вторник, 25 декабря 2018 г.

"За дождями серыми, за снегами вьюжными…"

"…Наступает солнечный денёк! 
Эх, мы руками ловкими, 
Дружными, послушными
 
Выстроим, да выставим чудо-городок!"
 


70 лет назад в советских спектаклях в непримиримые конфликты перерастали споры:
"Театр
"В одном городе"
Раздвигается занавес. Мы – в кабинете секретаря городского комитета партии. На первый взгляд все, что здесь происходит, - буднично, обыденно, привычно. Идет разговор о реконструкции и благоустройстве города. Вспоминаются письма избирателей в газету, критикующие работу городского Совета. Приводятся как будто незначительные факты: новый сквер обнесен оградой со львами, но в сквере забыли поставить скамейки, на одной из улиц сняли для удобства трамвай, но не заменили его полностью автобусами, кому-то шесть месяцев обещали и не дают квартиру, где-то начали и не закончили ремонт здания…
Но вот между действующими лицами возникает спор: какие дома построить для десятитысячного населения рабочего поселка? Спор перерастает в непримиримый конфликт. Речь уже идет не только о типе жилищ, сроках строительства и сквере без скамеек. Речь идет о тех, кто готовит и утверждает проекты. Речь идет о важнейшей нравственной черте советского деятеля: о чувстве величайшей ответственности перед народом, о нетерпимости к равнодушию, зазнайству, забвению народных интересов и запросов.
Тему и материал для своей пьесы лауреат Сталинской премии А. Сафронов, буквально, выхватил из гущи нашей повседневной жизни. Об этом свидетельствует живой, по-настоящему разговорный язык героев, метко подмеченные черты нашего, непрерывно изменяющегося быта, юмор и закономерность положений.
Ратников – председатель исполкома, утеряв чутье и принципы руководителя-большевика, в своей деятельности ударился в крайность. Решив "осчастливить" в будущем своих горожан и их потомков постройкой гигантских жилищ и площадей, он отвернулся от самых насущных нужд населения сегодня.
Считая себя непогрешимым и незаменимым работником, Ратников легко поддается на лесть и подхалимаж. Этим ловко пользуется в своих темных целях пройдоха и очковтиратель Сорокин – начальник горжилотдела.
В неизбежный конфликт с Ратниковым и Сорокиным вступает целая группа людей, горячо преданных социалистическому строительству.
Действовать так, как подсказывает Горбачеву, Бурмину и Клавдии их совесть и убеждения, помогает им партийный руководитель города Петров.
Эту трудную и ответственную роль ведет актер В. Белов. Трудна она потому, что внешне почти лишена активного действия. Петров – человек новый в городе. По замыслу автора, он еще присматривается к людям, изучает обстановку. Роль его выражена, главным образом, в беседах с людьми. Но за плечами Петрова – большой опыт партийной работы, тонкое знание жизни и людей, на его вооружении – мудрая наука большевизма, сила и острота ориентации. Это позволяет Петрову направить борьбу против Ратникова по глубоко принципиальному руслу, и, в конце концов, помочь участникам конфликта, не исключая и самого Ратникова, поступить так, как этого требуют интересы советского народа, интересы коммунизма. В этом – высшая мораль пьесы, где Петров выступает в роли представителя партии.
В Белов нашел для своего героя, в основном, нужные интонации, правдивые черты. Правда, Белову не совсем удались некоторые патетические места, длинные диалоги, где он нередко с живой, прочувствованной речи сбивается на тон рассуждений и поучений.
Все же его Петров – прост, скромен, душевен с людьми.
Роль Ратникова, сыгранная актером Н. Харченко, пожалуй, крупнейшая удача в спектакле. На сцене – не просто "отрицательный тип", а сложная и противоречивая натура. Где-то глубоко у Ратникова затаились живые чувства, придавленные грузом спеси и тщеславия, косности и отсталости. Он искренне
увлечен своими сумбурными проектами ("Думаю поработать для потомков"), но эти проекты – лишь плоды его тщеславия, стремление к личной славе, и он не замечает, как от них сквозит холодом равнодушия к тем, для кого они предназначаются. Он искренне удивлен и возмущен, когда Петров напоминает ему об этом.
Нужна буря, чтобы встряхнуть Ратникова, и она приходит. Наступает душевный перелом у Ратникова. Но процесс этот идет очень трудно и болезненно – слишком глубока в Ратникове старая закваска. И это очень убедительно, с большим тактом и острой житейской наблюдательностью, шаг за шагом, показывает Н. Харченко. Интересна прощальная беседа Ратникова с Петровым. Она по-большевистски искренна и резка. Ратников получил суровый урок жизни, и Петров очень хорошо формулирует выводы из этого урока. И как поучительны эти выводы! Ратников уезжает за новым назначением в область обновленным человеком.
Привлекателен образ молодой советской журналистки Клавдии (Н. Афанасьева). На долю Клавдии выпал трудный выбор между личными чувствами и общественным долгом. Актриса красноречиво передала драму, разыгравшуюся в душе девушки. Многое и многое смущает ее, когда она пишет разоблачающую статью в газету. Но глубокая внутренняя убежденность в своей правоте заставляет Клавдию принять самое лучшее решение – подлинно партийное решение.
Отчетливо и уверенно А. Руккер рисует образ всегда озабоченного, занятого своими мыслями, энтузиаста городской общественной работы Бурмина. Бурмин умен, проницателен, ясно видит "ратниковский стиль рабооты", остро переживает грубые промахи в работе городского Совета. Однако, он не решается по-большевистски критиковать Ратникова. Удерживает его от этого неверная, в конце концов, беспринципная мысль: не обвинят ли его в подсиживании? Однако, разговор с секретарем горкома партии рассеивает сомнения Бурмина, и он горячо берется за дело.
Полон творческих дерзаний, по-юношески пытлив и увлечен своей работой и борьбой за свои проекты архитектор Горбачев (А. Лошашев).
Очень яркий тип беспринципного деляги, жулика и подхалима Сорокина создал Н. Залетный. Энергичен, принципиален в занятой позиции по отношению к отцу фронтовик Павел Ратников (О. Калинников).
Задушевно сыграла роль матери Бурмина заслуженная артистка РСФСР Е. Баранова.
Не все равноценно в спектакле. Неясен облик жены Ратникова – Евгении Владимировны (арт. Р. Иванова) – человека, по существу, безвольного, не умеющего и не желающего приложить свои знания к делу. Пасынок ее Павел называет мачеху бездельницей и, нам думается, эта характеристика остается в силе до занавеса, хотя автор пытается как-то оправдать Евгению Владимировну.
Театру следовало бы ясно выразить свое отношение к этому образу.
Не взяты нужные темпы, не обострены положения в первой картине, и она производит впечатление вялости и раскачки. Хотя постановщики пробуют здесь прибегнуть к некоторым иллюстративным приемам (например, гроза в финале), все же скрытые возможности фабульной завязки пьесы в полной мере не исчерпаны.
Однако в целом постановщик-режиссер Д. Хадков, художник и актерский коллектив сумели раскрыть основные характеры и идею пьесы, заинтересовать и по-настоящему взволновать зрителя. Налицо – спектакль, который серьезно, в художественно-правдивых образах подымает и решает злободневнейшие вопросы советской, коммунистической морали, вопросы долга и ответственности нашего человека перед социалистическим обществом.
Ин. Луговской".
("Восточно-Сибирская правда", 1948, № 252 (22, декабрь), с. 3).

Комментариев нет:

Отправить комментарий