"…Что теперь мы забыты судьбой
И что каждый из нас иностранец,
Но навеки друг другу родной…"
Но навеки друг другу родной…"
45 лет назад на
советской сцене заново рождались побывавшие в советских семьях зарубежные
управленцы:
"Театр
Вера в человека
Накануне юбилея СССР
Черемховский драмтеатр вновь обратился к творчеству выдающегося драматурга,
поставив пьесу Александра Корнейчука "Память сердца". Спектакль этот
смело можно назвать спектаклем о вере в человека.
Молодой режиссер Г.
Нестер, поставив "Память сердца" заявил о себе как о думающем и
серьезном художнике. Умение прочесть и передать в соответствующей сценической
форме мир мыслей и чувств, лежащих за скупыми и удивительно емкими сюжетными
фактами пьесы, пониманием значимости и весомости частностей и деталей,
благодаря которым мы узнаем очень многое о жизни и героев этого спектакля, и,
наконец, умение добиться слаженности всего актерского ансамбля, правдивости,
достоверности и убедительности общей
интонации – все это
свидетельствует о профессиональной зрелости режиссера.
Казалось, ничто в
ситуациях пьесы и спектакля не выходит за рамки обыденного, жизненного,
привычного, ничто не требует пристального внимания художника, стремящегося к
раскрытию сокровенных, не сразу достигаемых глубин человеческого сердца. А
между тем в истории, рассказанной нам драматургом и постановочным коллективом,
есть глубина, страстность и убедительность авторских и режиссерских замыслов.
История героев этого спектакля –Катерины, Антонио, Галины Романовны и их детей
– очень проста и безмерно сложна, как сама жизнь и события, составляющие их
личные биографии, неотделима от жизни, прожитой страной.
Весьма интересный
образ создала актриса М. Ульянова. Сложен путь, пройденный Катей: война
прервала естественное и плавное течение ее жизни и превратила девушку, мечтавшую
об удивительной любви, в бойца итальянского Сопротивления, в женщину, познавшую
ужасы немецких лагерей, горечь разочарований, утрату дорогих ей иллюзий,
родившую полную непримиримость к людским слабостям. Актриса правдиво и
убедительно показывает нелегкую женскую судьбу. Есть в этой нелегкости
объективные причины, есть обстоятельства иного рода, истоки которых следует
искать, обратившись к себе, к собственным поступкам, к собственной жизненной
философии. Зритель понимает, верит ей.
В спектакле запоминается
образ итальянца Антонио Терачини. Артист Г. Кузьменко нашел ту единственную
верную линию поведения своего героя, которая убеждает зрителя в верности,
правоте этого человека, перенесшего ужасы фашистского порабощения. После войны,
став мэром города, он несколько погряз в мелкобуржуазной стихии. Но, побывав в
советской семье, близко познакомившись с ее нравами, обычаями, взглядами на
происходящие события, он словно рождается заново. Артист передает чистоту
помыслов своего героя, свежесть, искренность его чувств к Катерине Михайловне,
сыну Антону, боевым товарищам по Сопротивлению. Жестокие страдания не
вытравили, не убили его живой, чуткой души.
Серьезная удача
спектакля – образ Антона (артист В. Карабаш). Видеть и поддерживать новое,
изобличать старое, отмирающее и помогать скорее от него избавиться другим и
самому себе – главная задача, которую поставил перед собой в изображении героя
молодой артист. Очень достоверный, словно выхваченный из реальной жизни, Антон
убеждает нас каждым своим поступком, каждым словом. Он умен, энергичен, умеет
страстно любить и воодушевленно работать. Актер создает характерный образ
молодого рабочего наших дней.
К сожалению, в
спектакле есть и просчеты. Члены бригады, которой руководит Антон, показаны в
спектакле схематично. Во второй картине первого действия бригада собралась в
первоклассном киевском ресторане, чтобы "обмыть" свою поездку на
стройки Индии. Этот небольшой эпизод не несет никакой смысловой нагрузки. Есть
в спектакле и другие погрешности.
В целом же
"Память сердца" в Черемховском театре драмы – яркое, запоминающееся
зрелище. Большое впечатление оставляет художественное оформление (художник Л.
Требуховский). Скупыми, лаконичными средствами художник добивается
достоверности. Особенно волнует сцена у воинского обелиска.
Новый спектакль, хотя
и не лишен отдельных незначительных недоработок, сделан неравнодушной рукой.
Режиссер и коллектив исполнителей стремились к тому, чтобы в спектакле во весь
голос звучала вера в человека, память о прошедших событиях, чтобы в нем сегодняшний
зритель черпал нравственные силы, вдохновляющий пример.
В. Жилкин,
г. Черемхово".
("Восточно-Сибирская
правда", 1973, № 19 (23, январь), с. 3).
Комментариев нет:
Отправить комментарий