"...На вахте мирного труда,
Идти вперёд - таков закон у нас,
Работа ждёт, и дорог каждый час"
Работа ждёт, и дорог каждый час"
65 лет назад
в СССР нельзя было забывать указание партии о заострении образа:
"Театр
"Самое
заветное"
Спектакль
Иркутского театра музыкальной комедии
Жанр
советской оперетты все еще переживает период становления. Не так давно в ходу
были музыкальные комедии типа "пьесы с музыкой", в которых
музыкальное начало было сведено к подсобной роли и носило более или менее случайный
характер ("Суворочка" Фельцмана). Бывало и так, что музыка
нивелированного, условно-"европейского" стиля шла вразрез с русским
содержанием сюжета ("Акулина" Ковнера). Ясно, что музыкальные
спектакли подобного склада не могли удовлетворить советского зрителя. Перед
композиторами стоит задача создания новой советской оперетты, в которой пьеса и
музыка были бы самобытны и органически слиты. Образы советских людей должны
стоять в центре произведений.
Композитору
В. Соловьеву-Седому удалось создать произведение, в известной степени
приближающееся к такому образцу советской оперетты. Речь идет об оперетте
"Самое заветное", поставленной Иркутским театром музыкальной комедии
(текст В. Масса и М. Червинского). Это, прежде всего, повествование о наших
советских людях сегодняшнего дня, о новой колхозной деревне, не только житнице
нашей Родины, но и неиссякаемой кузнице кадров, откуда пополняется армия
советской интеллигенции.
Пьеса не
свободна еще от шаблонов старой опереточной драматургии
("параллельные" любовные пары, традиционный разрыв между героем и
героиней в конце второго акта и т. п.). И все же, при всем этом, при известной
схематичности персонажей, пьеса подкупает правдивым, оптимистическим
изображением советских людей. Советская деревня показана такой, какая она есть
– культурной, зажиточной. Колхоз села "Заветное" даже имеет
собственный колхозный санаторий. Многие представители молодежи колхоза
обучаются в высших учебных заведениях страны. И характерно: сельская молодежь,
находясь в вузе, продолжает чувствовать себя неразрывно связанной с родной
деревенской средой. Не успел как следует осмотреться приехавший домой на
каникулы студент-горняк Вася, как бежит уже к трактору, на котором он работал
раньше.
Деловое,
хозяйственное отношение к посланной на учебу молодежи проявляет и колхоз. Член
правления артели, старый колхозник Игнатий Григорьевич требует у ребят зачетные
книжки, кровно интересуясь успехами, отечески выговаривая за полученные тройки,
подходит к студентам с позиции рачительного хозяина, берегущего государственную
копейку. О ликвидации существенных различий между городом и деревней, о зримых
чертах коммунизма – самого заветного в помыслах и чаяниях советского народа –
рассказывает это новое произведение.
Интрига
пьесы несложна. Хороший в существе своем советский парень Павел Куликов,
комбайнер, не раз ставивший рекорды производительности труда, заболел
головокружением от успехов. Торопясь поскорее связать свою судьбу с вузовкой
Настей Макаровой, Павел требует, чтобы она бросила учебу. Колхозная общественность
перевоспитывает парня. Тема борьбы с пережитками капитализма является основой
конфликта пьесы.
Наряду с
линией Павла и Насти развертываются две побочных: линии любви симпатичного,
пожилого почтаря Тютюкина и колхозного шофера Евдокии Петровны, линия взаимного
пылкого влечения студента Васи и колхозницы Зины Куликовой.
Радует
музыка оперетты. Замечательный мастер-песенник В. Соловьев-Седой насытил музыку
оперетты рядом интересных, запоминающихся мелодий. Это, прежде всего,
вступительная песня Зины с хором подружек. От нее веет бодростью, жизнью. Очень
характерны дуэт Клякушева с Тютюкиными терцет (Евдокия Петровна, Тютюкин,
Клякушев). В музыке этих ансамблей много забавного и оригинального. Лирическая
песня девушек на полевом стане выдержана в манере народных
"страданий". Хороша содержательная песня о Москве. С
большим успехом проходят два "ударных" музыкальных номера оперетты:
хоровод-секстет (три девушки и три парня) чудесного народного колорита и
песенка Васи "Закурю-ка, что ли папиросу я", в удачно найденных
интонациях которой композитор тонко передает разлад, происходящий в душе парня.
Есть и неудачные моменты в музыке, в партиях главных действующих лиц, моменты
явно мелодраматической окраски. Но в целом музыка "Самого заветного",
единая в русском колорите, заслуживает положительной оценки.
Коллектив
артистов театра во главе с постановщиком, заслуженным артистом РСФСР Н. Н.
Буториным вдумчиво, тщательно работал над спектаклем. Чтобы глубже и ярче
отразить жизнь колхозной деревни, группа актеров, занятых в постановке,
выезжала в один из колхозов Иркутского района.
Павел,
главный герой пьесы в исполнении артиста В. К. Кленерта – горячий, увлекающийся
юношу. Он близко к сердцу принимает перипетии жизни и бурно на них реагирует.
Образ получился жизненный, в реальность его веришь. Артисту, однако, необходимо
серьезно поработать над вокалом и изжить ту неприятную надтреснутость,
дребезжание, которое слышится иногда в его голосе.
Удачным
является и образ председателя колхоза Елизаветы Александровны (артистка И. А.
Рогозинская). Это серьезная, деловитая, умная советская женщина. Но в чувствах
Елизаветы-матери, как нам кажется, есть некоторый "перехлест".
Елизавете нужно пожелать больше стойкости, душевной твердости в тех сценах, где
она душой болеет за дочь. Образ от этого только выиграет.
Следует
отметить также мягкую реалистическую игру артистки М. А. Морозовой, исполняющей
роль шофера Евдокии Петровны. Хорош и ее "партнер" артист Г. С.
Муринский, очень тепло и тактично играющий скромного человека, связиста
Тютюкина.
Роль
Клякушева, труса и лодыря, исполняет артист Г. Л. Коржановский. Образ этот
представляет немалый интерес. Следует сказать, что авторы пьесы недостаточно
заострили образ Клякушева, проявили к этому фальшивому человеку какую-то
снисходительность. Нельзя сказать, что автор поверхностно ведет свою роль.
Чувствуется, что он вложил в нее немало труда. Клякушев в исполнении Г. Л.
Коржановского смотрится с интересом, в нем удачно найден и внешний облик.
Зритель
воспринимает в нем труса, эгоиста и лодыря. Но артист не нашел еще тех красок,
какие нужны для полного прочтения характера этого проходимца, зараженного
капиталистическими пережитками. Артист должен отбросить боязнь заострения
контрастных эмоций. Нельзя забывать указание партии: "Сознательное
преувеличение, заострение образа не исключает типичности, а вполне раскрывает и
подчеркивает ее".
Отлично, с
подкупающей простотой играет артист Н. Л. Каширский. Образ милого, задушевного
юноши Васи, яркими штрихами очерченный артистом, запечатлевается в памяти.
Хороша и непосредственная, жизнерадостная Зина (артистка М. А. Кувшинова).
Усилия
артистки И. Е. Поповой должны быть направлены в сторону преодоления чрезмерного
лиризма и элегичности, в плане которых она проводит роль. Настя, изображаемая
артисткой, отнюдь не "опереточная героиня" в старом понимании этого
термина. Она прежде всего советская девушка, жизнеспособная, со здоровой
психикой. Черты надлома, душевной опустошенности, которые проглядывают в трактовке
И. Е. Поповой, - заряд, бьющий мимо цели.
Дирижер Л.
З. Балло живо и энергично ведет спектакль, добившись хорошей слаженности всех
его музыкальных компонентов.
Одобрения
заслуживают отличные декорации спектакля, реалистически ярко воспроизводящие
красоту родной природы. Наряду с автором их – художником Г. В. Будриным должны
быть отмечены и художники-исполнители Т. А. Аладышева и А. И. Морозов.
Спектакль
"Самое заветное" – значительный творческий успех работоспособного
коллектива Иркутского театра музыкальной комедии.
В. Сухиненко".
("Восточно-Сибирская
правда", 1953, № 37 (13, февраль), с. 2).
Комментариев нет:
Отправить комментарий