"…Так политрук закончил речь свою.
И танк повел, чтобы геройским делом
Свою беседу подкрепить в бою".
Свою беседу подкрепить в бою".
65 лет назад в
СССР очень просила дать ей по шапке редколлегия журнала "Новый мир":
"О
романе В. Гроссмана "За правое дело"
Ниже
печатается присланное для опубликования в "Литературной газете"
постановление редакционной коллегии "Нового мира", подписанное
главным редактором журнала А. Твардовским и членами редколлегии Ан.
Тарасенковым, В. Катаевым, К. Фединым и С. Смирновым.
"В №№ 7,
8, 9, 10 журнала "Новый мир" за 1952 год была опубликована первая
часть романа В. Гроссмана "За правое дело". Это произведение
подверглось критике в ряде писем читателей, на обсуждении, проведенном в
редакции журнала 21 февраля с. г., на читательской конференции в ЦДСА, а в
последнее время на страницах "Правды" (статья М. Бубеннова),
"Коммуниста" (статья А. Лекторского) и "Литературной
газеты" (редакционная статья).
Редколлегия
журнала "Новый мир" считает, что эта критика вскрывает серьезные
идейно-художественные пороки романа В. Гроссмана, посвященного ответственнейшей
теме Сталинградской битвы.
Исходя из
глубоко неверной, "доморощенной" философской концепции, В. Гроссман
строит свое повествование о первом периоде Отечественной войны на основе
вневременной и надисторической трактовки важнейших событий в жизни советского
народа.
Исчерпывающе
ясные сталинские положения о причинах возникновения второй мировой войны и о
факторах, определяющих ее ход, В. Гроссман подменяет путаными и расплывчатыми
идеями "извечной" борьбы "добра и зла", "тьмы и
света", вложенными в уста персонажей романа – академика Чепыжина и
профессора Штрума и никак не комментированными со стороны автора.
Вместо пафоса
неодолимого сопротивления советского народа немецко-фашистским захватчикам,
пафоса веры в победу и воли к победе, не покидавших наших людей в самые тяжкие
и грозные дни испытания минувшей войны, В. Гроссман – вольно или невольно – во
многих случаях утверждает пафос жертвенности и обреченности, окрашивающий
судьбы большинства его непосредственно действующих в бою героев.
Тенденциозно,
вопреки правде жизни, наиболее значительное место в романе В. Гроссман отводит
героям не действующим, а рассуждающим и рефлектирующим, видя в них некий
интеллектуальный фокус эпохи (Штрум и др.), и неправомерно обедняет и принижает
духовную жизнь непосредственных тружеников войны – бойцов и командиров,
способных, якобы, только на подвиги самопожертвования, но чуждых большого
исторического осмысления совершающихся событий (Вавилов и др.)
Неполнота и
однобокость рисуемой В. Гроссманом картины особенно резко обнаруживается в
отсутствии показа организующей и вдохновляющей роли Коммунистической партии в
Великой Отечественной войне. Слабо показаны в романе политработники,
коммунисты-бойцы и коммунисты-командиры. В результате Советская Армия в романе
Гроссмана лишилась своего особого, отличительного идейно-политического облика.
Писатель оказался не в состоянии выразить ее высокий моральный дух, ее
воодушевленность идеями коммунизма и железную дисциплину ее рядов, основанную
на политической сознательности.
Слабо и бегло
показано в романе кровное братство советского тыла и фронта в дни войны, плохо
изображены люди, чей труд на заводах и в колхозах обеспечивал наши победы над
врагом.
Роману
свойственны композиционная рыхлость и разбросанность повествования,
загроможденность случайными, мало характерными персонажами и эпизодами,
растянутость. Все это, находясь в зависимости от эклектической, путаной идейной
основы романа, заслоняет те удачные эпизоды и те яркие образы и портреты
отдельных людей фронта и тыла, которые могли бы получить иное, положительное развитие
в романе.
Неправильно
полагая, будто сделанные автором по совету редакции сокращения и исправления
текста и наличие художественных достоинств в отдельных главах уже позволяют
напечатать этот роман, редколлегия не разглядела его существенных идейно-художественных
пороков.
Редколлегия
считает, что она обязана извлечь все уроки из совершенной ею серьезной ошибки и
решительно повысить свою требовательность к идейному и художественному качеству
печатаемых в журнале произведений.
Редколлегия
считает необходимым чаще привлекать коллектив коммунистов партийной группы
редакции к обсуждению важнейших произведений, предназначенных для опубликования
в журнале.
Редколлегия
просит Секретариат ССП в ближайшее время принять меры к укреплению состава
редакционной коллегии "Нового мира".
("Литературная
газета", 1953, № 27 (3, март), с. 3).
Комментариев нет:
Отправить комментарий