суббота, 2 марта 2019 г.

"Светлее солнца светлый ум его..."


"...Он нам пути, как солнце, освещает.
Он нам сердца, как солнцем, согревает
Огромным жаром сердца своего".


70 лет назад у советских людей появилось больше возможностей купить книгу "Сын полка":
"Валентин Катаев
Сила нашего государства
Недавно в одной французской газете была напечатана диаграмма. Которую можно назвать "биографией" франка. Художник графически представил в ней падение покупательной способности французской валюты. В начале диаграммы, относящемся к очень далеким временам, против изображения монеты достоинством в один франк был изображен солидный кусок бифштекса. В конце ее, датированном 1948 годом, - кусочек мяса размером с ноготь. Остроумный автор пририсовал к нему лупу: только с ее помощью и можно рассмотреть эту крупицу пищи…
Не надо было напрягать воображение, чтобы продолжить эту диаграмму далее, за пределы прошлого и даже нынешнего года. Легко представить, как будет падать, съеживаться, терять последнюю покупательную способность французский франк, попавший в хищные лапы доллара. В то время, о каком рассказывал газетный рисунок, во Франции одинокому человеку нужно было пятьсот франков в день, чтобы как-нибудь просуществовать. Я не знаю, сколько их нужно сейчас, и сколько нужно будет через полгода или год. Будет это шестьсот, восемьсот или тысяча франков? Но я знаю, что миллионы французов не получают даже этих пятисот франков.
Я подумал о миллионах изможденных от голода людей, о жилищах, в которых холод и сырость день за днем подтачивают силы живущих, о домах, в которых люди не слышат детского смеха, - дети здесь давно разучились смеяться.
И тогда звериный лик капитализма выглянул из-за газетного рисунка, а круглая монета достоинством в один франк представилась мне символом голода, нищеты и страданий миллионов людей.
Это был франк. А доллар? Что с того, что покупательная способность доллара падает медленнее, чем франка. Но она падает, снижая и без того отчаянно низкий жизненный уровень трудящихся. И где взять этот доллар тому, кто лишился работы и не имеет надежды получить ее вновь: ведь в США с каждым днем увеличивается многомиллионная армия безработных. Нет, доллар не менее, чем франк, символизирует болезни, голод и отчаяние народа.
И вот я читаю перечень товаров, включенный в Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) о новом снижении с 1 марта 1949 года государственных розничных цен. Этот обширный список говорит о том, что все мы с первого марта стали жить лучше, чем накануне.
Нет во всей огромной нашей стране ни одной семьи, которая не оценила бы сталинской заботы советской Родины о каждом своем сыне, выраженной в Постановлении о снижении цен.
И это естественно в стране, которая каждым сыном своим любима, как мать, и к каждому из них относится по-матерински.
… Дело не только в том, что каждый отныне сможет потреблять больше масла или булок, или мяса, или рыбы. И даже не в том, что при новых, более низких ценах на предметы массового потребления, у советских людей будет больше возможностей купить много новых книг или чаще посещать театр. Все это, конечно, важно, но этим не исчерпывается значение того, что провозглашено в Постановлении партии и правительства. Не менее важна и судьба советского рубля – этой единственной в мире валюты, которая никогда не падает и все время повышается в цене. Вспомним, чего только не делали с франком, чтобы удержать его от падения в бездну. Для этого "блокировали" и цены и заработную плату, увеличивали налоги и, наконец, пошли на поклон к доллару. И каждый раз за каждым этим действием один результат следовал неизменно: новые тяготы для трудящихся, новые страдания для французского народа, новое обнищание страны, новые миллиарды на банковских счетах капиталистов. И разве не точно то же происходит с долларом или фунтом стерлингов?
Но не то происходит с нашим советским рублем. Пусть же попробуют потягаться с ним, этим крепнущим молодцом, все старые традиционные валюты капиталистических стран, все эти "платежные единицы" мировой биржи, с каждым днем теряющие свой фальшивый блеск. Напрасно стали бы мы искать в этих валютах их давно уже облезший золотой паритет. Не золотом, а горем и нищетой народов "обеспечены" эти деньги. Этот лежавший на них тяжелый груз и тянет их вниз, он-то и лишает их силы.
А наш советский рубль растет и крепнет во славу могучей социалистической державы".
 ("Литературная газета", 1949, № 18 (2, март), с. 2).

Комментариев нет:

Отправить комментарий