «Сибирских огнях» был издан в Москве двумя
издательствами: «Главсевморпуть» и «Советский писатель». Но этот патриотический
роман был сразу же встречен в штыки критиком Е. Усиевич. В закрытой рецензии,
«организованной» заведующей сектором художественной литературы ОГИЗа
Гимпелевич, Усиевич пренебрежительно писала, что это «чтиво для благовоспитанных
английских девиц».
Как это
похоже на «отзыв» Ф. Левина о романе Семунжина «Алитет уходит в горы», в
котором Левин клеветнически утверждал, что Семушкин в своем романе продолжает в
образах американцев традиции буржуазного колониального романа.
В той же
закрытой рецензии Е. Усиевич превозносила формалистическое эстетское
стихотворение Л. Мартынова «Наяды», опубликование которого было безусловной
ошибкой «Сибирских огней». Назвав Мартынова «одним из наиболее выдающихся и
интересных наших поэтов», Усиевич заявила, что его заумное формалистическое
стихотворение является «единственным в номере художественным произведением»,
зачеркнув тем самым не только роман С. Маркова, опубликованный в этом номере,
но и талантливую вещь майора И. Падерина «159 дней в Сталинграде», получившую
высокую оценку на страницах «Красной Звезды», и другие ценные произведения
писателей-сибиряков.
Сибирский
писатель А. Коптелов написал повесть «Снежный пик». Известный советский
критик В. Ермилов охарактеризовал ее так: «Это — талантливое, подлинно
художественное произведение. Герои повести — молодежь. Повесть наполнена поэзией
мужества, выносливости, упорства, хладнокровия и дерзкой смелости, красоты и
величия природы... Образ Сталина реет над ними, как вершина всего героического,
волевого, направленного на исследование родины, покорение природы, — это он,
Сталин, воспитал эту молодежь».
Нашей
советской молодежи нужны именно такие повести, которые воспитывают ее бодрой,
верящей в свое дело, не боящейся препятствий, готовой преодолеть всякие
препятствия. Но какое до этого дело литературным снобам! Та же Усиевич объявила,
что ей «неясна мысль повести», в Новосибирской областной газете «Советская
Сибирь» выступил со статьей критик Л. Левин, который, прибегнув к излюбленному
приему шельмования ценных произведений под предлогом якобы их нехудожественности,
заявил, что ни положительные, ни отрицательные персонажи повести А. Коптелова
«не могут быть признаны полноценными образами». Некая Рашевская, разбирая
повесть с эстетски-формалистических позиций, совершенно ее зачеркнула, как
художественное произведение.
Красноярский
писатель С. Сартаков в конце 1947 года опубликовал повесть «Плот идет
на север». Это было одно из первых произведений о послевоенном труде
советских людей. Писатель, горячо любящий и понимающий людей, работающих на
сплаве леса, с настоящим творческим подъемом показал героическую работу
простых советских девушек, которые в очень тяжелых условиях ведут огромный плот
за Полярный круг. В повести есть недостатки. Но в целом это безусловно ценное
произведение. Мы видим в нем хороших советских людей — трудолюбивых, глубоко
проникнутых сознанием своего общественного долга.
Но вот в
«Литературной газете» выступил с клеветническими нападками на нее М. Чарный. «В
этом произведении о женщинах, — нагло заявил он, — нет ни настоящих
женщин, ни удивления перед ними».
В полном
единодушии с Чарным выступил против этой повести и Ф. Левин. В докладе на
совещании редакторов областных журналов и альманахов он заявил то же самое,
что и Чарный, бездоказательно утверждая, что «образы, которые описаны в
повести, ничего интересного собой не представляют».
С критикой
этой повести с эстетски-формалистических позиций выступил и безродный
космополит Зин. Шатров. Редакция «Сибирских огней» допустила ошибку, предоставив
место для этой статьи на страницах журнала в разделе «Трибуна читателя».
Длительное
время на страницах «Сибирских огней» печатался большой роман Константина Седых
«Даурия». Это безусловно значительное патриотическое произведение. Но, как
всякое патриотическое произведение, оно систематически шельмовалось безродными
космополитами, в частности Ф. Левиным. В этом номере журнала мы печатаем
статью П. Фатеева, в которой дается правильная и вполне заслуженная похвальная
оценка романа Конст. Седых.
Критика
журнала «Сибирские огни» длительное время была отдана «на откуп» Ф. Левину,
окопавшемуся в Областной комиссии и в комиссии по критике в Союзе писателей. В
своих многочисленных обзорах и докладах о «Сибирских огнях» Левин требовал,
чтобы журнал равнялся на «прежний уровень». В своих критических, нападках на «Сибирские огни» он
обвинял журнал в том, что он «не поднялся до прежнего уровня». Между тем, этот «прежний
уровень» давно пройден, ориентироваться на него — это значит не добиваться
дальнейшего развития, роста, а пятиться назад. Этого, собственно, и хотел Ф.
Левин. Он старался сбить с правильного пути сибирских писателей, посеять среди них
неверие в свои силы, дезорганизовать их правильное отношение к жизни.
Безродные
космополиты пытались вредить развитию литературы в областях, как мы уже отметили
выше, через «закрытые» рецензии ОГИЗа. Приведем еще один пример. В 1947 году в
Новосибирске вышла книга А. Смердова «В степи Кулундинской». Это
было, безусловно, удачное произведение. Газета «Культура и жизнь» писала о
нем: «Автор ярко и убедительно показывает, как борется Лысенко за высокий
урожай, преодолевает отсталые настроения некоторых колхозников, находит правильный
выход из самых затруднительных положений. В очерке правдиво и убедительно
рассказано о замечательных качествах передовиков колхозной деревни, об их
талантливости, упорстве, их дерзости и творческой инициативе».
А вот мы
читаем в закрытой рецензии ОГИЗа: «Благодарный материал — опыт работы таких
выдающихся людей, как Лысенко и Кривошей, — не получил желаемого литературного
оформления. Автор внес много отсебятины, неудачной выдумки, неудачная
литературщина пестрит в его очерках».
Хороший
очерк Смердова оценен в этой закрытой рецензии, как «литературная тарабарщина».
Мы могли бы
привести еще много фактов о том, как безродные космополиты, пытаясь
сбить областных писателей с правильного партийного пути, восхваляли ошибочные
их произведения и, наоборот, шельмовали или встречали заговором молчания высокоидейные
яркие художественные произведения. Какой хвалебный шум подняли они, когда в
Москву привез рукопись своей порочной повести о дезертире читинский писатель
Б. Костюковский.
Назвав свою
повесть «Совесть», Б. Костюковский поставил в центре повествования «блудного
сына», человека, дезертировавшего из армии в трудные для Родины дни. Это
привело в восторг Субоцкого и Резника. «Вещь Костюковского,— воскликнул
Субоцкий на обсуждении повести в Союзе писателей, — свидетельствует об его одаренности,
смелости мысли». Его опечалило только то, что «о мотивах преступления в повести
рассказано неясно и мало». О. Резник заявил: «Тема совести советского
человека, как основы (?) нашей морали, решена в повести без нажима и многопланово».
И уж, конечно, оба «критика» выразили желание «увидеть эту повесть на страницах
одного из московских журналов».
Б.
Костюковский понял ошибочность своей повести и отказался от ее публикации. Он
написал затем талантливую партийную повесть «Снова весна». Но критики —
космополиты именно это произведение «не заметили».
Для протаскивания
своих антипатриотических взглядов буржуазные эстеты пользовались
страницами и местной прессы и непосредственными «налетами» на местные
литературные и театральные организации. Безродный космополит, блудливый и
изворотливый критикан Бровман, жульнически глумившийся над рядом произведений
советской литературы, удостоенных Сталинских премий, выступил на страницах
«Сибирских огней» со статьей о В. Г. Белинском. Эта статья о великом русском
критике и революционном демократе полна двусмысленных определений или прямо
противоположных марксистско-ленинской
оценке наследства В. Г. Белинского. Так, Бровман, как будто ополчаясь против
прежних исследователей буржуазно-либерального направления, преувеличивавших
влияние на молодого Белинского идеалистической философии Шеллинга и Гегеля,
сам утверждает, что мировоззрение Белинского складывалось не под влиянием конкретно-исторической
русской действительности, а в стремлении его к некоей идеалистической «мировой
философии». По Бровману, далее, следует, что Белинский почти до самого своего
конца находился во власти «сухих эстетических конструкций абсолютного идеализма
Гегеля».
В статье
своей Бровман занимается бесстыдной подтасовкой отдельных ошибочных взглядов
Белинского на искусство, с тайной целью затушевать революционное прогрессивное
значение наследия великого русского критика-демократа. Так, Бровман приводит
одно из высказываний Белинского о «истинной поэзии», где звучит отголосок
идеалистической теории «искусства для
искусства», затем, чтобы вслед за этим безапелляционно заявить, что эти «замечательные
строки сохраняют все свое значение» и для нашего советского искусства.
Редакция
«Сибирских огней» совершила грубую ошибку, предоставив безродному космополиту, буржуазному эстету Бровману страницы журала.
В
Новосибирске некоторое время подвизался оголтелый космополит и «беспачпортный»
бродяга от критики Б. Дайреджиев, ранее оплевывавший, всячески третировавший замечательное
творчество писателя-большевика Н. Островского, а впоследствии хулигански глумившийся
над выдающимися произведениями послевоенной советской литературы. В Новосибирске
Б. Дайреджиев оставил свой грязный след «обзором» творческой, работы сибирских писателей
первых лет войны, напечатанным в альманахе «Огневые дни» (1942 г.). В этом
«кавалерийском налете» Б. Дайреджиев сумел охаять большинство крупных прозаических
произведений сибирских писателей, таких, как «Даурия» К. Седых и др.
Известный и
ранее своими эстетско-формалистическими оценками литературных и
театральных явлений и однако же пользовавшийся большим доверием в критической
секции ССП и ВТО, безродный космополит А. Гурвич несколько лет тому назад
нанес «визит» в Новосибирск. С барским высокомерием и наглым позерством Гурвич
совершил разгромный рейд по новосибирским драматическим театрам,
издевательски ошельмовав все «просмотренные» им спектакли.
После этого
он столь же высокомерно, с апломбом столичного критического «метра»
«расправился» и с новосибирскими писателями. Не затруднив себя даже прочтением
книг, которые он «обозревал», Гурвич, пользуясь своим испытанным «методом»,
изничтожил подряд, одного за другим, всех наиболее творчески активных местных
авторов. А «метод» этот состоял в том, что, предъявляя, якобы, высшие эстетические
требования, он объявлял писателей-сибиряков незрелыми, ограниченными рамками областной
локальности. По Гурвичу выходило, что местные писатели работают где-то за
пределами советской литературы, что их творчество — это «провинция» большой,
настоящей литературы.
По одному
небольшому отрывку из романа А. Коптелова «Когда ковалась победа» Гурвич,
формалистски придравшись к одному— двум стилистическим моментам, дал
уничтожающую оценку всему произведению, посвященному людям сибирского трудового тыла в годы Отечественной
войны.
Критика справедливо
указывала на ряд художественных недостатков этого романа А. Коптелова,
признавая, однако, что автору удалось создать и ряд удачных, жизненно-правдивых
образов советских людей, отразить достаточно ярко некоторые стороны советской
военной действительности, показать хорошо природу Сибири. Гурвич же, не зная
романа в целом, попросту перечеркнул все положительное в его содержании,
снобистски, с издевкой «раскритиковав» все произведение по двум—трем частным
примерам.
Однако,
именно оценка Гурвича долгое время довлела над книгой А. Коптелова, и именно
из-за этого, быть может, писатель-коммунист, постоянно стремящийся отразить
в своих произведениях актуальные, насущные темы нашей советской действительности,
оборвал свой роман об Отечественной войне на первой части и до сих пор к нему
не возвращался.
Этот факт
может служить наглядным примером той вредоносной, ядовитой дезориентации
писателя, какую влекли за собой налеты космополитствующих, эстетствующих
критиков-антипатриотов.
Немало вреда
своими эстетско-формалистическими, дезориентирующими оценками причинили
творческим работникам сибирских театров во время своих мимолетных «гастролей»
критики-космополиты С. Дрейден, Н. Оттен, Фрейдкина и другие, которых
благосклонно поставляло на места для «вразумления» местных театральных
работников Всероссийское Театральное Общество, в котором, как известно, до последнего
времени монопольно орудовали безродные космополиты Юзовский, Бояджиев и другие.
Несомненно
так же, что эти столичные «метры» театральной критики оказали известное
влияние на местные критические силы, что влекло за собой проникновение на страницы местной нашей прессы
идейно порочных, ошибочных оценок театральных явлений.
Собрание
творческих работников литературы и искусства Новосибирска справедливо осудило
грубые ошибки местной театральной критики в оценке деятельности новосибирских
драмтеатров, ошибки ряда рецензий на спектакли, печатавшихся на страницах
газеты «Советская Сибирь». На эти идейно-политические ошибки в театральных
рецензиях Н. Ларионова, В. Лаврентьева, Ю. Шарова еще ранее указывала «Правда».
Так, В.
Лаврентьев в одном из своих критических выступлений в «Советской Сибири» охаял
политически острую, актуальную пьесу Н. Вирты «Хлеб наш насущный», и
постановку этой пьесы в театре «Красный факел».
Преклонение
перед зарубежной буржуазной драматургией и пренебрежение к нашей
советской драматургии имело место и в одной из статей Н. Ларионова. В обзоре театрального
сезона 1946 года Н. Ларионов раболепно, с формалистических позиций
превозносил «театральность, сценичность» пьес иностранных авторов и
приветствовал дружное появление «иностранных гостей» на сценах новосибирских
театров, как свидетельство, якобы, творческого роста театральных коллективов,
относя к «достижениям» театров постановку таких, насквозь
идейно чуждых, изделий зарубежной, буржуазной драматургии, как «Золотой
мальчик» Одетса.
Вредоносные
космополитские, буржуазно-эстетские оценки явлений литературы критиками-антипатриотами
оказывали и прямое влияние на творчество некоторых из наших поэтов, в частности
на Льва Кондырева.
Редакция
журнала «Сибирские огни» в 1946 году ошибочно напечатала стенограмму первого
обсуждения в московской поэтической секции творчества Льва Кондырева. Большинство
оценок в этом «обсуждении» носило явно эстетско-формалистический характер и
укрепляло Л. Кондырева на неверных творческих позициях. Наиболее похвальную
оценку получили стихи Л. Кондырева, страдающие формалистическим штукарством,
откровенной версификацией под образцы декадентской лирики.
Поэт П.
Антокольский, сам, как это справедливо отмечалось в статье Н. Грибачева в
«Правде», в своем творчестве далеко не освободившийся от влияния буржуазного
декаданса, горячо поддержал Л. Кондырева в его формалистических упражнениях,
редактируя его сборники стихов, вышедшие в Москве.
А. Жаров в
рецензии на сборник новосибирских поэтов «Из новых тетрадей» («Советская
Сибирь», за 6 апреля 1949 г.) справедливо указывает, что и некоторые новые стихи
Л. Кондырева на современные темы «покрыты густым слоем декадентской пыли»,
полны эстетско-формалистических изощрений и далеки от жизненной правды.
Собрание писателей
Новосибирска справедливо отметило, что в творчестве Е. Стюарт, создавшей ряд интересных
произведений, еще прорываются в отдельных стихах декадентские мотивы. Эстетско-формалистические
влияния старых поэтических школ имеют место в стихах Н. Алексеева и
сказываются в стихах некоторых
молодых поэтов. Собрание указало на ошибку редактора сборника «Из новых
тетрадей» А. Смердова, пропустившего отдельные идейно порочные стихи в этот
сборник.
Писательская
общественность Новосибирска подвергла суровой и острой критике пьесы Э.
Бурановой. Ее пьесы «Голубиное гнездо», «Петушков младший» были сняты с
репертуара новосибирских театров, как аполитичные, безидейные, извращенно трактующие
некоторые стороны нашей действительности. Однако этот урок, полученный ею
после постановлений ЦК партии о репертуаре драматических театров и о журналах
«Звезда» и «Ленинград», ничему не научил Э. Буранову. Находясь в плену, взглядов
на советскую драматургию, насаждавшихся буржуазными «театроведами» типа
Гурвича, Юзовского, Бояджиева и прочих, Э. Буранова в своем творчестве последовательно
пользовалась ошибочными, чуждыми советской драматургии приемами отображения
советской действительности. В последней своей пьесе «В поисках тигра» Э.
Буранова прибегла к этим приемам, результатом чего и явилось искажение
советской жизни, борьбы советских людей с враждебными влияниями и отсталыми на
строениями некоторой части нашей интеллигенции. Знаменателен в этом отношении и
провал фильма «Драгоценные зерна», снятого по сценарию Э. Бурановой, фильма пустого
и пошлого, сделанного формалистами-постановщиками по рецептуре голливудского
кинохлама.
В литературоведении
было вскрыто достаточно глубоко проникшее влияние буржуазной школы космополита
А. Веселовского. Пагубное влияние Веселовского особенно
сказалось в фольклористике. Примером этого в сибирской фольклористике может служить, например, книга
Н. Баскакова «Алтайский фольклор и литература», изданная в Горно-Алтайске.
Явно буржуазные, космополитские извращения истории развития алтайского устного
народного
творчества в
этой книжке сочетаются с псевдо-научными, извращенными оценками пути молодой
советской литературы Алтая.
Ошибки в
определении истоков народного устного творчества имели место и в книге И.
Парилова «Русский фольклор Нарыма» и во вступительных статьях и комментариях к
сборникам алтайского народного эпоса, вышедшим под редакцией А. Коптелова.
*
* *
Вопросы,
поднятые партийной печатью об антипатриотической группе театральных и литературных
критиков-космополитов, широко обсуждались нашей советской общественностью.
Собрания советской интеллигенции, творческих работников литературы, науки,
искусства прошли во всех областных и краевых центрах Сибири.
Сурово
осуждая группу буржуазных космополитов, орудовавших в театральной и
литературной критике, творческие работники Сибири вскрыли и подвергли острой принципиальной
критике извращения, ошибки и недостатки, имевшие место в театральной и
литературной жизни Сибири.
Сибирские
писатели, литературные критики и все деятели искусства должны сделать для себя
глубокие выводы из выступления центральной партийной печати против группы
антипатриотов в области литературной и театральной критики.
Советский
народ ждет от наших писателей новых высокоидейных и высоко художественных
патриотических произведений. И нет сомнения, что, очистившись от чуждых людей,
эстетствующих клеветников, советская литература, вдохновленная животворными
идеями патриотизма, достигнет новых успехов и создаст новые произведения,
достойные великого советского народа.
Советский
народ хочет, чтобы литературная и театральная критика была достойной великой
литературы, создаваемой в стране социализма. И нет сомнений, что, разоблачая
пережитки буржуазно-эстетских, формалистических теорий, разоблачая безродных
космополитов, орудовавших в области критики, наша партийная патриотическая
критика будет все более укреплять свои позиции и оправдает доверие народа".
("Сибирские
огни", 1949, № 2 (март-апрель), с. 123-129).
Комментариев нет:
Отправить комментарий