"...Всё тот же Лир, или Отелло,
Иль из Венеции еврей".
60 лет назад спектакли
советских театров доносили до зрителя идеи все новых и новых пьес А.
Корнейчука:
"Театр
"Почему
улыбались звезды"
Спектакль
Иркутского драматического театра
Спектакль
Иркутского драматического театра хорошо доносит до зрителя идею новой комедии
А. Корнейчука "Почему улыбались звезды". Звезды улыбались
выздоровлению и возрождению тех, кто ошибался, сияли, глядя на торжество,
победу красоты и правды, они смеялись над духовными уродами, эгоистами и
обывателями, пошлыми, маленькими людьми. Верно уловив авторский замысел,
проделав большую творческую работу по его сценическому воплощению, режиссер Л.
Н. Иванов и коллектив артистов театра создали спектакль, который смотрится с
интересом.
...В жаркий
летний день на даче заслуженного деятеля искусств, лауреата, архитектора
Барабаша собираются знакомые и друзья, чтобы полюбоваться на новую картину,
доставленную директором музея Шпаком. А когда опускается на землю воспетая
поэтами украинская ночь, под ее покровом разгораются человеческие страсти,
открываются пороки мелких, пошлых людишек, борются за высокие идеалы те, кто
живет и творит во имя нового.
Дочь Барабаша
Ольга убеждается, что Тимофей Шпак – ничтожный, жалкий и пошлый человек и
возвращается к другу детства и юности хорошему юноше Юрию. Жена архитектора
Клеопатры, взбалмошная и недалекая женщина, непомерно гордившаяся своим
происхождением, узнает, что дед ее совсем не адмирал, и на наших глазах
превращается в достойную внучку боцмана. Разоблачен и арестован проходимец и
жулик Шпак, а обманутый им Барабаш прозревает и горько кается.
Комедийно-сатирическая
линия пьесы переплетается с лирическими мотивами, утверждающими благородные
черты положительных героев. Это истинно народная линия представлена работницей
шелкового комбината членом горкома партии Катериной Бессмертной и ее сыном
студентом Юрием, домашней работницей Оксаной и пенсионером столяром Моржом,
профессорами Хмарой и Погодой. Все эти красивые своим внутренним миром люди, но
и в пьесе и в спектакле они как-то уж слишком терпеливы к безобразиям компании
Шпака и Барабаша. Они мало активны, а некоторые из них находятся вне действия
пьесы, и требуется большое мастерство актера, чтобы раскрыть характер своего
героя, сделать его действенным.
Именно такая
трудная роль досталась артистке А. А. Скомороховой, которая создает интересный
образ Катерины Бессмертной. Принципиальность коммунистки и поэтическая
женственность, светлый ум и чудесный жизнеутверждающий юмор видим мы в этом
характере. И пусть спорна и неестественна та форма, в которой автор пьесы дает
возможность говорить ей с Барабашем и Шпаком полным голосом, - артистка
проводит эту сцену, как и всю роль, с большим тактом, тонко и остроумно.
Очень важен в
спектакле образ старого рабочего пенсионера Моржа (артист А. И Руккер). Веселая
душа, большой ум и чуткое сердце у этого замечательного представителя народа.
Интересно, что именно Морж произносит заключительную реплику в пьесе: "...Шкипидарить
нужно, крепко шкипидарить, чтобы душа сверкала, как солнце. А?.."
Думается, что артист А. И Руккер несколько обеднил задуманный автором образ. В
его исполнении Морж, прежде всего, "насквозь пропитан спиртом". В
первой сцене артист явно переигрывает, соблазнившись возможностью изобразить
выпившего человека. Хотелось, чтобы во всем облике Моржа, проникнутом чисто
народным юмором, определеннее бы рисовалось чувство собственного достоинства,
сознания своего морального превосходства над горсточкой людей, зараженных
тщеславием и корыстью.
Хороша в
исполнении артистки Д. В. Поповой дочь Барабаша – Ольга. Одухотворенная,
мечтающая о подвиге во имя Родины, она горько переживает первое разочарование в
жизни, самое тяжелое разочарование в близких людях. Комсомольская страстность и
непоколебимая убежденность звучит в словах Ольги Поповой, когда она говорит
Тимофею Шпаку (артист А. Н. Козачек) о служении народу. От гнева и презрения
дрожит ее голос, когда она, поняв молодого Шпака, навсегда расстается с ним.
Жаль только, что художник по костюмам Г. И. Лирская решила здесь несколько "поправить"
автора. Вот, например, первое появление Ольги. Она вся светится от счастья, она
какая-то солнечная, и костюм ее должен подчеркивать это. В белом хочется видеть
Ольгу. Ее костюм в спектакле явно не тот.
Удачно
гармонирует игра Д. Поповой с хорошим исполнением роли Юрия (артист В.
Манихин), который воплощает лучшие душевные качества нашей передовой молодежи.
Юрий очень молод, но это сложившийся характер, романтик, оптимист, страстно влюбленный
в жизнь, в Ольгу, не собиравшийся отдать свое счастье какому-то проходимцу.
Именно таким мы и видим Юрия на сцене.
Приятное
впечатление оставляет сдержанная игра артиста К. Г. Юренева. Его профессор
консерватории Хмара красив и благороден. С гордостью вспоминая своих братьев
рабочих-котельщиков, давших ему образование, серьезно и просто говорит
Хмара-Юренев об ответственности молодого поколения.
Привлекателен
образ старого интеллигента Погоды, роль которого исполняет заслуженный артист
РСФСР А. А. Павлов. Это поэтическая, светлая натура. Однако в образе Погоды
зритель не видит характерных качеств ученого, а ведь перед нами профессор
университета, воспитавший не один десяток физиков.
Все эти
по-настоящему советские люди прямо или косвенно связаны с людьми иного
морального уровня, глядя на которых не улыбаться хочется, а горько задуматься.
Наиболее интересным и сложным представляется нам образ Барабаша. Нет, ни одной
черной краской рисует его А. Корнейчук. Верно поняв авторский замысел, тонко и
умно исполняет эту роль артист А. М. Ланганс. Внешне приятный, интеллигентный,
неглупый человек, увлеченный своей работой. Барабаш не понял и не принял то
большое и новое, что властно вошло в нашу действительность и потребовало от
некоторых людей, коммунистов многое пересмотреть и изменить в своей жизни и
деятельности. Хорошо проводит артист заключительную сцену, требующую уже
сатирических красок, когда Барабаш, обращаясь к зрителю, произносит полный
иронии и желчи по отношению к себе монолог: "Правда, яркий характер, а?
Самодовольный, черствый, ожиревший хам. В люди вывели пастушка, а он забыл все,
даже мать родную... Сам себя, дурень, в осла превратил"...
Удачен образ
директора музея Шпака, созданный заслуженным артистом РСФСР А. Н. Тишиным.
Перед нами нагло-самоуверенный, зазнавшийся авантюрист, жулик, которому нет
места в советском обществе. Этот двурушник по своей природе ловко носит маску
знатока и любителя искусства, дурачит недалеких людей.
Мастерски,
сочно исполняет заслуженная артистка РСФСР Р. Ф. Юренева роль жены Барабаша
Клеопатры Гавриловны. Хорошо проникнув в сущность этого пустого, взбалмошного
характера, она сатирическими штрихами, в гротесковом плане рисует образ.
Особенно удачно проводит артистка сцену "боцманского бушевания".
Духом
обличения проникнуты в спектакле образы Петра, Тимофея, Лили Хомуток – этих
людей с растленной моралью, взятой напрокат из буржуазного мира. И два
студента, возомнивших себя "свободными индивидуумами", и незадачливая
артистка, и одесская авантюристка – все они вызывают у зрителей резкое
осуждение, иногда смех – очень уж жалки они в своих потугах на оригинальность и
порядочность. Убедительна игра артистов С. А. Озеровой (Лиля Хомуток), А. Н.
Козачек (Тимофей), И. И. Налетова (Петр), заслуженной артистки УССР Е. П.
Исаевой (Бакун).
Образ типичной
мещанки – жены профессора Погоды Зинаиды Николаевны – рисует артистка М. Ф.
Агаджанова. Это она, Зинаида Николаевна, мещанка до мозга костей, ослепленная
материнской любовью, воспитывала духовного урода, балуя и удовлетворяя малейшие
прихоти своего единственного сына. Однако исполнительница не использует до
конца возможности, заложенные в этой комедийной роли. Выразительные средства
артистки несколько однообразны.
Большей
остроты хотелось бы от исполнителя роли Однолюба – артиста А. А. Озерова.
Однолюб у него слишком уж дряхлый и вызывает только брезгливость и жалость.
Кажется, что здесь нужны более сатирические краски.
Надуманным, на
наш взгляд, является в пьесе образ Матильды Андреевны Край, неожиданно
превращающейся из обаятельной и даже легкомысленной женщины в... капитана
милиции. Очевидно, перед артисткой В. С. Отвага встали большие трудности при
исполнении этой роли. Не потому ли проводит она ее часто внешними приемами, без
внутреннего проникновения в характер, который зрителю остается неясным?
Несколько слов
о декорациях. Здесь, думается, сделано далеко не все. Увядшая зелень на сцене,
лиловый месяц не помогают передать радостную украинскую природу, не создает должного
настроения.
Хорошо, что в
спектакле много музыки и песен, придающих ему мягкое, лирическое звучание,
дополняющих характеристики действующих лиц.
В целом
постановка пьесы А. Корнейчука "Почему улыбаются звезды" – заметное
явление в театральной жизни города.
Н. Кузнецова,
кандидат
филологических наук".
("Восточно-Сибирская
правда", 1958, № 262 (5, ноябрь), с. 3).
Комментариев нет:
Отправить комментарий