"…Воля к борьбе и
жизни.
Ей одной миллионы
верны
Строителей
коммунизма".
55 лет назад в СССР звук расходился особенно далеко,
если это звучала забота партии и правительства:
"Для народа
Е. Вучетич,
народный художник СССР
Стало уже привычным в нашей жизни – общественной и
творческой – называть наиболее значительные события и явления историческими. И
в самом деле это так.
Мы живем и созидаем в такое стремительное и бурное
время, когда каждый год полон событий и явлений эпохальной значимости. Но без
тени преувеличения можно сказать, что в жизни художественной интеллигенции за
последнее время не было события более благотворного, чем встреча, состоявшаяся
17 декабря 1962 года.
Это была не просто встреча руководителей
Коммунистической партии и Советского правительства с представителями нашей
художественной интеллигенции, не просто большой разговор о советской литературе
и искусстве.
Это была жизненно важная беседа, откровенная и
взволнованная, мужественно-правдивая, исполненная великой заботы о настоящем и
будущем советской литературы и искусства.
XX и XXII съезды Коммунистической партии
Советского Союза ознаменовали в жизни нашего общества величайший поворот. Были
приняты все меры к ликвидации вредоносных последствий культа личности, к
восстановлению ленинских норм жизни общества. Далеко вперед шагнула наша Родина
в последние годы. Благодарное человечество будет вечно чтить подвиг нашего
народа – первооткрывателя космической эры. Еще радостней стало творить во славу
родного народа, воспевать свое время, своих замечательных современников.
На встрече 17 декабря было сказано много добрых слов о
произведениях, достойных народа-героя, строящего коммунизм.
Об этом говорил Никита Сергеевич Хрущев, и его устами
говорила об этом вся ленинская партия.
Но более всего на этой встрече прозвучала забота
партии, правительства о дальнейших судьбах советского искусства.
Был продолжен суровый и нелицеприятный разговор о рабском
подражании некоторых художников уродливым образчикам современного буржуазного
искусства, об идеологическом примиренчестве, а тем самым об отступлении перед
чуждой нашему обществу буржуазной идеологией.
Видимо, не
отдавая себе отчета, не задумываясь об антинародной сущности абстракционизма и
формализма, возведенных недругами коммунизма в ранг "нового
искусства", некоторые наши деятели культуры пытались их оправдать и
обеспечить им право на мирное сосуществование с социалистическим реализмом,
забыв о том, что сама идея сосуществования идеологий есть не что иное, как предательство.
Некоторые
товарищи раньше убеждали нас в том, что необходим-де поиск завтрашнего
искусства. Здесь следует оговориться: поиск, конечно, всегда необходим. Нельзя,
однако, сам факт поиска считать уже художественным открытием. Тем более поиск
негодный, каким являются формалистические и абстрактные выкрутасы
малоталантливых рисовальщиков и живописцев.
Если уж и
применимо к ним слово "поиск", то только лишь в одном смысле: поиск
легкого успеха, легкой славы, даже не гнушаясь и геростратовой.
Во имя чего
партия и правительство ведут сегодня с художниками большой и серьезный
разговор, во имя чего мы еще раз решительно определяем свои
идейно-художественный позиции?
Ответ может
быть лишь один: во имя народа, строящего коммунизм. Во имя народа, прошедшего сквозь
все тернии истории, не останавливавшегося ни перед какими трудностями и
сложностями. Во имя народа, высоко ценящего свою художественную интеллигенцию и
ожидающего от нее величайших свершений.
Наш народ
имеет полное право спросить с каждого художника о мере его творческой отдачи, о
существе его творчества.
Для кого
трудится наша художественная интеллигенция? Для самой себя, для изощренной
кучки снобов от искусства и литературы или же для миллионных масс трудящихся,
творцов Великой Октябрьской революции и космической эры человечества?
Величие истинного искусства всегда заключалось в том,
что оно вдохновляет народные массы на борьбу за общечеловеческое счастье. И,
спрашивается, может ли такое искусство быть непонятным народу?
Народу не нужны графические и "объемные"
анекдоты,именуемые "новым искусством", принижающие духовный мир
современника,оскорбляющие его достоинство.
И пусть не удивляются формалисты и абстракционисты,
что на презрение к народу, выраженное в их "творениях", народ
отвечает им тем же самым…
Это было со всей прямотой и откровенностью сказано на
встрече 17 декабря. Это отрезвляюще прозвучало для тех, которые свои заблуждения
возвели в "новую" норму современного искусства.
Разговор на
встрече носил характер острой полемики; были споры, естественные для проблем
творчества, но прежде всего и главнее всего были бесспорные суждения о
необходимости зорко оберегать чистоту и высокую идейность нашего искусства;
непрестанно дерзать, но не ради дерзаний как самоцели, а ради великой цели,
требующей самого талантливого художественного воплощения;
возвысить
советского человека, воспеть его мужественный подвиг, отобразить сложную и
прекрасную правду жизни нашего народа. И делать это в полную меру таланта, ума
и сердца художника".
("Огонек",
1962, № 52 (23, декабрь), с. 1-2).
Комментариев нет:
Отправить комментарий