суббота, 23 марта 2019 г.

"Чтобы радостней рабочим стало жить на всей земле…"


"…До глубокой поздней ночи
Окна светятся в Кремле".


70 лет назад собственная жизнь была требовательным корректором работы советских кинематографистов:
"Два мира
О фильме "Встреча на Эльбе"
Гр. Александров,
народный артист СССР
"Ушли в прошлое и не вернутся больше тяжелые времена, когда Красная Армия отбивалась от вражеских войск под Москвой и Ленинградом. Ныне наши победоносные войска громят вооруженные силы противника в центре Германии, далеко за Берлином, на реке Эльба".
Эти вдохновенные слова были сказаны в приказе Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина 1 мая 1945 года. Тогда, в радостные весенние дни, на берегах Эльбы Советская Армия, разгромив гитлеровские полчища и предопределив окончательную победу над фашистской Германией, встретилась с войсками союзников.
Это была счастливая братская встреча простых людей Советского Союза, Западной Европы и Америки, одетых в военную форму. Но это было и столкновение представителей демократического мира с представителями мира капиталистического. Два мира встретились на Эльбе – коммунизм и капитализм.
Год тому назад, начиная работу на сценарием картины "Встреча на Эльбе", мы взяли за основу пьесу братьев Тур и Л. Шейнина "Губернатор провинции". Но стремительное развитие в мире острых политических событий заставляло нас непрерывно обогащать сценарий и фильм фактами, расширять и углублять его содержание. Все, что мы использовали в нашей картине, - это проверенные факты, это документы. Здесь нет ни вымысла, ни домысла.
Чтобы правильно изобразить бизонские нравы, мы побывали в Бизонии. Поездка в Германию для личного ознакомления с обстановкой, которую предстояло показать в картине, убедила нас в том, что наши творческие планы были далеки от действительности, ибо то, что вытворяют представители англо-американского империализма в Европе, превзошло все наши ожидания.
Естественно, что массу фактов, увиденную нами, невозможно было вместить в одну картину, продолжающуюся 90 минут. Нашей основной задачей было выбрать самое существенное, самое главное и показать это кинозрителю ясно, просто, убедительно, правдиво и увлекательно.
Жизнь была требовательным корректором нашей работы, международная действительность была нашим редактором.
Идеи советского гуманизма, которые вдохновляли героев Советской Армии в борьбе с германским фашизмом, которые вдохновляют сейчас советских людей в борьбе за единую демократическую Германию, вдохновляли и наш коллектив при создании кинокартины.
Сейчас, в дни острой политической борьбы за мир, которую возглавляет Советский Союз, против англо-американских провокаторов новой войны, каждый советский человек стремится своим участием в этой борьбе помочь делу мира.
Наш съемочный коллектив рассматривал работу над картиной "Встреча на Эльбе" как активное участие советского кино в борьбе за мир, за счастье.
Столкновение политических интересов советского народа, представителей США и различных общественных слоев Германии отображается в фильме прежде всего через три группы действующих лиц. С советской стороны – генерал лейтенант Маслов, военный комендант города Альтенштадта майор Кузьмин и сержант Егоркин.
Главного героя картины, майора Никиту Ивановича Кузьмина мы решили сделать молодым двадцатилетним комсомольцем, и показать его в образе представителя того нового, сталинского поколения советской молодежи, которое расправляет свои орлиные крылья.
Для исполнения этой роли был приглашен молодой, начинающий артист В. Давыдов, недавно окончивший школу Художественного театра. Его биография комсомольца, служившего в Военно-Морском флоте во время войны, во многом соответствовала биографии майора Кузьмина.
Его помощник – сержант Егоркин, советский солдат, добрый и веселый, умный и сильный – по-отечески заботится о молодом майоре. Эту роль исполняет киноартист Б. Андреев.
Члена Военного Совета генерал-лейтенанта Маслова играет артист К. Нассонов.
Артисту М. Названову предстояло исполнить сложную роль среднего американца – майора Джемса Хилла, который многое понял во время войны и особенно после нее. При первой встрече с советским офицером майор Хилл подарил Кузьмину на память американский доллар и написал на нем: "Примите этот американский вездеход, которому нет преград во всем мире". А после того, как он своими глазами увидел, что делают советские люди в Европе, увидел их благородные стремления, Джемс Хилл заменил эту надпись на долларе другой: "Оказывается, в мире есть правда, которая сильнее доллара".
Адъютанта майора – американского сержанта Гарри Перебейногу, родители которого эмигрировали в Америку из царской России, но до сих пор любят и ценят свою родную землю, - играет артист И. Любезнов.
Но не все представители Америки подобны Перебейноге и Хиллу. Большинство из них приехали в Европу как агенты Уолл-стрита, как представители империалистических кругов, как враги прогресса и демократии.
Американский генерал Мак Дермот (В. Владиславский) и его жена (Ф. Раневская) – капиталисты и спекулянты. Они пользуются своим положением для личной наживы за счет побежденного германского народа и руководят в Бизонии крупными спекуляциями и ограблением Германии. Эти образы мы решали в сатирическом плане, высмеивая характерные черты капиталистов-спекулянтов, показывая советскому зрителю отвратительные черты представителей Уолл-стрита.
Более зловещими фигурами американской группы являются сенатор Вудд в исполнении артиста С. Ценина и шпионка миссис Коллинз, которая, скрываясь под именем журналистки Джанетт Шервуд, пытается организовать ряд враждебных Советскому Союзу актов.
Артистке Л. Орловой, известной своим исполнением положительных ролей, на этот раз пришлось поработать над образом коварной американской шпионки. И уже не в комедийном и не в сатирическом плане, а в драматическом Л. Орлова старалась раскрыть антидемократическую, реакционную, опасную для человечества сущность агентов американской разведки, разославшей за последнее время во все концы света своих шпионов типа Джанетт Шервуд.
И хотя во время работы над ролью еще не была опубликована книга Аннабеллы Бюкар, раскрывающая подлые методы американских дипломатов, еще не была разоблачена и выслана из СССР американская шпионка Анна Луиза Стронг, происходящие события давали все же полное основание для создания образа, целью которого является поднятие бдительности советских людей.
Американский капитан Томми в исполнении артиста Э. Гарина должен, по мнению авторов картины, показать стопроцентного янки, оболваненного всей системой американского воспитания.
На примере семьи старого немецкого профессора Отто Дитриха, инженера-оптика, мы намеревались отразить то расслоение, которое характерно сейчас для Германии.
Роль Дитриха имеет большое значение в картине. Вокруг него как представителя немецкой интеллигенции объединяются интересы фашистского подполья и американской разведывательной агентуры.
Старик Дитрих как бы символизирует передовую немецкую интеллигенцию, которая постепенно все больше убеждается в реакционности империалистических намерений "бизонцев" и которая все глубже понимает великую освободительную миссию советского народа, помогающего народам Европы в завоевании демократии, свободы и национальной независимости.
Эту большую и сложную роль исполнил артист, который впервые снимался в кино. Артист Русского драматического театра в Риге Ю. Юровский отныне входит в семью советских киноактеров как новое подтверждение неиссякаемых возможностей развития советского артистического мастерства.
В картине "Встреча на Эльбе" мы старались как можно больше использовать натуру: ездили в далекие экспедиции, чтобы показать современную Германию такой, как она есть, снимали развалины немецких городов, восстанавливающиеся улицы в советской зоне, ночные притоны Бизонии, напоминающие кабаки Аляски во время "золотой лихорадки".
Музыка кинокартины, написанная композитором Д. Шостаковичем, изображает внутренний мир советских людей широкими, русскими привольными напевами. В песне "Тоска по Родине" выражены мысли и чувства наших героев:
"Сердце русское – очень большое:
Вся великая Родина в нем!"
Для исполнения этой песни была приглашена замечательная русская певица Надежда Андреевна Обухова. Со свойственной ей проникновенностью она передает в этой песне те чувства, которые охватывают каждого советского человека, когда он находится вдали от Отчизны любимой.
Стремление к миру слышится в спокойной, величественной музыке "Песни мира".
А на другом берегу звучит иная музыка: дикая, спазматическая, антимелодическая американская музыка. Модный ныне за океаном танец дикарей "Буги-Буги" стал сейчас своеобразным гимном Уорлл-стрита.
И, наконец, в фильм входит антифашистская песня немецкого народа.
Два музыкальных мира, как и два социальных, переплетаются в картине, и музыка отражает внутреннее напряжение и страсти, бушующие в недрах этих миров.
Поэты Е. Долматовский и В. Лебедев-Кумач старались воплотить в текстах песен сущность нашей идеи.
Советский оператор Э. Тиссе стремился к многостороннему и красочному изображению всех событий, пейзажей, человеческих портретов.
Фильм "Встреча на Эльбе" идет на экранах Советского Союза. С чувством большого волнения мы ждем отзыва наших зрителей, нашего народа, чтобы, выслушав это мнение, использовать в дальнейшем для создания новых кинопроизведений".
("Огонек", 1949, № 12 (20, март), с. 12).

Комментариев нет:

Отправить комментарий