"… Несите, голуби, несите
Народам мира наш привет!"
65 лет
назад в СССР попросту искажал политическую карту мира лектор Браун:
"Об
одной порочной лекции
Молодежь
Долинска покидала лекционный зал с чувством неудовлетворенности. Эту
неудовлетворенность вызвало выступление действительного члена Всесоюзного
общества по распространению политических и научных знаний Е. Э. Браун,
читавшего по путевке обкома ВЛКСМ лекцию "Политическая карта мира".
Нелестные отзывы дают об этой лекции и товарищи, прослушавшие ее в последнее
время в Южно-Сахалинске.
Чем
вызвана такая оценка лекции тов. Браун?
Перед
лектором стояла ответственная задача – дать высокоидейную политическую
характеристику стран мира, показать борьбу двух лагерей, движение народов за
мир, против американо-английских поджигателей новой войны, показать рост и
укрепление стран лагеря мира, демократии и социализма, возглавляемого Советским
Союзом, ослабление империалистического лагеря. Однако эта задача оказалась не
по плечу лектору. В силу безответственного отношения к делу лектор выступал с
порочной, чрезвычайно слабой в идейном отношении лекцией; у него не партийный
подход к вопросу, а объективистский; отсутствие ясных политических
характеристик тех или иных стран попросту исказило политическую карту мира.
В лекции
дана бледная, сухая, далеко неполная характеристика стран
антиимпериалистического лагеря. При этом лектор счел нужным уделить великому
Советскому Союзу всего одну минуту. О решающей роли Советского Союза в
образовании и укреплении стран народной демократии, о бескорыстной помощи СССР
этим странам и Китаю, о неутомимой борьбе стран демократического лагеря во
главе с Советским Союзом за мир и дружбу между народами – обо всем этом лектор
не сказал ни слова. В лекции отсутствует сталинская оценка значения образования
Германской Демократической Республики. Нелепо и сбивчиво характеризуется
Брауном сущность борьбы корейского народа против американских захватчиков.
Кажется
невероятным, что в лекции по международному вопросу умалчивается о главной
идее, выдвинутой историей перед прогрессивным человечеством, - об идее защиты
мира. Однако, во всей лекции об этом нет ни слова.
Не менее
крупными упущениями, ошибками и искажениями грешит и вторая часть лекции – о
политической карте капиталистического мира. Здесь отсутствует характеристика
обострения общего кризиса капитализма, не показано ослабление
империалистического лагеря. Говоря о колониях, лектор не счел нужным сказать о
мощном подъеме национально-освободительного движения в колониях и зависимых
странах.
О
разлагающейся капиталистической системе, о фашистских государствах автор лекции
говорит в таком спокойном, равнодушном тоне, что только приходится удивляться
его аполитичности. Например, Испанию, где господствует кровавый режим Франко,
где фашистские заправилы продают народ и богатства страны американским
монополистам, Браун охарактеризовал следующей единственной и беззубой фразой:
"Испания владеет несколькими колониями в Африке, важнейшей из которых
является Испанское Марокко".
Еще больше
возмущает слушателей аполитичность лектора, когда он
рассказывает
о Соединенных Штатах Америки. Вместо страны, где господствует кровавый разбойничий
империализм, разжигающий новую мировую войну, протягивающий свою грязную лапу к
горлу народов, где царит полицейско-фашистский режим и самая разнузданная
реакция, которую империалисты США пытаются насадить во всем мире, - лектор
рисует слушателям США, как некую безобидную державу, "буржуазную республику
с двухпалаптным конгрессом и президентом во главе, обладающим чрезвычайно
широкими полномочиями". И хоть бы слово о ленинско-сталинской
характеристике американского империализма!
Грубой
ошибкой лектора является то, что аннексию Аляски у России в 1867 году он
изображает просто, как акт купли-продажи, а не как одно из звеньев в
захватнической политике правящих кругов США, направленной против нашей страны.
Характеризуя
государства Ближнего и Среднего Востока, лектор искажает современные события,
умалчивая о разбойничьей политике американского империализма, о том, что всюду,
где льется кровь народов, где бедствуют миллионы трудящихся, там видны зловещие
фигуры американских монополистов, наживающихся на горе и крови народов. Не
показал Браун и политику доллара в Западной Европе, умолчал об экономической
экспансии США, выраженной в пресловутых планах Маршалла, Шумана, Плевена и т.д.
Этот
перечень упущений и грубых ошибок далеко не исчерпывает всех недостатков лекции
Брауна. В лекции много смысловых неточностей, искажений цитат, фактов и т. д.
В целом
лекция Брауна "Политическая карта мира" аполитична, порочна и вредна.
Несколько
месяцев назад первый вариант этой лекции обсуждался на заседании
общественно-политической секции областного отделения Общества по распространению
политических и научных знаний. Лекция была оценена, как плохая. Однако Браун не
посчитался с мнением членов Общества, отказался принять во внимание критические
замечания и продолжал чтение лекции. Отделение Общества и обком ВЛКСМ
предоставили трибуну для халтурщика.
На днях на
расширенном заседании секции снова обсуждалось содержание этой лекции. Браун не
только не внес поправок с учетом критики, но не дополнил лекцию теми важнейшими
событиями, которые произошли в мире за последние месяцы. Снова Браун
отказывается согласиться с критикой и оценкой его лекции.
Пример
этой порочной лекции говорит о том, что в областном отделении Общества пока еще
нет подлинной борьбы за высокий идейный уровень лекционной пропаганды, что на
трибуну Общества проникают еще халтурщики, далеко стоящие от настоящей работы
по коммунистическому воспитанию трудящихся. В Обществе нерешительно борются с
подобными явлениями. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что, признав
полную негодность лекции и отмечая нежелание автора работать над улучшением ее,
секция снова поручает ему работать над этой темой. А между тем ясно, что с
лекцией "Политическая карта мира" Браун не может справиться.
Подобные
лекции и подобных лекторов нельзя терпеть на одном из самых боевых участков
идеологической работы, каким является лекционная пропаганда.
А. Цилин,
А. Обоянов".
("Советский Сахалин", 1952, № 8 (10,
январь), с. 3).
Комментариев нет:
Отправить комментарий