"...Он обо всем осведомлен.
Возок березовых дровишек
За пачку соли купит он".
Возок березовых дровишек
За пачку соли купит он".
75 лет назад советская кинокритика на временно оккупированных территориях с большим интересом встречала новые кинокартины:
"Кино
"Антон
Иванович сердится"
В семье
старого профессора музыки Воронова творческий разлад. Сам маститый музыкант
Антон Иванович— сторонник серьезной музыки. Он — правоверный последователь Баха
и его торжественные хоралы считает вершиной всех творческих исканий.
Но дочь
Воронова, Симочка, - любимица всей семьи
и консерватории, где она учится, вдруг оказывается одаренной талантом в легкой
музыке. Девушка становится опереточной певицей, дебютируя в музыкальной
комедии, написанной молодым композитором Мухиным.
Антон Иванович
сердится потому, что легкий жанр в музыке, который, по его мнению, не имеет
права на самостоятельное существование, пленил Симочку. И одаренная девушка, по
его твердому убеждению, "навсегда погибла для святого, чистого
искусства".
Однако в последнюю
минуту, когда над юной парой дебютантов готова разразиться гроза его гнева,
вмешивается Иоганн Себастиан Бах довольно оригинальным образом. Во сне Антона
Ивановича великий предтеча серьезной музыки сходит с портрета и в дружеской
беседе осмеивает презрение профессора к легкой музыке, заверяя его, что в
одинаковой мере нужна музыка, от которой люди плачут, и музыка, от которой они
смеются.
Старый
профессор понимает свою ошибку и признает за легкой музыкой, а заодно и за
молодым композитором - женихом своей
дочери, право на свою любовь.
Такова первая
и основная линия музыкальной комедии «Антон Иванович сердится». Вторая линия
посвящена истории любви между Мухиным и Симочкой и не претерпевает столь
серьезных испытаний. И третья ветвь сюжета - это судьба халтурщика от
музыки—композитора Керосинова, который потом находит свое место в оркестре в
качестве барабанщика. Типичный штрих для всех советских кинофильмов, где самый
закоренелый грешник исправляется и находит место в социалистическом
"раю" в качестве кандидата в праведники.
"Антон
Иванович сердится" тонкая и умная комедия о споре двух музыкальных
поколений. Тема спора очень не нова: плесневеть ли искусству в чопорных,
строгих рамках великой классики или выйти на широкий тракт жизни?
Существенным
изъяном в этой в основном удачной комедии является музыка Кабалевского, который
волею постановщика должен был утвердить перед тенью Баха, Генделя, Гуно право
легкой музыки стать наравне с ними.
Но самым
большим недостатком фильма является его чрезмерная перегруженность нахальным,
лезущим из всех пор, еврейством.
Противная,
вульгарная фигура развязного Яши так и пышет мерзостью и торгашеством. Тут же
назойливо режет глаз дирижер с типичным семитским лицом. И тот и другой живо
напоминают знакомых спекулянтов с толкучки, воровски прорвавшихся на сцену.
В целом же
следует признать, что фильм смотрятся с большим интересом.
Завтра
"Антон Иванович сердится" пойдет в кинотеатре «Колизей».
Холодов".
("Донецкий
вестник", Юзовка, 1942, № 22 (15, март), с. 4).
Комментариев нет:
Отправить комментарий