"...Найдёшь жениха по любви, без калыма".
65 лет назад в
СССР огромную роль в деле перестройки сознания играли парторги:
"В
борьбе со старым
Колхозники
казахской артели "Приволье" не хотят больше жить в старых,
глинобитных жилищах. Под руководством председателя колхоза Мухита они берутся
за постройку новых домов. Для строительства нужен строительный лес, много леса.
Но добыть его нелегко. Он растет на горном хребте Тасеген, куда нет хорошей
проезжей дороги. И вот Мухит и девушка-зоотехник Баршагуль, работающая в
соседнем колхозе, ставят в печати вопрос о новой дороге в горы. Их поддерживают
и партийные руководители района и колхозники. Дорога проложена.
Таково схема
событий, положенных в основу романа Габдулы Сланова "Приволье"
(издательство "Советский писатель". 1953. 300 стр.). И писатель сумел
так показать эти события, что в них не ощущаешь ничего надуманного, нарочитого.
Наиболее
привлекательной стороной романа является художественное изображение
национального своеобразия, быта, нравов казахского народа.
Знакомясь с
романом, читатель все время видит живые, самобытные характеры, а не какие-то
интернациональные, умозрительно созданные схемы "передового председателя",
"новатора-зоотехника" и т. п. Этим национальным колоритом, свежим
дыханием жизни привлекает роман.
В романе очень
много сцен, эпизодов и просто тонких и метких наблюдений, переносящих нас в
реальную атмосферу жизни Советского Казахстана. Запоминается сцена, в которой
показано празднование 1 Мая, совпадающее с началом работ на трассе. Г. Сланов
сумел художественно показать, что Советский Казахстан бережно сохранил
национальную форму культуры, наполнив ее новым, социалистическим содержанием.
Автор подробно
описывает национальные игры. Но в этих глубоко национальных по форме играх речь
идет о совсем новых понятиях: о чести родного колхоза, о соревновании. Не
случайно большинство призов выигрывает передовой колхоз "Приволье" –
там и честь колхоза стоит выше, и коллектив дружнее, и кони лучше...
Национальные
предрассудки и отжившие обычаи являются основой многих конфликтов романа – и
прежде всего конфликта между передовыми колхозниками и Саткыном, мелким
спекулянтом и лодырем. В ряде эпизодов автор удачно раскрывает, как Саткын,
пытаясь возродить родовые предрассудки, хочет использовать их в своих корыстных
целях.
На отжившие
предрассудки пробует опереться Саткын и в борьбе против Мухита.
Мухит и
Баршагуль любят друг друга. Но они попадают в атмосферу сплетен и интриг,
которые плетет против них Саткын. Используя в своих интересах старинный обычай,
по которому овдовевшая женщина должна стать женой брата своего мужа, Саткын
подогревает отсталые настроения Сатбалы, требующей, чтобы Мухит, как младший
брат ее погибшего мужа, женился на ней.
То, что
писатель рядом с передовой девушкой Баршагуль нарисовал образ Сатбалы, которая
вся находится во власти предрассудков и которая на наших глазах разрывает узы
этих предрассудков, свидетельствует о правдивом, реалистическом взгляде автора
на нашу действительность. Но автор все-таки не сумел достаточно глубоко и
мотивированно раскрыть перевоспитание Сатбалы, и прежде всего роль парторга
колхоза Калует в этом перевоспитании. А между тем мы хотим видеть в книге не
только показ трудовых подвигов, совершаемых колхозниками, но и жизненно-верное
изображение той глубокой перестройки сознания, которая превращает Сатбалу в
полноправного члена колхозного коллектива.
Г. Сланову
удалось в целом правдиво показать жизнь казахского колхоза. Читателя с первой
же главы охватывает ощущение простора, широты жизни, непобедимости нового,
передового. И хорошо, что это чувство сохраняется до последних страниц романа.
Ю. Либединский".
("Литературная
газета", 1954, № 3 (7, январь), с. 2).
Комментариев нет:
Отправить комментарий