"…Всё музыка дальняя слышится мне.
И арфы
рокочут, и скрипки поют -
От музыки волосы дыбом встают".
От музыки волосы дыбом встают".
70 лет назад
любой замечательный советский фильм легко могла испоганить грубая, трескучая,
невыразительная музыка А. И. Хачатуряна:
"Кино
"Русский
вопрос"
В конце 1946
года вышла в свет пьеса лауреата Сталинской премии Константина Симонова
"Русский вопрос". Пьеса получила высокую оценку всей демократической
общественности и вызвала злобную травлю со стороны поджигателей новой войны.
Антисоветская
политика американской долларократии, направленная на развязывание новой войны,
сбросила последние фиговые листки и предстала перед миром во всей своей
отвратительной наготе. Многое из того, чего не было еще видно в 1946 году,
стало явным в 1947 году. И сценарист-постановщик фильма "Русский
вопрос" Михаил Ромм (производство киностудии "Мосфильм")
правильно заострил, сделал более открытой ту подлую игру, которую ведут
макферсоны и гульды по команде своих хозяев.
Один из
персонажей фильма – Престон, редактор иностранного отдела газет Макферсона, с
циничной наглостью формулирует претензии своих хозяев: "Америка делает
теперь большую политику. Нам нужна Европа, нужны Балканы, нужен Дальний Восток
и Ближний Восток. Нам нужны все моря, все заливы и проливы, все острова и все
полуострова, все закоулки и переулки всего мира, нам нужна война, а для войны
нужна плохая Россия. Все, что ты читаешь теперь, в сорок шестом году, это
детский лепет, ты почитай нашу газету через год, через два: тебе покажется, что
дух Геббельса редактирует ее".
Политика
дипломатии Вашингтона – точный слепок предвоенной деятельности Берлина.
Недаром откровенный профашист Гульд солидаризируется со своим "берлинским
другом" Гитлером: "Немцы ошиблись только в одном, - говорит он, - они
считали высшей расой себя, а высшая раса, это мы, англо-саксы... " Гульд
торопится начать "предупредительную войну против коммунизма", ведь
коммунисты "уничтожают капитализм".
Нет той грязи,
которую не пытались бы вылить на Советский Союз и советских людей макферсоны и
гульды. Нет предела лжи и бессовестной инсинуации по адресу страны социализма,
который бы они не пропагандировали со страниц своих многочисленных газет.
"В этом русском вопросе не может быть середины", заявляет Макферсон.
Гарри Смит –
честный средний американец. Он был корреспондентом в СССР во время войны, он
видел героизм и страдания советского народа и честно писал об этом. Книга о
Советском Союзе, написанная Смитом в 1942 году, имела большой успех, так как он
писал там правду. Это-то и заставляет Макферсона решиться послать его вторично
в СССР, чтобы Смит написал клеветническую книгу "Почему русские хотят
войны". Тогда читатели, знающие Смита, как правдивого человека, поверят
клевете.
Макферсон не
учел одного. Он мерил Смита по собственной мерке беспринципности и продажности.
Но Смит – честный человек. Встречи с советскими
людьми, их напряженный труд, необычайный подъем, с которым ликвидируются в
нашей стране страшные разрушения, нанесенные войной, демократические идеи,
движущие десятками миллионов, укрепляют Смита в убеждении, что русские не хотят
войны.
Вначале, после
возвращения, он пытается написать "полуправду", идти "по самой
узенькой дорожке" между честностью и ложью. Он знает, что сказать правду –
значит лишиться материального благосостояния, а Смит "уже не в том
возрасте, когда рискуют заурядным счастьем иметь жену, дом и чековую
книжку". Но правда побеждает: Смит пишет честную книгу и лишается всего.
Джесси, развращенная окружающим ее продажным буржуазным миром, оставляет мужа.
Дом, мебель, автомобиль, купленные в рассрочку, уже не принадлежат Смиту, ни
одна газета не решится поместить его статей, ни одно издательство не напечатает
его книги. Это расплата в "свободной" Америке за правду. Но Смит,
решив бороться до конца против империалистов, находит путь к своему народу. Он
ездит по США и выступает на митингах. Простые люди Америки – те, кто не имеет
своей прессы – с ним, они хотят жить в Америке Линкольна и Рузвельта и ведут
войну против самых страшных врагов демократии – Америки Херста и Макферсона,
Америки Уолл-стрита и откровенного фашизма.
Прост и убедителен
вывод, к которому приходит Гарри Смит:
- Говорят, что
русские хотят войны. Это – ложь. Русские не хотят войны. Войны хотят дельцы с
Уолл-стрита. Говорят, что Америка сильна... Да в Америке хватит сил, чтобы
свернуть шею своим собственным поджигателям войны!
"Русский
вопрос" – боевой, правдивый фильм. В нем ярко показана и та
закономерность, которая ведет Смита и вместе с ним миллионы простых людей в
лагерь антиимпериалистов.
Игра артиста
В. Аксенова (Смит), определяет во многом успех фильма. Артист создал Смита
таким, что с первого появления его на экране зритель верит каждому его слову,
каждому его жесту. В правдивом образе рядового американца он показал судьбу
одного из миллионов.
Вдумчиво и
талантливо играют свои роли артисты Е. Кузьмина (Джесси), Б. Тенин (Боб Морфи),
М. Астангов (Макферсон), М. Названов (Гульд) и другие.
К сожалению,
музыка фильма, написанная композитором А. Хачатурян, груба, трескуча и
невыразительна. Она ни в какой мере не помогает, а, напротив, затрудняет восприятие фильма.
Фильм "Русский
вопрос" – большая победа советской кинематографии. Этот фильм учит, как
нужно "смело бичевать и нападать на буржуазную культуру, находящуюся в
состоянии маразма и растления" (Жданов). Советский зритель, просмотрев
фильм, убедится в том, что будущее Америки – в тех, кто идет в одном строю со
Смитом, в Америке Линкольна и Рузвельта, а не Херста и Трумэна.
Советское
правительство и общественность высоко оценили фильм, наградив его постановщика
и ряд участников Сталинской премией.
Г. Дмитриев".
("Советский
Сахалин", 1948, № 97 (24, апрель), с. 3).
Комментариев нет:
Отправить комментарий