четверг, 15 ноября 2018 г.

"Нас несут лыжи быстрые далеко-далеко..."

"...Вьется пыль серебристая высоко-высоко!"


65 лет назад советское кино силой реалистического искусства беспощадно разоблачало двуногих хищников:
"Кино
"Серебристая пыль"
"Серебристая пыль". Сценарий А. Якобсона, А. Филимонова. Постановка А. Роома, главный оператор Э. Тиссе, художник А. Уткин. Производство Ордена Ленина киносудии "Мосфильм", 1953 г.
Длинная блестящая машина остановилась у подъезда. Из машины вышел высокий, сутуловатый человек в форме американского генерала. На груди у него ряды орденских колодок. Какие подвиги совершил генерал, в чем его заслуги?
…Короткая беседа – сделка со своим шефом и снова – шоссе. Теперь уже машина мчит двоих – рядом с генералом грузный штатский, лицо его надменно и решительно. Эти двое торопятся. Скорей! Скорей!
Минуя бесконечное количество реклам "Кока-Кола", маленькие города, где суетливые полицейские готовятся разогнать очередной митинг борцов за мир, машина, наконец, достигает цели. И вот приезжие уже в "лаборатории смерти" знаменитого ученого.
Зачем они здесь? Что это за люди?
Зрители нового цветного художественного фильма "Серебристая пыль" получают на эти вопросы исчерпывающий ответ.
Силой правдивого, реалистического искусства фильм беспощадно разоблачает американских двуногих хищников – бизнесменов, ненавидящих все живое, прогрессивное и поклоняющихся только одному богу – доллару.
Самуэль Стил (арт. М.Болдуман), тот самый "ученый", к которому так спешили два соратника по грязным делам, работает над изобретением серо-серебристой пыли – страшного оружия массового уничтожения людей. Как отвратителен этот выродок буржуазной науки, когда с явным удовольствием демонстрирует перед гостями действие своего изуверского изобретения на человекоподобной обезьяне. Как циничен он, когда подсчитывает в записной книжке, сколько должен получить долларов за свои "труды". Даже в трагические для Стила моменты – в час гибели его сына Гарри, случайной жертвы серебристой пыли, и в предсмертный час самого профессора – зрители не испытывают к нему ничего, кроме отвращения.
Чувство омерзения и ненависти вызывают и два других представителя мира бизнесменов и убийц.
Эптон Брюс (арт. В. Белокуров), директор крупнейшего американского Южного треста, финансирует Стила. Серебристая пыль сулит Брюсу огромные прибыли. Вот почему он готов на все, лишь бы ускорить экспериментальные работы. Это по его, Брюса, указке шериф города состряпал нелепое обвинение против шести негров – сторонников мира. Нет, на сейраз негры не будут отданы в руки ку-клукс-клановцев и не попадут на электрический стул. Им уготована иная участь – стать "подопытным материалом" для Стила. У господ брюсов и стилов не дрогнет рука, их черная совесть спокойна.
Генерал Мак-Кеннеди (арт. Р. Плятт), на первый взгляд, мягче чем его соучастники. Но это только кажется. Генерал такой же убийца и гангстер, как и они. Артист играет очень остро, хотя и очень остро, хотя и в сдержанных тонах. Он убийственно логично ведет Мак-Кеннеди к его поражению. Вот генерал со сладострастием садиста наблюдает страдания подопытной обезьяны. Вот он, трясясь от страха, прикрывшись подушкой, докладывает по телефону своему хозяину в Вашингтоне о неудачной попытке перекупить у Стила его препарат – профессор запросил невероятную сумму.
Мак-Кеннеди есть чего бояться. Он действует в двух лицах: с одной стороны, выступает помощником Брюса, с другой – представителем конкурирующего с Брюсои Восточного треста. Совесть, честь, порядочность – это не для "деловых" людей. Важно только одно: побольше "заработать".
Глубочайшие противоречия, раздирающие лагерь империалистов, царствующий там "закон джунглей" составляет одну из центральных тем нового фильма.
В своей смертельной схватке хищники пускают в ход все средства. Для "обработки" Стила Восточный трест действует с помощью шантажа, играет на мистицизме ханжествующей супруги профессора, подкупает его помощника бывшего гитлеровского офицера Курта Шнейдера, который в свою очередь "воспитывает" младшего сына Стила ку-клукс-клановца Гарри. Наконец, когда все средства исчерпаны, Мак-Кеннеди идет на последнее – он пытается силой вырвать у профессора секрет производства серебристой пыли.
В результате всех махинаций жертвой "закона джунглей" оказываются сами гангстеры. Заключительные сцены фильма звучат символически – на одном диване, точно на скамье подсудимых, сидят три озлобленных перепуганных шакала: Брюс, Мак-Кеннеди, Шнейдер, а напротив в кресле спит вечным сном, связанный "друзьями" по рукам и ногам, профессор Стил. Все они – обвиняемые.
Обвинители – честные люди, истинные патриоты Америки. Это пасынок Стила, бывший офицер американской армии Аллан О'Коннел, (арт. Н. Тимофеев), сильный, волевой человек, непримиримый борец за мир. Это его сестра Джен (арт. В. Ушакова) и их друзья. За спиной у этих людей – старый доктор Армстронг (арт. А. Ханов), открыто вступивший в борьбу с "сильными мира сего", миллионы простых американцев, желающих жить честно и мирно.
- Вы закончите свои дни на виселице по суду народа! – эти слова Аллана – приговор всему лагерю поджигателей новой бойни, лагерю гангстеров и бизнесменов.
Борьба двух лагерей – сторонников мира и империалистических хищников – другая ведущая тема фильма. Жаль только, что линия борцов за мир удалась в фильме меньше, чем его разоблачительная сторона.
Новое произведение киноискусства радует превосходной работой постановщика, большинства актеров, художника. Изобретательно, с большим мастерством оформлены сцены в лаборатории. Вся атмосфера в этом "доме смерти" вызывает давящее, тяжелое чувство. Сильное впечатление оставляет сцена готовящегося линча.
"Серебристая пыль" – правдивый фильм большой обличительной силы.
В. Лещев".
("Восточно-Сибирская правда", 1953, № 271 (15, ноябрь), с. 3).

Комментариев нет:

Отправить комментарий